Я – робот?

Первый закон робототехники Азимова гласит: робот – это творение неспособное повернуться против своего создателя.

Робот не способен, а человек - может. Взросление ребёнка. То, что приводит его к повороту против родителя. Появление я, отстаивание себя, первое "нет", не буду, не хочу, ты кака, крокодил. Что чувствует родитель? Злость, гнев, беспомощность. Гнев праведный: я же хочу как лучше для тебя, я знаю, как лучше! А ты, оболтус...
Потом разочарование. Стыд - мой ребёнок не такой. Вина - что я сделал не так?
Чтобы всего этого не чувствовать, есть прекрасный способ - превратить ребёнка в робота. Исполнительного, социально приемлемого. Правда, у робота нет личности. Есть псевдо-личность: то, каким и зачем его хочет видеть родитель. Развившееся вместо личности живого ребёнка образование. Он научился слышать не себя, а родителей.
Как догадаться о псевдо-личности? Незнание себя, своих потребностей, неумение их слышать, осознавать, стремиться к чему-либо. 
Слышу родителей детей-школьников: он не хочет учиться. В школе. Это нормально! Радуйтесь, ваш ребёнок не робот. Обычная школа - кошмар, учиться в ней хотят только дети, давно вырастившие надстройку "я буду хорошо учиться и радовать маму-папу", или "я добьюсь успехов и мама-папа будет мной гордиться". Это нормально, если ребёнку нравится один-два предмета и один-два учителя (если повезло таковых встретить), а также играть и общаться с друзьями. Он хочет учиться, но не так, не этому, не такими способами. Мой сын как-то раз объяснил мне концепцию личности с его точки зрения, там были разные потребности, в том числе и учиться - а источником учебы был ютьюб! 
Сейчас вспоминается история моего клиента, который в юности любил возиться с компьютером, играл, конечно, но не только, а родители его отправили учиться в институт по какому-то, не связанному с его интересами, профилю.  Он прогуливал институт, винился, не шёл домой до срока возвращения с учебы, долго скрывал, как обстоят дела, его таки выгнали.. А программированию он выучился сам! И работает себе, вполне успешно. 

Но по-настоящему стоит испугаться тем, чьи дети послушны, милы и удобны. Ребенок выполнит вашу программу. А потом обнаружит отсутствие себя у себя, смысла в своей жизни и огромную пустоту там, где по идее должен быть «я». Чтобы подольше не обнаруживать эту пустоту, он побывает в депрессии, зависимости от изменяющих сознание веществ (начиная с алкоголя), невозможности создать счастливый брак... Возможно, организует свою жизнь по вертикали власть-подчинение, в том числе и семейную. И никому не позволит приблизиться более, чем расстояние, с которого эта пустота внутри очевидна. Потому что ему самому тогда тоже станет ясно, что пуст. Что смысла нет, а жить по сути незачем. Что все есть и ничего не хочется. Что выпитая водка или виски не спасают надолго, а лишь притупляют на время. Что разговоры о тачках, телках и моделях телефонов так же пусты, как о яхтах, Мальдивах и Ибице. Что все, к чему стремился, не радует. Особенно, будучи достигнутым. 
А псевдо-личность и не собиралась радовать себя, она не для этого. Обрадовать нужно было Другого. А он, может, уже и умер. Или никогда так и не оценил по достоинству. Все "недо". Или оценил, похвалил, но не полюбил. Сколько стараний и все впустую!
Мне жаль родителей, честно старающихся вырастить "человека" и вместо этого вырастивших "робота". Жаль детей, выросших "роботами". Жаль старичков, оставленных "роботами", не желающими с ними общаться.

И очень жаль детей, растущих в холодной атмосфере недоступности "я" родителя. У него все есть, айфон-айпэд-велосипэд, занятия, репетиторы, дни рождения и праздники, море, лагерь, своя комната - ни одна социальная служба не докопается до таких "идеальных" родителей. Депрессию и пустоту не вменить до поры, до времени. А потом, он уже взрослый, какие с нас взятки, мы своё дело сделали, вырастили. Это уж точно! 
Только человек может переосмыслить своё прошлое, своё детство, разочароваться в родителях и повернуться против них, но не с целью войны, а лишь - понять, что они просто люди, которые в своё время, надеясь сделать "все как надо", наделали ошибок. Робот не может. Азимов описал изобретение, существующее в нашей культуре много веков.



Просмотров: 352
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Я- "родитель" для своих родителей. Причины "Лифта".
  • Зачем учиться слушать или «Что случилось?" - "Ничего!"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • "Мама хочет жить" сказкотерапия для родителей особенных детей.
  • "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться"
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Нездоровые" дети самых "здоровых" родителей
  • Долой мифическое "потом" или как организовать время и себя
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь