Первый закон робототехники Азимова гласит: робот – это творение неспособное повернуться против своего создателя.
Робот не способен, а человек - может. Взросление ребёнка. То, что приводит его к повороту против родителя. Появление я, отстаивание себя, первое "нет", не буду, не хочу, ты кака, крокодил. Что чувствует родитель? Злость, гнев, беспомощность. Гнев праведный: я же хочу как лучше для тебя, я знаю, как лучше! А ты, оболтус...
Потом разочарование. Стыд - мой ребёнок не такой. Вина - что я сделал не так?
Чтобы всего этого не чувствовать, есть прекрасный способ - превратить ребёнка в робота. Исполнительного, социально приемлемого. Правда, у робота нет личности. Есть псевдо-личность: то, каким и зачем его хочет видеть родитель. Развившееся вместо личности живого ребёнка образование. Он научился слышать не себя, а родителей.
Как догадаться о псевдо-личности? Незнание себя, своих потребностей, неумение их слышать, осознавать, стремиться к чему-либо.
Слышу родителей детей-школьников: он не хочет учиться. В школе. Это нормально! Радуйтесь, ваш ребёнок не робот. Обычная школа - кошмар, учиться в ней хотят только дети, давно вырастившие надстройку "я буду хорошо учиться и радовать маму-папу", или "я добьюсь успехов и мама-папа будет мной гордиться". Это нормально, если ребёнку нравится один-два предмета и один-два учителя (если повезло таковых встретить), а также играть и общаться с друзьями. Он хочет учиться, но не так, не этому, не такими способами. Мой сын как-то раз объяснил мне концепцию личности с его точки зрения, там были разные потребности, в том числе и учиться - а источником учебы был ютьюб!
Сейчас вспоминается история моего клиента, который в юности любил возиться с компьютером, играл, конечно, но не только, а родители его отправили учиться в институт по какому-то, не связанному с его интересами, профилю. Он прогуливал институт, винился, не шёл домой до срока возвращения с учебы, долго скрывал, как обстоят дела, его таки выгнали.. А программированию он выучился сам! И работает себе, вполне успешно.
Но по-настоящему стоит испугаться тем, чьи дети послушны, милы и удобны. Ребенок выполнит вашу программу. А потом обнаружит отсутствие себя у себя, смысла в своей жизни и огромную пустоту там, где по идее должен быть «я». Чтобы подольше не обнаруживать эту пустоту, он побывает в депрессии, зависимости от изменяющих сознание веществ (начиная с алкоголя), невозможности создать счастливый брак... Возможно, организует свою жизнь по вертикали власть-подчинение, в том числе и семейную. И никому не позволит приблизиться более, чем расстояние, с которого эта пустота внутри очевидна. Потому что ему самому тогда тоже станет ясно, что пуст. Что смысла нет, а жить по сути незачем. Что все есть и ничего не хочется. Что выпитая водка или виски не спасают надолго, а лишь притупляют на время. Что разговоры о тачках, телках и моделях телефонов так же пусты, как о яхтах, Мальдивах и Ибице. Что все, к чему стремился, не радует. Особенно, будучи достигнутым.
А псевдо-личность и не собиралась радовать себя, она не для этого. Обрадовать нужно было Другого. А он, может, уже и умер. Или никогда так и не оценил по достоинству. Все "недо". Или оценил, похвалил, но не полюбил. Сколько стараний и все впустую!
Мне жаль родителей, честно старающихся вырастить "человека" и вместо этого вырастивших "робота". Жаль детей, выросших "роботами". Жаль старичков, оставленных "роботами", не желающими с ними общаться.
И очень жаль детей, растущих в холодной атмосфере недоступности "я" родителя. У него все есть, айфон-айпэд-велосипэд, занятия, репетиторы, дни рождения и праздники, море, лагерь, своя комната - ни одна социальная служба не докопается до таких "идеальных" родителей. Депрессию и пустоту не вменить до поры, до времени. А потом, он уже взрослый, какие с нас взятки, мы своё дело сделали, вырастили. Это уж точно!
Только человек может переосмыслить своё прошлое, своё детство, разочароваться в родителях и повернуться против них, но не с целью войны, а лишь - понять, что они просто люди, которые в своё время, надеясь сделать "все как надо", наделали ошибок. Робот не может. Азимов описал изобретение, существующее в нашей культуре много веков.