Уже не ребенок, но еще и не взрослый.

Уже не ребенок но еще и не взрослыйМногие  печатные источники на тему подростков начинаются с этих слов. Нет смысла  изобретать велосипед, так начинается и эта статья. Что это за возраст? Каковы его особенности, слабые и сильные стороны? Что с ними происходит? Чем они дышат?

 Подростковый возраст – интересный  и в тоже время своеобразный этап. Это период перехода из детства  во взрослую жизнь. Его еще называют «трудным», «переходным» или «кризисным».  Они действительно уже не дети, но еще и не взрослые.  В  разных источниках указываются разные возрастные рамки в среднем от 11 до 18 лет. У этого периода есть свои особенности, их много, но остановимся на нескольких:

• физические изменения;

• психологические;

• взаимоотношения;

• психосоциальное развитие.

 

Физические изменения. Наступление этого периода происходит, в среднем, у девочек с 11 лет и 13 лет у мальчиков. Не следует забывать об индивидуальных особенностях человека, и этот период может смещаться  как на более ранний возраст, так и более поздний. В это время происходит быстрый рост тела, гормональные изменения, меняются формы, голос, изменяются черты лица, а также развиваются все системы организма в целом.  В период интенсивного роста тело растет неравномерно, что иногда очень смущает  некоторых подростков. Некоторые изменения явные, некоторые происходят внутри организма и практически не заметны.

 

Психологические изменения. «Слабое место» этого периода – эмоциональная неустойчивость. Пик ее приходится у мальчиков на одиннадцать – тринадцать лет, у девочек  на тринадцать – пятнадцать. Позднее настроение становится более устойчивым, а эмоциональные реакции более контролируемые, хотя  иногда, сохраняется непредсказуемость и неадекватность.  Для  данного возраста характерны противоречивость и непостоянство. Это похоже на «балансирование  на  канате». Здесь есть все: целеустремленность и  настойчивость,  пассивность и  нерешительность;  повышенная самоуверенность сменяется неуверенностью в себе, возвышенностью чувств и цинизмом, ранимостью и заносчивостью.  Проявление упрямства, непослушания, бунтарство – это одна из форм самоутверждения. Происходит становление характера, движение к большей самостоятельности и автономии.

 

 Взаимоотношения. Важными  и значимыми людьми в жизни подростка становятся сверстники,  поддержку  и понимание они ищут здесь же. Для них имеет большое значение, какое место они занимают среди «своих». В этот момент для них важно оказаться «своим», быть принятым.  Отсюда подражание в одежде, поведении, что придает некоторое ощущение внутренней стабильности и безопасности. Эрик Эриксон утверждал, что «единообразие одежды, телодвижений и мимики, часто наблюдаемые в подростковых группах,  еще являются защитной реакцией против запутанной, неопределенной идентичности».  С целью самоутверждения происходит поиск новых авторитетов, которым подросток стремится подражать. Отсюда ошибки в выборе друзей и объектов для подражания, они нередко приводят  к алкоголизму, курению и наркотикам.  Родителиотходят на второй план, более того,  их  часто отвергают как модели для идентификации. Есть сильноежелание освободиться от их опеки.

Поиск партнера – еще одна важная особенность этого периода.  Желание нравиться, создание новых отношений с противоположным полом,  первые сексуальные контакты – все это наполняет жизнь подростков и придает остроту переживаниям. Это  первые встречи с радостью и болью, мечтами и разочарованием, предательством, заботой и, конечно, любовью. Еще это время «ошибок молодости», за которые приходится расплачиваться потом всю дальнейшую жизнь. Чаще всего это беспорядочные половые связи, приводящие к половым инфекциям, ранние браки, заканчивающиеся разводом и разочарованием  в семейной жизни. Все это похоже на прикосновение к «взрослой жизни».


Психосоциальное развитие. Еще есть  несколько вопросов, которые стоят перед подростками – вопросы идентификации: «Кто  я такой?», «Каким хочу стать?» и «Как вписаться во взрослую жизнь?»
 Первое, с чем необходимо определиться  подростку, – идентификация себя.  Нужно собрать воедино все имеющиеся знания о самих себе (какой  я  сын-дочь, брат-сестра, студент-учащийся, спортсмен, друг-подруга,  девушка, музыкант, любимый  и т.д.) и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность. Это позволяет осознать прошлый опыт и соединить с будущим. В это время принимаются  первые самостоятельные решения, например,  рассчитывать  на родителей или только на себя,  продолжать образование или искать работу.
Второе – проблема выбора профессии. Суть проблемы заключается в том, чтобы определить «Кем быть?», нужно сначала знать «Кто я есть?» Так как  работа занимает   большую часть жизни и предполагает зачастую определенный стиль, то выбор карьеры означает  выбор образа жизни. А для этого необходимо верное понимание себя «Чего хочу?», «Что Я могу?» Неспособность определить «Кто Я есть?» приводит к кризису. Многие подростки сталкиваются с тем, что ощущают  свою бесполезность, бесцельность,  неприспособленность, отчужденность. Все это приводит к душевному  разладу и порой к неадекватному поведению. 
С другой стороны, выбор той или иной профессии  может сам по себе дать представление о том, личностью какого типа подросток хочет стать.

 

В заключение  еще немного для родителей. Многие беспокоятся «Как пережить этот период?», кто-то откровенно боится и растерян.  Что могут сделать родители? Как пережить самим и помочь справиться  своим детям?  
И первое, что следует сделать – это  пересмотреть статус подростка в доме, с его новыми возможностями и ограничениями. Помните, как начинается статья «уже не ребенок….», действительно они  уже не дети, и строить взаимоотношения нужно уже не как с ребенком, а как с подростком. Они нуждаются в  большей автономии, в большей самостоятельности, в большей возможности  выбора – это все об их правах, но не забывайте и об обязанностях, что теперь подросток может  и будет делать то, чего раньше не делал. Это похоже на расширение границ. Но, несмотря на большую «свободу», подростку, как и прежде, необходимы  границы.
Следует позаботиться о сохранении контакта. А для этого нужно установить более теплые и доверительныеотношения. Чтоб в те минуты, когда онона готовы с вами чем-то делиться, вы бы смогли послушать и услышать их.  А вот с советами не спешите, для начала спросите, хотят ли они услышать их, и важно не переубеждать. Так как самый лучший способ чему-то научиться – это личный опыт, и сейчас, стремясь к самостоятельности, они этим очень дорожат.  Это их опыт, его важно получить и пережить, даже если это больно. 
Важно поддержать самооценку на должном уровне. Она сильно влияет на жизнь. Так дети с заниженной самооценкой хуже учатся, у них сложности в общении со сверстниками и в дальнейшей жизни это тоже будет проявляться. Основа закладывается в  самом раннем детстве и все зависит  от того, как обращалисьродители с малышом. А что делать тем, кто «немного опоздал» и это уже не «малыш». Никогда не поздно, начните прямо сейчас. Отнестись с понимание и терпением  к его проблемам.  Поддержите в трудную минуту. Все это предполагает перемены  не только для подростка, но и для родителей. И если возникают затруднения, сомнения всегда можно обратиться  за помощью к специалисту – психологу. Где в безопасном  пространстве можно получить поддержку, рекомендации в каждом конкретном случае.

 

Кризисы – это особые моменты в жизни каждого человека, они сопровождают нас всю жизнь. Сопереживание и поддержка – это то, в чем нуждается каждый. Для подростка важно чувствовать и знать, что егоее понимают и принимают, терпимо относятся к егоее «недостаткам» и ошибкам. Откажитесь от критики, перестаньте сравнивать, относитесь с уважением, считайтесь с егоее мнением. И это вернется к вам душевным спокойствием и радостью за  их успехи и поможет пережить этот естественный и неизбежный период.



Просмотров: 627
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что происходит, если женщина раньше времени решила, что этот мужчина и есть её единственный
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Стратегии выбора спутника жизни, или о том, с кем следует, а с кем не следует связывать свою жизнь
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Подростковый период. Физиологические и психологические изменения. Рекомендации родителям.
  • Как сделать свою сексуальную жизнь более насыщенной с помощью телефона.
  • «Разве у меня есть выбор?» или проблема выбора в психологии и жизни
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Как пережить сложный период в жизни?
  • Жизнь или страх? Или что делать, если есть страх жизни
  • Почему родителю важно быть счастливым и начинать изменения с себя
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как эффективно спланировать новый год и сделать свою жизнь более счастливой?
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Сензитивный период - время выбора будущей профессии!
  • Как сделать интимную жизнь более насыщенной?
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • С чего начать изменения в жизни (в себе)
  • Простые способы сделать жизнь более приятной.
  • Уверенным в себе быть легко! Что для этого нужно?
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Как изменить свою жизнь: с чего начинаются изменения
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Увольнение - как продуктивно для себя пройти этот период
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Психологические изменения личности приводящие к долгой жизни с диагнозом рак.
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Выбор родителей: один или более трех детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь