|
Неуверенность и сложности во взаимодействии с людьмиАвтор статьи: Дарья Иванова
Рассматривая процесс взаимодействия и общения между людьми, можно опираться на множество существующих в психологии теорий. Мне близка и понятна теория транзактного анализа Эрика Берна, в рамках которой общение рассматривается, исходя из позиции его участников. Э. Берн выделяет 3 позиции оппонента в акте общения (транзакции): Р (родитель), В (взрослый), Реб (ребенок). Любой акт общения (транзакцию) можно проанализировать, рассмотрев позицию каждого участника. Казалось бы, все чрезвычайно просто: общаются двое взрослых. Какие здесь могут возникнуть проблемы? Но это только на первый взгляд. Действительно, если в общении двух человек каждый из них находится в позиции взрослого (В-В), велик шанс, что общение будет продуктивным. Взрослые понимают друг друга, так как обоим доступен язык аргументации, фактов и логики. А что, если общаются взрослый и ребенок? Казалось бы, тоже очевидно – взрослый мудрее, старше, опытнее, авторитетнее. Так и есть, если возрастные характеристики собеседников соответствуют позициям. Но бывает иначе. Рассмотрим такой пример из практики: клиент, назовем его Николай, 21 год. Живет с родителями, учится на бюджете в университете. Близких друзей нет, девушки нет. На вопрос о том, как строит отношения с окружающими, отвечает, что испытывает сложности. Его никто не понимает. Все вокруг подлые, злые, агрессивные, девушки меркантильные. Хочет изменить отношение окружающих к себе. В процессе работы выясняется, что обижен на родителей за то, что они его не понимают. Когда учился в школе (в средних классах), перестали делать с ним уроки, «оставили один на один с моей учёбой, как будто это не их дело. Справляйся, как хочешь», не защитили его, когда одноклассники начали «травлю». Получил травму в результате «разборок» с одноклассниками. И снова оказался не понят родителями, которые не стали разбираться с обидчиками. Когда пошел учиться в университет, родители по-прежнему отказывались «делать с ним уроки». В данном случае прослеживается инфантильность, незрелость человека. Взрослый осознает себя ребенком, выстраивает отношения из детской позиции. И искренне удивляется, что взаимодействие не получается. Либо получается, но кривое, не похожее на ожидаемое. А дело вот в чем – один взрослый видит другого и обращается к нему, как к взрослому, апеллируя фактами, цифрами, доводами. А второй из позиции ребенка не понимает, чего от него хотят, так его способ организации контакта – эмоционирование. Ему доступны и понятны детские транзакции. Но когда его взывают к ответственности, зрелым суждениям, оценке своих действий, он обижается, расстраивается и уходит из контакта, обиженный и расстроенный, как ребенок. Ребенок реагирует чувствами, взрослый научен пропускать свои чувства сквозь фильтр. Ему доступны различные способы реагирования и взывание к здравому смыслу, в отличие от ребенка. Поэтому, если рассматривать акт общения (транзакцию) исходя из теории транзактного анализа Э. Берна, взаимодействие В-Р неизменно приводит к непониманию с обеих сторон. Во взаимодействии со мной Николай обижался на то, что я периодически напоминала о возрасте, говорила, что в 21 стоит уже начинать учиться самостоятельно делать «уроки», не рассчитывая на помощь родителей, защищать себя. Взаимодействие строилось по схеме взрослый (я) – ребенок (Николай) (В-Реб). Мои замечания про самостоятельность вызывали стойкий протест и обиду, т.к. я в своих посланиях взывала к взрослому. Реакция Николая на эти послания была очень эмоциональной – « то есть, еще меня сделайте виноватым в том, что они плевать на меня хотели». Тогда я попробовала взаимодействовать с Николаем из позиции родителя, терпеливого, понимающего, заботливого, объясняющего (Р-Реб). Из позиции родителя я рассказала о том, как происходит процесс сепарации (психологического отделения) ребенка от родителей, про этапы этого процесса. Объяснила, что его реакция нормальна, присоединилась эмоционально (сообщила о том, что понимаю его обиду на родителей и готова об этом говорить). То есть, я перестала взывать к позиции взрослого, которая на тот момент Николаю была недоступна, так как он, в силу непроработанной своей психологической травмы, «законсервировался» эмоционально в детском возрасте. Соответственно, в процессе общения необходимо протестировать, из какой позиции к вам обращается собеседник, чтобы строить с ним дальнейшее взаимодействие, отвечающее поставленной задаче. Есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание: транзакция ребенок-ребенок (Реб-Реб) предполагает эмоциональность обоих участников и малоэффективна, если задача общения – решение серьезных вопросов. Подходит, скорее, для общения с реальным ребенком, для расположения его к себе и создания доверительной обстановки. Также годится для установления контакта с собеседником, находящимся в психологическом регрессе, для эмоциональной подстройки и нахождения точки входа в контакт. Позиции взрослый-ребенок (В-Реб), родитель-ребенок (Р-Реб) годятся для педагогического общения. В транзакциях такого типа достигается воспитательное, обучающее, развивающее воздействие. Подходит при взаимодействии преподаватель-студент/учитель-ученик, а также при взаимодействии психолога с клиентом с целью конфронтации с инфантильной частью клиента. В таком виде транзакцию порою строят руководители со своими подчиненными. И общение может быть результативным, но стоит обратить внимание на то, что взрослые, имеющие четкое осознавание и понимание себя, как взрослого, могут плохо реагировать на попытки обращаться к ним, как к малым детям. Обращение начальника к подчиненным, как к школьникам (детям) может вызывать стойкое неприятие и накопление раздражения. Позиция взрослый-родитель (В-Р). Довольно сложная ситуация для взаимодействия. Здесь стоит немного прояснить отличие взрослого от родителя. Взрослый – логичный, малоэмоциональный, здравый, оперирующий фактами и выдвигающий доводы участник общения. Родитель – тот же взрослый, но находящийся в педагогической позиции (поучающий, воспитывающий, настроенный на диалог с ребенком). Его позиция – несколько покровительственное отношение к участнику общения. Предполагается, что в акте общения используется указание на авторитет, подчеркивание собственной значимости, вертикальное построение взаимодействия. Поэтому общение взрослый-родитель (В-Р) может вызывать сопротивление со стороны взрослого, так как общение взрослый-взрослый (В-В) – общение на равных, в то время как взрослый-родитель (В-Р) – вертикальное построение взаимодействия. Рассмотрим еще один способ построения взаимодействия между участниками – родитель-родитель (Р-Р). Эта расстановка позиций годится для педагогических дебатов, а также в случае обсуждения реальными родителями своих детей. Во всех остальных случаях такой способ взаимодействия может оказаться непродуктивным. Позиция родителя предполагает вертикальное построение взаимоотношений, как уже описывалось выше, предъявление авторитета. Это может привести к схватке авторитетов, где оба участника транзакции будут отстаивать свою позицию, рискуя не услышать другого. То есть, анализируя вышеописанное, можно сказать, что успех общения зависит от правильного выбора позиции участников процесса. Или подстройки одного из участников под позицию другого. Секрет успеха – слушать и слышать другого, классифицировать его сообщения, исходя из предложенной модели, и выбирать способ взаимодействия. Немаловажно помнить о том, что все мы – разные. Кто-то более зрел, кто-то еще в процессе взросления. И каждый из нас имеет право на свой «возраст». Относитесь с уважением и вниманием к своему собеседнику, и ваши старания будут вознаграждены! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|