Феноменологический подход

Автор статьи: Ахметов Данир

Феноменологический подход касается того, как человек познает. Это определенный угол зрения, определенная позиция, с которой человек познает, исследует какое-то явление.

В психотерапии такую позицию может занимать терапевт и он может предлагать ее клиенту, вместе они исследуют опыт, который случается между ними на сессии и через это — жизнь и жизненные сложности клиента.

Суть феноменологического подхода в том, что познающий старается замечать то, что есть (а не то, что должно быть, ожидается, логично следует из и т. д.) и понять смысл того, что есть.

Например, клиент внезапно начал критиковать терапевта. Чтобы исследовать это событие с феноменологических позиций, терапевту нужно отложить в сторону свои предубеждения, привычные интерпретации, стереотипы и т. д. Ему нужно внимательно замечать, что клиент делает, критикуя его, как он это делает, замечать, что он (терапевт) чувствует при этом, спрашивать, что клиент чувствует при этом. И нужно пытаться понять смысл именно этого уникального события (что и зачем делает клиент, чего он хочет, что это для него означает). При этом, так как терапевт и клиент познают совместно, терапевт не может в одностороннем порядке сформулировать смысл и передать его клиенту. Терапевт с клиентом обнаруживают смысл совместно.

Некоторые авторы (например, Ф.Джойс и Ш.Силлс) говорят о трех элементах феноменологического подхода в психотерапии:

1). Вынесение за скобки

Имеется ввиду вынесение за скобки своих предрассудков, предубеждений, стереотипных интерпретаций и т. д. Всего, что мешает видеть то, что есть. Этого невозможно добиться на 100%, но можно в какой-то степени приблизиться к этому.

2). Описание

Чтобы исследовать то, что есть и понять смысл именно этого явления, нужно по возможности отказаться от штампов, теоретически нагруженных понятий, ярлыков. И стараться описывать (а не объяснять и интерпретировать, навешивать ярлыки) то, что есть, в его уникальном виде.

3). Уравнивание

Нельзя заранее знать, какой элемент происходящего события важен, а какой нет. Поэтому стоит наблюдать и описывать все, что можно, не игнорируя какие-то детали, как неважные. Наблюдаемые детали опыта стоит «уравнять» в правах, в потенциальной важности.

В этих трех пунктах говорится про наблюдение и описание, но ничего не говорится про понимание. Предполагается, что понимание — это то, что может произойти в результате феноменологического исследования. Когда все элементы опыта замечены, описаны, соотнесены — они могут сложиться, как паззлы в единую картинку.



Просмотров: 343
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Опасный смысл: нужно ли искать смысл жизни и предназначение и к чему это может привести
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Феноменологический подход и процессуальная диагностика в клиент-центрированной психотерапии
  • Терапевт и клиент - фасилитация контакта.
  • Клиент и терапевт первая встреча
  • Границы взаимодействия терапевт-клиент
  • Гештальт - терапевт и клиент: феномены сотрудничества
  • Почему человек знает, что ему нужно сделать и не делает этого
  • Чем полезна работа с психологом: фокус на отношениях клиент–терапевт
  • Я обиделась! И какой в этом смысл?
  • Помогите! Какой тайный смысл этого обращения?
  • Кто есть клиент психотерапии?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Есть ли смысл в длительной психотерапии?
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • «Как понять, чего я хочу?» и «Какой смысл чего-то хотеть?»
  • Клиент без запроса - есть о чем подумать вместе.
  • Каких результатов может ожидать клиент от психотерапии
  • В процессе психотерапии переживанием терапевт «лечится» вместе с клиентом
  • Терапевтические отношения: отношения терапевт - клиент.
  • Как клиент может просить психолога укрепить негативную позицию
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред
  • «Принимай меня таким, какой я есть!» Почему этого нельзя требовать?
  • Терапевт делает интервенцию «для себя»
  • Какой смысл в психотерапии?
  • В том чтобы продолжать пить есть глубокий смысл
  • Злой терапевт, добрый терапевт. Фрустрация и поддержка. Скрытые мотивы.
  • Может ли терапевт вносить свой интерес в терапевтическую сессию
  • Утрата. Горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь