|
Три "волшебных" словаАвтор статьи: Мухина Наталья Владимировна
Раннее развитие ребенка. Складывается впечатление, что эти слова произносят уже как заклинание. Детские центры произносят их для привлечения потока клиентов. Родители произносят их как жизненно необходимый элемент в истории своего ребенка. Недавно каждая вторая мать думала, что она не справится без книги Спока, потому что не уверена и не знает, как правильно ухаживать за своим ребенком. Теперь родители стопками читают книги психологов о воспитании, где подчас в каждом абзаце встречаются противоречивые, а иногда и абсурдные советы. Читают потому, что не верят в свои силы, не знают ответы на вопросы, а опыт прошлых поколении откинут как категорически неправильный. В плане развития ребенка родители тоже разуверились в своих возможностях и стали искать более просвещенных педагогов и психологов. А центр раннего развития тут как тут. Тут же начали появляться умные, развивающие игрушки, книжки. На самом деле это достаточно прибыльный бизнес. И вот тут важно понимать, где развитие, а где коммерция. Если честно, когда продавец услуг или предметов начинает заявлять, что именно без их продукции или их услуг ранее развитие невозможно, что только при посещении или покупке игрушек определенной марки можно надеяться на видимый результат, то на самом деле родитель, может, и развивает своего ребенка, но в первую очередь помогает уложиться в бизнес-план этой самой компании. Конечно, занятия с ребенком должны быть. Они должны быть планомерными и с определенным постоянством. Но так ли много должно быть этих занятий? Так ли насыщены они должны быть? Что на самом деле нужно развивать в ребенке в первую очередь?
Инструкция к применению На данный момент определенные программы раннего развития и развивающие игрушки имеют, может, и небольшой, но ряд достаточно конкретных минусов, о которых большинство даже не задумывается. Начнем с программ. Я не буду разбирать каждую отдельно. У каждой программы есть своя, казалось бы, неплохая идея и результаты, которые она обещает. Одна из проблем новых программ в том, что новые программы - новые. Они почти не проверены временем, а значит ничего не известно о будущих результатах и побочных эффектах. Если программе даже 20-50 лет, она еще не проверена до конца. Важно смотреть ее влияние не только на поколение данного эксперимента, но и последующие. Программы развития, имеющие более длинную историю, использовались неповсеместно, на небольших группах детей. Что тоже осложняет формулировку однозначных выводов. Большинство программ «заграничные». Некоторые из них плохо ложатся на чужую культуру, традиции образования и т.д. То, что в одной стране может быть прорывом, в другой стране либо вообще не принести никакого эффекта, либо даст обратные результаты. Цели, задачи и обещаемые результаты программы могут быть расписаны максимально позитивно, но побочные эффекты обычно обнаруживаются уже на практике, через какое-то время и кем-то другим. Об этих же самых побочных эффектах не все расскажут и уж тем более явно не те, кто программу предлагает. Например, программа обещает способствовать развитию интеллекта у ребенка и иметь энциклопедические знания. Что ж, вполне не плохо. Но где-то, в другом месте мы находим, что дети, обучающиеся по данной программе постепенно привыкают к определенной подаче материала и по-другому его (материал) уже не могут воспринимать. Мне такой расклад вещей напоминает чтение инструкции по медицинскому применению препарата, где есть следующая фраза: "В период беременности препарат применяют только в том случае, если ожидаемая польза для матери превышает потенциальный риск для плода". Но так ли оправдана эта польза, когда есть определенный риск? Что касается родителей во всей этой истории, то у меня лично складывается впечатление, что натаскивая свое чадо в счете, чтении и других дисциплинах, некоторые родители в первую очередь тешут собственное чувство престижа. "Мой уже в три года бегло читает!" Я тоже бегло умею читать по-английски и даже на иврите, но что толку, если я не понимаю смысла прочитанного? В три года та же самая ситуация. Можно научиться читать и в 5, и в 7 лет, и это не будет поздно, и это будет не менее успешно, чем в 3 года, но толку от этого будет больше. Если так, то зачем бежать впереди паровоза?
Кто когда начал читать? Кстати буквально 10 лет назад в России еще говорили о том, что оптимальный возраст для чтения 5 лет. Наши бабушки читать начинали только в первом классе. Сейчас пишут, что читать в 5 - это уже поздно и все упущено. Теперь вопрос: кто из вас, родители, читает хуже своего ребенка? Хуже по темпу, скорости, выражению, пониманию прочитанного и объему прочитанного? Если даже и есть такие, то я не думаю, что их большинство. Проведите этот эксперимент между бабушками ваших детей и их прабабушками. Удивлены? Если дети и читают не хуже вас, то и вы не хуже их. И тут вспоминается фраза из рекламы: "А если нет разницы, зачем...?"
Про игрушки Что касается игрушек, то тут все еще интересней. Вообще хорошая игрушка должна быть чуть-чуть недоделанной. Она должна быть многофункциональной и оставлять разбег для фантазии. Когда же игрушка продумана до мелочей, то придумать, что с ней можно делать еще, достаточно сложно. Аналогично и с наличием разнообразных видов игрушек. Когда их много и на все подряд виды игр, то опять-таки ничего не надо придумывать. На самом деле, когда полутора- двухлетний ребенок бегает по дому с вешалкой от одежды и "рулит" ей, то у ребенка не тяжелое детство, у него хорошая фантазия, он своими действиями преображает действительность. Если у читателей есть желание ознакомиться с этими выводами более подробно, то можно почитать у С.Л. Рубинштейна о природе игры. Вы сильно удивитесь в том, что "как должно быть" не совпадает с нынешней ситуацией построения игры детей. Но вернемся как раз к нынешней ситуации. Возможно, многие мамы уже заметили, что умной игрушки ребенку хватает не надолго. Он быстро схватывает, что с ней надо делать, играет и забрасывает. Если в это время не вручить ребенку новую игрушку, то куда он побежит? Он побежит к обычным коробкам, маминым кастрюлям, тряпочкам, шнурочкам, бумажкам. Ко всему, что на первый взгляд непривлекательное, не цветное, обычное. Но такие вещи помогают ребенку думать, дорисовывать желаемый объект в сознании, фантазировать. А когда за тебя уже все придумали? Кстати, не потому ли некоторые производители развивающего материала советуют не давать играть развивающими игрушками, а давать их детям только во время занятия. А вдобавок еще и раз в месяц обновлять арсенал развивающих методик. Ребенок действительно быстро наиграется, как и всем остальным, но к игрушке, с которой больше ничего нельзя сделать, кроме предложенного, он будет возвращаться все реже и реже. Я не против, чтобы у ребенка были и умные игрушки тоже, но они не должны ставиться во главу угла и вызывать такой ажиотаж у родителей. Еще достаточно веский минус игрушек - цена. Проблема даже не в том, что дорого, а что подчас оно столько не стоит. Когда за 50 бумажек с картинками и тремя предложениями на обороте отдаешь как за собрание сочинении А.С. Пушкина, то рано или поздно задаешься вопросом о смысле потраченных денег. Когда для развития координации ребенку просто можно дать два стакана и показать, как переливать воду из одного в другой, а на развитие мелкой моторики насыпать разной крупы в блюдце и дать перебирать, вместо того, чтобы перебирать цветные бусинки на специальном занятии в специальной зоне, то это тоже повод задуматься о целесообразности потраченных денег. Лучше покажите ему на вкус заморский фрукт, или страну заморскую)
"Слишком далеко" наступает слишком быстро Хотелось бы еще обратить внимание на то, что сейчас очень большой акцент идет на умственное развитие. В плане психического развития акцент идет на то, что требует современный рынок, а именно коммуникативность, раскрепощенность, инициативность, лидерство. Все хорошо, но это мало пригодится в той же семейной жизни, когда требуется терпение, выдержка, мудрость, дальновидность, ответственность. Я смотрю слишком далеко вперед? Возможно, но проблема в том, что это "слишком далеко" наступает слишком быстро. Народ еще вспоминает, что характер формируется до пяти лет, но большинство почему-то думает, что это происходит чуть ли не стихийно и само собой. И почти никто не думает о более глобальных вещах как развитие нравственности и культуры. Я не принижаю развитие интеллекта, но если подумать логически, то что хорошего, если ребенок имеет семь пядей во лбу, но импульсивен, несдержан, а вдобавок еще лжив и мстителен? Но ведь если ребенку не привить с детства нормы морали, то они не возьмутся сами собой. Конечно, ребенок смотрит на родителей, но важно, чтобы родители объясняли, почему они делают и не делают так или иначе. Почему важно так делать и что будет, если так делать или не делать. В конце концов:
Крошка сын к отцу пришел И спросила кроха, Что такое хорошо И что такое плохо. (Маяковскии В.В.)
Потребность в отношениях Сын пришел спросить не про дважды два и не про законы Ньютона. Ребенка всегда в первую очередь интересуют отношения. Он родился, и он хочет отношений. Да, это связано с едой и уходом, но это формирует у него доверие и безопасность через правильное отношение матери к его потребностям. Кормит - значит любит. И ему в это время совершенно не нужны буквы над кроватью, картинки с предметами и цветами, и мобиль, распевающий алфавит или таблицу умножения. Дальше ребенок растет и опять же ищет отношений. Даже когда дети интересуются, почему трава зеленая, то в большинстве случаев им нужен не ответ как результат, а разговор и внимание как процесс. А мы как с писаной торбой носимся с всевозможными карточками, алфавитами, заумными игрушками по всем подряд центрам развития. Носимся, забивая этим свои выходные и вечера, вместо того, чтобы прогуляться и поговорить по душам, почитать не столько умную, сколько жизненную книжку, просто учиться быть рядом, иногда даже не заполняя пространство какой-то бурной деятельностью и содержательными разговорами.
"Дети без детства" На самом деле, развитие у ребенка идет в своем темпе. Только при нарушении развития, задержке, требуются более усиленные занятия. При нормальном развитии ребенка все идет своим чередом, внимательный родитель замечает, к чему тянется ребенок, к чему готов, не мешает играть с "хламом". Не мешает вообще играть. Конечно, он может составить компанию, но я сейчас имею в виду распространенную в последнее время ситуацию как "дети без детства". И эта фраза не про детей из концлагерей. Это про нашу современность. Дети постоянно что-то делают, что-то, что считают обязательным родители. Тут и спорт и музыкальная, и художественная школы, и развивающие занятия и подготовка к общеобразовательной школе. На самом деле, гремучая смесь. А потом начинается школа... Уроки, факультативы, продленки, опять какие-то дополнительные кружки. Понятно, что большинство детей играет в детском саду, но как насчет игры дома и общения с родителями? Именно общения, а не натаскивания по знаниям. Именно игры, а не упражнений. Как у ребенка разовьется чувство принадлежности к семье, если он в этой семье только спит? По сути, большинство родителей сейчас готовят детей не для семьи, а для рынка. А потом, когда ребёнку исполняется 12-15 лет, начинают хвататься за голову и спрашивают, почему у них нет взаимопонимания с ним, душевной теплоты, глубоких отношении. А откуда им было взяться? А потом такой ребенок не может сохранять и поддерживать долговременные отношения со спутником жизни. И у родителей опять головная боль - молодые не живут мирно. Но в том и проблема, что детство - это не только подготовка к работе. Жизнь - это не только офис.
Какую ось питаем? Одна моя преподавательница из университета разбирала слово "воспитание" как ось и питание. Воспитание складывается из разных составляющих. Оно, как колесо, в котором все спицы должны быть крепкими и одного размера, иначе колесо просто не будет нормально функционировать. Какую ось мы питаем? Чему отдаем предпочтение? Так если родители все силы бросают только на то, чтобы ребенок был умным и ему было легче в школе, то в чем они обделяют ребенка и свои отношения с ним?
Чтобы легче было в школе... Еще один спорный вопрос. Может быть, но как долго? Ребенок придет в школу умеющий читать и считать. Первый подвох если он знает, больше, чем остальные в классе. Гордость не самое хорошее чувство. Это первый минус. Второй - ребенку станет скучно. Ну, отвечает он весь первый класс лучше всех. А потом, когда начинается усложнение программы, появляются новые предметы? Я пришла в школу и умела считать и читать. Но, когда началась химия и физика, меня это не спасло. Идея о том, что ребенок, приученный заниматься, будет с охотой ходить в школу и делать уроки, тоже в большинстве случаев неправда. Занятия до школы в большинстве случаев не продолжительны, игровые, с употреблением яркого материала. Со школьным уроком у него мало общего. А уж что касается выполнения домашнего задания, то тут уже разница очевидна. В данном случае, задача родителя к школе развить внимание и усидчивость ребенка. Внимание тренируется чтением книг, усидчивость копированием рисунка, обводом картинок, "диктант по клеточкам". Все проще простого.
И в заключении... Можно еще много писать на эту тему. Моя цель была в том, чтобы родители поверили в собственные силы, более обдумано подходили к покупкам и оплате времяпровождения своего ребенка, чтобы дети развивались в первую очередь для себя и проживания полноценной жизни и веселого детства. Родители, вы можете участвовать в развитии своего ребенка самостоятельно, без специальных материалов, методичек и прочего. Это можно использовать, но они не принципиальны. Даже если вы что-то не умеете и вам требуется помощь специалистов, то вы можете дать намного больше своему ребенку вашим вниманием, любовью, разговором. Расставляйте приоритеты правильно сами и учите этому своих детей. У вас обязательно все получится! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|