Нужна ли психотерапия психотерапевтам и психологам ?

 Интервью  с Соковниной М.С., ведущей терапевтических марафонов, г. Санкт-Петербург.

- М.С. Как вы считаете, действительно ли это важно, для будущего ТА-аналитика, пройти курс ТА-терапии ? М.Б. достаточно пройти теоретический курс ?

Я думаю, что пройти терапию (любую) важно не только для ТА-аналитика, но также и для любого психолога и психотерапевта.  Для этого имеется ряд серьезных причин.

 Одна из этих причин – встречающиеся случаи дополнительного травмирования клиентов в течение его работы с терапевтом или консультантом.

В транзактном анализе имеется понятие «вредного сценария». Под вредным сценарием понимается такая часть сценарных установок человека, которые влекут поведение, эмоционально или физически ранящее других или приглашающее других людей к играм, негативным чувствам и деструктивному поведению. Такое «приглашение» может происходить как осознанно, так и не осознанно. Проще говоря, люди делятся на три категории. Люди первой категории имеют не вредный сценарий, с помощью которого они «делают плохо себе» , люди второй категории имеют сценарий, с помощью которого они «делают плохо другим" и третьи – делают плохо и себе и другим. Для работы с людьми «вредный» компонент сценария должен быть проработан.

      Но имеет смысл думать также и об высвобождении своего личностного и  профессионального потенциала с помощью психотерапии. Любой внутренний конфликт связывает психическую энергию эго-состояний, которая могла бы быть использована на процессы осознания,   способности держать фокус внимания, творческие процессы. (возможность инсайта). Качество всех этих  процессов важно в работе с индивидуальными клиентами и группами.

     Некоторые психологи «жалуются», что они устают после работы с 1-3 клиентами подряд. Подобная «усталость» - результат рестимуляции психологических травм и негативных сценарных посланий, которые имеет сам психотерапевт или консультант. Рестимуляция – это повторная актуализация негативного представления и/или переживания, через ассоциативную память, по принципу подобия. Подобная рестимуляция вредна для здоровья консультанта. Она ведет к профессиональному выгоранию и другим проблемам. Усталость может быть связана также с  драйвером "старайся» и спасательской позицией в драматическом треугольнике (С. Карпман). Когда мы спасаем других, энергетический баланс нарушается,  так как мы начинаем вкладывать в работу больше энергии, чем сам клиент.

- М.С., что еще вы можете сказать о том, как профессиональная эффективность консультанта, психотерапевта, могут быть поддержаны с помощью прохождения личной психотерапии?

-     Личностная компетентность и коммуникативная компетентность являются  необходимыми условиями (частями) профессиональной компетентности.

     Под личностной компетентностью я здесь понимаю знания о том, как устроена ваша личность и какова ваша индивидуальность, а также,  как использовать сильные стороны своей индивидуальности, и  способность управлять внутренними процессами и внешним поведением (делать выбор).

     Русские и украинцы выросли в национальных культурах, несущих в себе последствия тоталитаризма, запечатленные как с предыдущих поколений, так и из организации и культуры сегодняшней жизни. Тоталитарное общество не способствует формированию автономной, свободной личности, каким должен быть терапевт. Нам всем нужна терапия.

-Какие трудности освоения профессиональных навыков консультанта и психотерапевта с Вашей точки зрения напрямую связаны с индивидуальной историей человека?

-Из моего  опыта, профессиональной работе и профессиональному росту психолога и психотерапевта часто мешают детские травмы, связанные с публичным оскорблением и наказанием в детских учреждениях, а именно в детском саду, школе. Один  из эффектов такой травмы –нарушение коммуникации ребенка (а затем и взрослого) с группой. Это влечет за собой в будущем трудности в коммуникации с аудиторией при публичном выступлении, при обучении студентов, трудности взаимодействия с психотерапевтической группой из роли ведущего, так как начинают работать известные всем перенос и контрперенос. В этом случае первично «опознанные» ребенком гнев и  раздражение, угрозу, идущие от педагога, он проецирует на детскую группу, и переживает ситуацию субъективно, как будто дети тоже осуждают его за проступок и не хотят с ним дружить. В дальнейшем эта «картинка» переносится как на экран на другие группы. Проработка этой первичной травмы ведет к высвобождению профессионального потенциала, так как восстанавливает здоровые взаимоотношения с группой.

     Кроме того, в формировании коммуникативной компетентности играет роль возраст 5-6 лет, когда у ребенка формируется представление о его способности влиять на других людей. Если родители «отзываются», то есть реагируют на просьбы  ребенка, показывают или говорят ему, какие чувства в них вызывает поведение ребенка и т п,  то у детей формируется представление о своей способности влиять на внутренний мир и поведение других людей, а это основа силы психотерапевта. Если  кто-либо имеет сценарное убеждение, что он неспособен повлиять на других, то он будет использовать соответствующую систему подтверждения сценарного опыта в отношениях, и с клиентом в том числе. Если психотерапевт, психолог, верит в эту свою способность, то он будет активно использовать и развивать ее.

- М. С., Нужна ли психотерапия тем психологам, которые работают в образовательной системе, и не занимаются психотерапевтической практикой ?

 - Конечно нужна, и возможно в большей степени, поскольку школьные психологи каждодневно имеют контакт с учителями по поводу детей и своей работы с ними. Этот контакт будет актуализировать все непроработанные переносы, касающиеся и родителей  психолога и воспитателей и учителей, которые его учили и воспитывали, когда он был ребенком. А мы знаем, что сценарий формируются преимущественно во взаимодействии ребенка с родителями. Здесь будет иметь место и рестимуляция проблем, и перенос на личность школьного учителя незавершенных отношений  со значимыми фигурами из прошлого.

   Еще одна важная проблема состоит в том, что, для того чтобы хорошо устанавливать контакт с детьми определенного возраста, нужно быть  в хорошем контакте со своим собственным Внутренним Ребенком этого же возраста. Внешний процесс отражает внутренний процесс. А вы, возможно замечали, что психологи обычно  предпочитают работать с одним каким-либо возрастом детей, в определенном возрастном диапазоне, и - не работать с другими возрастами. Это связано с частично исключенным Эго-состоянием Ребенка, и это  является результатом детского опыта.

_ Как вы считаете, что именно в первую очередь важно проработать в терапии будущему психологу-консультанту, психотерапевту ?

 - Начните с любого места, с которого вы хотели бы начать, и с которым вы считаете, что справитесь, важно начать и почувствовать эффект. Успех в небольшом начинании даст Вам энергию, чтобы продвигаться далее и справиться с другими проблемами.

-Что вы рекомендуете для самостоятельной работы в направлении  профессионального и личностного роста ?

 -     Я считаю важным формирование базовой жизненной позиции ++, ее возможно усиливать через собирание банка поглаживаний. Я предлагаю каждый день просить  позитивные безусловные и условные поглаживания, принимать их, отклонять поглаживания с жалом. негативные безусловные, негативные условные, когда вы их не хотите.

     Также очень важно научиться давать поглаживания самому себе. По сути, это значит произвести замену внутреннего голоса и  негативного  диалога между Родителем и Ребенком на позитивный.

-Скажите пожалуйста, где еще можно получить информацию о вас, Вашей работе и ТА-терапии ?

Информация обо мне имеется на этом же сайте в закладке «Персоналии», и также на  сайте ППМС центра Кировского района Санкт-Петербурга, где я работаю. И на сайте СОТА в закладке «Личные страницы членов СОТА». Несколько моих статей размещено на сайте «ТА для всех».



Просмотров: 371
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологи говорят не правду - менять поведение других возможно?
  • Две способности, которые важно развивать в себе любому родителю
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Как с помощью цвета одежды и аксессуаров влиять на других людей?
  • Почему важно быть заботливым родителем самому себе.
  • Как быть, если сильно зависишь от мнения других людей
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Можно ли использовать других людей? - Нужно!
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Техника работы с Травмированным Внутренним Ребенком с помощью МАК
  • Почему так важно родителям поддерживать хороший контакт с ребенком?
  • «Очень важно беречь себя, сберегая других»
  • Психотерапия травмы | Целостность и любовь к себе, самореализация, принятие себя и других
  • Сепарация - отделение ребенка от других людей и приобретение независимости
  • Принцип работы психолога/психотерапевта в Позитивной Психотерапии
  • Использование убеждений других людей для работы с дисфункциональными убеждениями.
  • 4 вопроса, которые задают себе богатые люди (и которые делают их богаче)
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Будучи собой, ты, не ведая о том, вдохновляешь других на то, чтобы быть собой (Побочный эффект контроля)
  • Использование схожих убеждений других людей для работы с дисфункциональными убеждениями.
  • Как получить пользу от своей злости на других людей?
  • О том, как важно давать чувствам быть
  • О «пиджаке» психотерапевта или Имеет ли право сапожник быть без сапог?
  • Что важно знать молодому специалисту о работе педагога-психолога в школе?
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"
  • Мы меняемся лишь тогда, когда покидаем контакт с другими. В самом контакте нет опыта
  • Использование схожих убеждений других людей для работы с дисфункциональными убеждениями: ролевая игра.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь