|
С клиентами старше 18 на ТЫ и на ВЫАвтор статьи: Александра Бородина
Полагаю, тема не совсем однозначная: как следует обращаться друг к другу клиенту и специалисту. Хотя любопытно, что этот вопрос вообще возникает. Мне встречались вопросы клиентов на других форумах о том, что специалист обращается на "Ты" и это им некомфортно, хотя сами дали на то согласие. Кроме того, встречались вопросы коллег относительно их возможностей перехода на "Ты". Поделюсь своими размышлениями на этот счет. Обращение "Вы" подразумевает дистанцию, позицию специалиста как наблюдателя, способствует меньшей эмоциональной вовлеченности специалиста в проблемы клиента и ведению разговора на уровне "взрослый-взрослый". Обращение "Ты" сокращает дистанцию, приближает беседу к дружескому формату, более свободному и легкому. Если клиент пришел с психологической проблемой, тяжелым грузом, сильными эмоциями, то, на мой взгляд, вариантов обращения кроме как на "Вы" и быть не может. Во-первых, чтобы специалисту не потерять позицию наблюдателя, а во-вторых, чтобы клиент чувствовал некоторую иерархию. В том смысле, что на том уровне, где он сейчас, если проблему решить не может, то, что найдется некоторый другой уровень, где будет взгляд со стороны и появится возможность найти выход. И в обращении на "Вы" не будет места чувствам пренебрежения и чего бы то ни было похожего еще (Как если идти на прием к доктору, а он Вам будет "тыкать"). Другая ситуация. Клиент ориентирован на развитие и ему нужен помощник, который быстро и эффективно продвинет его в этом вопросе (допустим, цель клиента - научиться знакомиться с девушками). В данном случае обращение на "Вы" станет некоторым усложнением разговора, необходимостью подбирать особые формы объяснения. Здесь нет ничего лучше, чем равноправное "Ты". Знаю психотерапевтов, например, работающих в психоаналитическом подходе, которые никогда не переходят на "Ты", чтобы сохранять дистанцию и позицию беспристрастного наблюдателя. Знаю психологов-тренеров и коучей, которые ведут трансформационные и обучающие занятия и всегда обращаются на "Ты", что позволяет им быстрее доносить обратную связь до сознания клиентов, более "остро" и емко. И в том, и в другом случае способ обращения обусловлен спецификой работы. А вот случаи, когда клиент ходит на психологические консультации/терапию и вдруг внезапно получает приглашение к переходу на "Ты", пока для меня необъяснимы. Мне видится за ними некоторые необдуманные шаги специалиста. Для чего ему такое сближение? Другой вопрос, если специалист - коуч. Здесь "Ты" даже лучше, в том плане, чтобы быть в партнерстве, хотя "Вы" не исключается. Таким образом, если ваш специалист вас полностью устраивает, но он внезапно решил сократить между Вами дистанцию, ориентируйтесь на свой комфорт. Проговорите с ним, если вам это доставит некоторые неудобства. И не менее важно, на мой взгляд, чтобы обращение было симметричным. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|