|
В защиту стыдаАвтор статьи: Иванова Татьяна Николаевна
В выступлении одного коллеги, которое я слушала, прозвучало, что экзистенциальная терапия больше занимается смыслами, а та другая терапия - чувствами. Но чувства это то, без чего любой терапии вообще не может быть. И, конечно, в экзистенциальном подходе чувствам уделяется не меньшее внимание, чем смыслам. Чувства, тема чувств – в фокусе внимания на семинарах и практикумах, которые я провожу. Чувства клиента и терапевта – в центре супервизий индивидуальных и групповых. Здесь на b17 есть ряд статей и заметок на эту тему. Среди них: https://www.psyoffice.ru/article/trudnosti_s_chuvstvami/ https://www.psyoffice.ru/article/chto_pomogaet_chyvstvam_v_terapii/ Но эмоции, чувства сообщают нам и об онтическом опыте, и об общечеловеческом онтологическом опыте – говорят нам о чем-то и на онтическом, и на онтологическом языке. И сейчас мне бы хотелось обратить внимание на то, чем может помочь терапевту его знакомство с онтологическими переживаниями. Например, взгляд на чувство стыда еще и в философской общечеловеческой перспективе. По - Сартру, стыд – это основная онтологическая эмоция. Онтологическая эмоция, потому что говорит нам о том, что значит быть человеком. И то, что объединяет нас всех, вызывая стыд, это «бытие для другого». У Сартра в «бытии для другого» стыд занимает важное место. Другой нас видит, больше, чем мы сами себя. Когда другой направляет на меня взгляд, я становлюсь объектом, целью его зрения. И это может происходить без моего разрешения, вне моей воли, без моего знания. Несколько лет назад я была на семинаре Нэнси Мак Вильямс в Москве. В один из перерывов, находясь в зале среди многих, которые занимались чем-то своим, погруженная в размышления, я достала яблоко и с аппетитом съела его. Раздался звонок и коллега, которой на семинаре точно не было, по телефону после «привет» сказала: «Слушай, ты так смачно ешь яблоко». Из зала велась онлайн трансляция. Я ничего не делала, что морально бы осуждалось. Я не скрывала, не скрывалась. Но внезапный взгляд на секунду окатил меня волной стыда, обнажив мое собственное, но неуправляемое мной, «бытие для другого». Мы испытываем онтологический стыд, когда вдруг чувствуем, переживаем свое «бытие для другого». «Стыд или гордость открывают мне взгляд другого и самого меня как цель этого взгляда, заставляют меня не познавать, а переживать ситуацию рассматриваемого. … я стыжусь, каким я являюсь другому» (Сартр (1) Один мой клиент, находясь в кризисе, остро переживая свою ситуацию, говорил о том, как невыносимо ему быть не дома - на улице, в магазине и других общественных местах. Он описывал острую боль в теле от взглядов людей, которую переживал спиной. Описываемое им крайне болезненное состояние проявляло его особую чувствительность к стыду. Понятно, что у клиента есть своя история психологической наполненности стыда. Но есть и то, что общее и у меня, и у него - онтологическое переживание стыда от видимости меня другим. В тот момент было неуместно говорить о нашей общности, но переживание «философской симпатии» (нашей общечеловеческой болезни) помогало мне быть с ним, другим в остром состоянии на равных: присутствовать, не убегать. Не спасать, считая себя здоровой, а его больным. Стыд сам по себе не хорош и не плох, как и любое чувство. Без сомнения он всегда дискомфортен. В процессе терапии контакт со стыдом необходим. Когда у терапевта умеренный стыд и гордость, то есть основания его позиции скромности и терапевтической активности одновременно. Если есть избыток или недостаток стыда, то может иметь место высокомерие терапевта или его заниженная, ущемленная позиция. И то, и другое совсем не полезно терапевтическому процессу. Стоит сказать, что каким бы отягощающим чувство ни было, важно увидеть онтологическую составляющею переживания. Отделить, отличить ее от психологической. Любое онтологическое переживание говорит о том, что значит быть человеком. И переживание этой общности терапевтом и клиентом парадоксально приносит чудесные плоды. А пытаясь срочно помочь клиенту справиться со стыдом, избавиться от него, может случиться «вместе с водой выплеснуть ребенка». Эта статья в защиту онтологического стыда. На практике побыть в теме «Чувства в терапии: онтические и онтологические» можно на очных группах супервизии случаев в Санкт-Петербурге. Открыт набор в группы по понедельникам и субботам. https://www.psyoffice.ru/trainings/sankt-peterburg_supervizii/ (1) Перевод цитаты из Ж-П Сартра "Бытие и ничто" Ирины Глуховой Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|