|
Нужна ли психотерапия психотерапевтам и психологам ?Автор статьи: Соковнина Марина Соломоновна
Интервью с Соковниной М.С., ведущей терапевтических марафонов, г. Санкт-Петербург. - М.С. Как вы считаете, действительно ли это важно, для будущего ТА-аналитика, пройти курс ТА-терапии ? М.Б. достаточно пройти теоретический курс ? Я думаю, что пройти терапию (любую) важно не только для ТА-аналитика, но также и для любого психолога и психотерапевта. Для этого имеется ряд серьезных причин. Одна из этих причин – встречающиеся случаи дополнительного травмирования клиентов в течение его работы с терапевтом или консультантом. В транзактном анализе имеется понятие «вредного сценария». Под вредным сценарием понимается такая часть сценарных установок человека, которые влекут поведение, эмоционально или физически ранящее других или приглашающее других людей к играм, негативным чувствам и деструктивному поведению. Такое «приглашение» может происходить как осознанно, так и не осознанно. Проще говоря, люди делятся на три категории. Люди первой категории имеют не вредный сценарий, с помощью которого они «делают плохо себе» , люди второй категории имеют сценарий, с помощью которого они «делают плохо другим" и третьи – делают плохо и себе и другим. Для работы с людьми «вредный» компонент сценария должен быть проработан. Но имеет смысл думать также и об высвобождении своего личностного и профессионального потенциала с помощью психотерапии. Любой внутренний конфликт связывает психическую энергию эго-состояний, которая могла бы быть использована на процессы осознания, способности держать фокус внимания, творческие процессы. (возможность инсайта). Качество всех этих процессов важно в работе с индивидуальными клиентами и группами. Некоторые психологи «жалуются», что они устают после работы с 1-3 клиентами подряд. Подобная «усталость» - результат рестимуляции психологических травм и негативных сценарных посланий, которые имеет сам психотерапевт или консультант. Рестимуляция – это повторная актуализация негативного представления и/или переживания, через ассоциативную память, по принципу подобия. Подобная рестимуляция вредна для здоровья консультанта. Она ведет к профессиональному выгоранию и другим проблемам. Усталость может быть связана также с драйвером "старайся» и спасательской позицией в драматическом треугольнике (С. Карпман). Когда мы спасаем других, энергетический баланс нарушается, так как мы начинаем вкладывать в работу больше энергии, чем сам клиент. - М.С., что еще вы можете сказать о том, как профессиональная эффективность консультанта, психотерапевта, могут быть поддержаны с помощью прохождения личной психотерапии? - Личностная компетентность и коммуникативная компетентность являются необходимыми условиями (частями) профессиональной компетентности. Под личностной компетентностью я здесь понимаю знания о том, как устроена ваша личность и какова ваша индивидуальность, а также, как использовать сильные стороны своей индивидуальности, и способность управлять внутренними процессами и внешним поведением (делать выбор). Русские и украинцы выросли в национальных культурах, несущих в себе последствия тоталитаризма, запечатленные как с предыдущих поколений, так и из организации и культуры сегодняшней жизни. Тоталитарное общество не способствует формированию автономной, свободной личности, каким должен быть терапевт. Нам всем нужна терапия. -Какие трудности освоения профессиональных навыков консультанта и психотерапевта с Вашей точки зрения напрямую связаны с индивидуальной историей человека? -Из моего опыта, профессиональной работе и профессиональному росту психолога и психотерапевта часто мешают детские травмы, связанные с публичным оскорблением и наказанием в детских учреждениях, а именно в детском саду, школе. Один из эффектов такой травмы –нарушение коммуникации ребенка (а затем и взрослого) с группой. Это влечет за собой в будущем трудности в коммуникации с аудиторией при публичном выступлении, при обучении студентов, трудности взаимодействия с психотерапевтической группой из роли ведущего, так как начинают работать известные всем перенос и контрперенос. В этом случае первично «опознанные» ребенком гнев и раздражение, угрозу, идущие от педагога, он проецирует на детскую группу, и переживает ситуацию субъективно, как будто дети тоже осуждают его за проступок и не хотят с ним дружить. В дальнейшем эта «картинка» переносится как на экран на другие группы. Проработка этой первичной травмы ведет к высвобождению профессионального потенциала, так как восстанавливает здоровые взаимоотношения с группой. Кроме того, в формировании коммуникативной компетентности играет роль возраст 5-6 лет, когда у ребенка формируется представление о его способности влиять на других людей. Если родители «отзываются», то есть реагируют на просьбы ребенка, показывают или говорят ему, какие чувства в них вызывает поведение ребенка и т п, то у детей формируется представление о своей способности влиять на внутренний мир и поведение других людей, а это основа силы психотерапевта. Если кто-либо имеет сценарное убеждение, что он неспособен повлиять на других, то он будет использовать соответствующую систему подтверждения сценарного опыта в отношениях, и с клиентом в том числе. Если психотерапевт, психолог, верит в эту свою способность, то он будет активно использовать и развивать ее. - М. С., Нужна ли психотерапия тем психологам, которые работают в образовательной системе, и не занимаются психотерапевтической практикой ? - Конечно нужна, и возможно в большей степени, поскольку школьные психологи каждодневно имеют контакт с учителями по поводу детей и своей работы с ними. Этот контакт будет актуализировать все непроработанные переносы, касающиеся и родителей психолога и воспитателей и учителей, которые его учили и воспитывали, когда он был ребенком. А мы знаем, что сценарий формируются преимущественно во взаимодействии ребенка с родителями. Здесь будет иметь место и рестимуляция проблем, и перенос на личность школьного учителя незавершенных отношений со значимыми фигурами из прошлого. Еще одна важная проблема состоит в том, что, для того чтобы хорошо устанавливать контакт с детьми определенного возраста, нужно быть в хорошем контакте со своим собственным Внутренним Ребенком этого же возраста. Внешний процесс отражает внутренний процесс. А вы, возможно замечали, что психологи обычно предпочитают работать с одним каким-либо возрастом детей, в определенном возрастном диапазоне, и - не работать с другими возрастами. Это связано с частично исключенным Эго-состоянием Ребенка, и это является результатом детского опыта. _ Как вы считаете, что именно в первую очередь важно проработать в терапии будущему психологу-консультанту, психотерапевту ? - Начните с любого места, с которого вы хотели бы начать, и с которым вы считаете, что справитесь, важно начать и почувствовать эффект. Успех в небольшом начинании даст Вам энергию, чтобы продвигаться далее и справиться с другими проблемами. -Что вы рекомендуете для самостоятельной работы в направлении профессионального и личностного роста ? - Я считаю важным формирование базовой жизненной позиции ++, ее возможно усиливать через собирание банка поглаживаний. Я предлагаю каждый день просить позитивные безусловные и условные поглаживания, принимать их, отклонять поглаживания с жалом. негативные безусловные, негативные условные, когда вы их не хотите. Также очень важно научиться давать поглаживания самому себе. По сути, это значит произвести замену внутреннего голоса и негативного диалога между Родителем и Ребенком на позитивный. -Скажите пожалуйста, где еще можно получить информацию о вас, Вашей работе и ТА-терапии ? Информация обо мне имеется на этом же сайте в закладке «Персоналии», и также на сайте ППМС центра Кировского района Санкт-Петербурга, где я работаю. И на сайте СОТА в закладке «Личные страницы членов СОТА». Несколько моих статей размещено на сайте «ТА для всех». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|