Безопасность против развития

Безопасность против развития

Этой статьёй продолжается исследование темы сопротивления позитивным изменениям. Несколько раз ранее мы уже затрагивали проблему обострения переживаний небезопасности во время снижения веса, которая, вне всяких сомнений, может препятствовать результативному похудению. Настала пора заняться этим вопросом обстоятельно.

Как хорошо известно, потребность в безопасности является базовой потребностью для всего живого. По сути, все физиологические потребности, как и важнейшие психологические, в актуальном состоянии затрагивают проблемы выживания, пробуждая тревогу или страх. Тревога и страх – сильнейшие «животные» эмоции, которые могут блокировать любое другое – противоположное устранению опасности – поведение. В этой статье мы поговорим о том, почему во время снижения веса у человека может обостряться ощущение небезопасности.

Базисное доверие

Привычным образом начнём с истории нашего знакомства с переживанием небезопасности. Такой подход в том числе должен показать, как под действием неблагоприятных внешних или внутренних обстоятельств в человеческой психике могут формироваться уязвимые места в виде предрасположенности к чрезмерным, а, следовательно, уже неадаптивным, реакциям тревоги или страха. Это, в свою очередь, позволит в дальнейшем лучше диагностировать проблемы, мешающие достижению желаемых перемен. Не будем, пожалуй, в нашем исследовании рассматривать эволюцию всего животного мира с участием влиятельнейшего фактора угрозы для существования, остановимся только на индивидуальном развитии человека.

Как мы уже писали в книге про аппетит, скорее всего, чувство тревоги – первая эмоция, испытанная человеком, точнее – ещё плодом. Связана она с ощущением дискомфорта ребёнком, которое бывает даже в случаях самой благоприятно протекающей беременности. Наличие психики у плода во второй половине внутриутробного периода сегодня сомнений не вызывает, поэтому реагирование на изменившиеся условия среды или появление раздражающего агента закономерно. Это реагирование и является первым проявлением тревоги или предшественником позднее оформившейся тревоги. В случаях осложнённой беременности, думаем, новорожденный появляется на свет уже «хорошо» знакомый с этим чувством. Усугубить ситуацию могут тяжело протекающие роды, измучившие не только мать, но и ребенка. Если у последнего к этому времени уже существует психика, то не оставить в ней травматический (бессознательный, конечно) след данное происшествие просто не может. Такие обстоятельства формируют сильную предрасположенность к затяжным реакциям тревожности или даже к формированию тревожного характера. Это, однако, необязательно в случаях психологически благоприятной семейной атмосферы.

Врождённая предрасположенность к повышенной тревожности (боязливости) может быть также следствием слишком чувствительной и уязвимой психической организации, доставшейся новорожденному генетически. Такие унаследованные особенности психики затем компенсируются развитием других черт характера и интеллекта, обуславливая многообразие человеческих индивидуальностей и талантов, поэтому однозначно рассматривать подобные особенности как недостаток нельзя.

Нужно сказать, что хотя отмеченные факторы рождения при психотерапевтическом исследовании, разумеется, учитываются, но гораздо большее внимание уделяется ранним условиям развития ребёнка, когда его психика формировалась наиболее интенсивно. Это обусловлено лечебной целесообразностью, ведь изменить врожденные характеристики невозможно.

Согласно психоаналитическим представлениям, существенное влияние на наше психическое развитие и более взрослое поведение оказывает опыт младенческой беспомощности и абсолютной зависимости от опекающих фигур, в основном от матери. Это переживание является настолько сильным, что всё последующее формирование психики происходит с учётом фактора обязательного присутствия материнской фигуры, в которой или заместителе которой мы затем нуждаемся всю жизнь. Отсутствие таких фигур (объектов) неизменно будет вызывать у нас одиночество и тревогу.

Большую популярность приобрела разработанная американским культурологом и психоаналитиком Эриком Эриксоном теория психологического становления человеческой личности, выделяющая восемь последовательных стадий роста. Первая из них – базисное доверие против базисного недоверия – захватывает первый год жизни ребенка, т.е. влияет на сами основы нашей психической организации и всё последующее развитие. Степень доверия (а, значит, и ощущение безопасности), которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и самому себе, зависит от проявляемой к нему в этот период заботы. Младенец, пишет Эриксон, разносторонние потребности которого своевременно и доброжелательно удовлетворяются, постепенно понимает, что мир – это достаточно надежное место и ему можно доверять. Если же ребенок не получает должного ухода и любви, то у него развиваются боязливость и подозрительность, которые он с тех пор несет в другие стадии своего развития. Степень доверия, подчеркивает автор, зависит не только от абсолютного количества пищи или проявлений любви к малышу, а скорее от качества материнских отношений с ребенком. Матери вызывают чувство доверия у своих детей такого рода исполнением своих обязанностей, которое сочетает в себе чуткую заботу об индивидуальных потребностях малыша с непоколебимым чувством верности в пределах полномочий. Под полномочиями Эриксон подразумевает признание матерью отдельной личности своего ребенка, его индивидуальности.

Большой вклад в понимание происхождения повышенной тревожности у взрослых людей внёс американский психоаналитик и психиатр Гарри Стэк Салливан. Он утверждал, что избыточная тревожность взрослых имеет свои корни в детских переживаниях тревоги у младенцев, которую тот в свою очередь улавливает от матери. Если мать часто тревожится по различным поводам, то ребенок вследствие психической незрелости не в состоянии дифференцировать ее настроения и может становиться беспокойным сам. (Дональд Винникотт также писал, что именно мать своим примером учит ребенка и формирует у него способность в будущем справляться с возникающими тревогами.)

Салливан доказывал, что основная потребность ребенка – это потребность в безопасности, а, стало быть, в принятии и одобрении другими людьми, поэтому считал тревогу главным фактором, определяющим развитие человека. Ребенок, пытаясь избежать тревоги, которая является крайне дискомфортным состоянием, так корректирует свое мышление и поведение, что это определяет всю его психическую и физическую жизнь.

Позднее ребенок еще не раз встретится с ситуациями, вызывающими у него сильное переживание небезопасности. От того, как он преодолеет их будет во многом зависеть его дальнейший прогресс. Если в кризисные периоды: отделения от груди; сепарации от матери, связанной с ростом его автономии и уменьшением зависимости от нее; эдиповых переживаний по поводу любовной конкуренции с родителем своего пола и других тяжелейших психологических испытаний, ребенок сталкивается с непониманием, раздражением родителей или откровенным насилием, то такие осложнённые фрустрации в обязательном порядке оставят свой след в его памяти и будут вызывать сильные эмоции тревоги и страха при появлении любых перспектив роста или стимулов для перемен. С большой вероятностью его последующая адаптация тогда становится недостаточно удовлетворительной. (Продолжение следует.)

 (Использованы материалы из книги Евгения и Анны Яловега «Почему так трудно похудеть», 2016)



Просмотров: 246
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • Когда хочется все контролировать, от тревоги до доверия к миру. Опыт преодоления сверхконтроля
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Дьявольские силки тревоги: основные принципы преодоления тревоги и страха
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Роль страха и тревоги в развитии личности
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • От тревоги к спонтанности, сквозь призму ролевого развития человека Я. Морено
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Тревожный ребенок и потребность в безопасности
  • Тревоги матери
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Как избавиться от тревоги во время беременности
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Чувствительный ребенок: особенности развития чувствительного человека
  • Как помочь себе в состоянии тревоги?
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Чувство тревоги и панический страх в Вашей жизни
  • Достаточно хорошая мать – от тревоги совершенства/несовершенства к реальным отношениям
  • Секс не является базовой потребностью Человека Разумного.
  • Если мать и ребенок слишком привязаны друг к другу
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Переживание тревоги в период кризиса.
  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Тревоги и страхи в период беременности
  • Почему невозможно женское счастье, если женщина зависит от своей матери



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь