|
Мой сын - подросток. Как с ним договариваться?Автор статьи: Юлия Пырина
Анна. Ваш сын переживает нормальное для своего возраста явление – подростковый кризис. Время очень непростое для сына и для вас. Ваша задача, как ответственного родителя, сопровождать сына в его взрослении, не подавляя его волю. Не осуждать, а проявить сочувствие и терпение. Два пути протекания кризиса 1.«Кризис независимости». Проявляется: нежеланием подростка подвергаться воздействиям других людей; проявлением упрямства и грубости; стремлением во всем поступать по-своему; отсутствием авторитетов; ревностным отношением к личному пространству; бурным развитием критического мышления; максимализмом; ранимостью в сочетании с показной холодностью. Развитию личности более способствует «кризис независимости». Результатом кризиса становится: формирование более зрелой позиции по отношению к себе и своему жизненному пути; осознавание собственной уникальности. 2. «Кризис зависимости». Проявляется: послушанием; несамостоятельностью; инфантильностью в суждениях и поступках; стремлению быть «как все». Как правило, больше устраивает родителей.
Чем еще характерен кризис: проявлением интереса к своим чувствам и переживаниям; потребностью в признании окружающих (друзья становятся важнее семьи); потребностью в любви (мнение окружающих очень важно, несмотря на внешнее безразличие); стремлением к независимости и свободе (важно понимать, что в этом возрасте подросток не может быть полностью независим от вас); формированием самостоятельности в принятии решений; формированием ответственности за последствия своих действий.
Все это невозможно подростку преодолеть в одиночку. Необходимо ваше чуткое сопровождение (не переделывание под себя, а сотрудничество).
Подросток и наказания
Часто родители считают, что наказывать ребенка нужно ради его же блага. И отсутствие наказания, как воспитательной меры, это проявление родительской безответственности. На самом деле, если в вашей семье царит атмосфера взаимопонимания, заботы и безусловной любви – наказанию нет места. Ваша цель, как родителя, помочь сыну выработать в себе чувство ответственности за свои поступки и сохранить с ним хорошие отношения. Последствия наказаний для подростка - печальны: подавленность; чувство бессилия; потеря веры в себя; часто испытываемые злоба и ненависть; желание обманывать. Какова альтернатива наказанию: скажите о своих чувствах («Я сержусь, когда ты грубишь»); скажите, чего вы ожидаете («Я ожидаю, что ты будешь более уважительно ко мне относиться»); предложите возможность выбора («Когда мне грубят, мне очень обидно. Ты можешь или объяснить мне, почему так происходит, или написать мне об этом»); подскажите, как можно исправить ситуацию («Разумно было бы тебе извиниться»); будьте активны («Разговор окончен. Я грубость не потерплю»). Правило трех П: Постоянство; постепенность; последовательность Анна, все, о чем пойдет речь дальше, имеет смысл, если следовать этому правилу на постоянной основе. Вместо того, чтобы обесценивать и давать советы - научитесь принимать его чувства: отражайте, что, по вашему, мнению, он чувствует («Я вижу, ты огорчен»); проявляйте сочувствие (« Я понимаю, как тебе хочется пойти к друзьям, но ты обещал сначала сделать уроки»). Вместо того, чтобы читать нравоучения и отдавать приказы – научитесь договариваться: опишите проблему («Когда ты уходишь с друзьями, я не могу ни думать, ни отдыхать»); опишите свои чувства («Я так волнуюсь, что у меня болит голова»); дайте информацию («Поздние прогулки опасны, можно попасть в неприятности и т.д.»); предложите выбор («Можно или возвращаться пораньше, или быть все время на связи»); озвучьте, что для вас важно («Мне важно знать, что с тобой все в порядке. Нам всем следует задумываться о последствиях поздних прогулок»). Вместо того, чтобы устанавливать свои порядки – научитесь сотрудничеству: предложите сыну выразить свою точку зрения на проблему (Вы: «Тебе что-то мешает приходить домой вовремя», сын: «Так рано возвращаться нужно только мне, друзья еще остаются!»); выскажите свою мнение («Когда ты долго не приходишь, я волнуюсь!»); предложите совместно решить проблему; запишите все пути решения; совместно решите, какие из идей подойдут. Вместо того, чтобы обвинять: выразите то, что чувствуйте («Меня расстраивает, когда ты мне грубишь!»); расскажите о своих ожиданиях («Мне бы хотелось, чтобы ты проявлял уважение, в свою очередь, я постараюсь также поступать в отношении тебя!»). Вместо того, чтобы оценивать (Например: «Ты безответственный»): опишите действия подростка («Мне кажется, тебе сложно взять ответственность на себя и т.д.»); опишите свои чувства («Меня это огорчает»); опишите свои ожидания и намерения («Но я уверена, что у тебя все получиться, в свою очередь обещаю поддержать тебя») Анна! Любые изменения нужно начинать с себя. Пересмотрите свои взаимоотношения с сыном, наберитесь терпения и тогда кризис будет успешно пройден. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|