|
Песочная терапия для жертв насилияАвтор статьи: Муханова Надежда Владимировна
Работая в Центре помощи семье и детям, порой сталкиваешься с такими ситуациями, от которых холод по спине бежит. Ежедневно в мире, да и в нашей стране, люди подвергаются сексуальном насилию. И это ужасно. А когда речь идёт о детях, на мой взгляд, ужасно в двойне. И чаще всего они молчат, о том, что с ними происходит. Оно и понятно, чувство страха, ужаса, обиды, злости, стыда, переполняют человека, и он остаётся один на один с самим собой, пытаясь справиться в одиночку. Но встречаются и смельчаки, которые, переступив через чувства, стучат в дверь помощи. В моей практике имеется некий опыт работы с подобными ситуациями. Практикуя песочную терапию, я решила попробовать и в этом случае. Что интересно у всех реакция была разная, это ещё раз нам напоминает, что каждый человек уникален. Одна девочка (13 лет) разозлилась на моё предложение познакомиться с песочницей, сообщив мне: « У меня серьёзная проблема, а вы мне тут в игрушки играть предлагаете!» Хотя мы встречались не первый раз, до этого было несколько арт-терапевтических встреч. Где проводилась беседа и диагностика состояния. Но отказ девочки от песочницы это ещё один диагностический показатель того что у неё достаточно глубокая травма. А мальчик (ему на тот момент было почти 14 лет) с удовольствием согласился на песочную сессию, которая в конечном итоге дала результат. Мы до этого были с ним знакомы, он посещал арт-терапевтические сессии, к которым он тоже относился с интересом. Его вообще все радовало! Ему так не хватало внимания и понимания со стороны близких и родных, как это часто бывает у подростков. А здесь он чувствовал себя умиротворенно. Как он сам говорил: « Я чувствую себя человеком!» В работе с подростками подвергшимся сексуальному насилию я использовала и использую А.Копытин « Арт- терапия жертв насилия.» Тест «Диагностическая рисуночная серия» Б. Лесовиц; Тест Сильвер «Нарисуй историю» и технику стимульного рисования, Л.Д.Лебедева «Практика по арт-терапии». И, конечно же, песочную терапию. Я считаю, что использование песочной терапии в работе с подростками, подвергшимся сексуальному насилию, да и насилию в целом, представляет большую ценность. Во-первых: благодаря использованию песка и игрушек подросток может проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне; Во-вторых: благодаря тактильному взаимодействию, снимает эмоциональное напряжение, повышает уверенность в себе. Песочная терапия – сама по себе несет мощный терапевтический эффект. Она позволяет восстановить свою психическую целостность. Так как песок обладает свойством «заземлять» негативную энергию, в процессе работы у подростков я наблюдала гармонизацию психоэмоционального состояния. Такие упражнения как «Проекция» (выбери игрушку и расскажи о ней): О чём мечтает? Что любит? Чего боится? и т д…. «Расскажи историю» «Придумай сказку» «Свободная песочница» мне очень помогают в моей работе. Будьте внимательны и чутки к близким и родным вас людям! « Пятна крови на белом снегу, Хлопья нежные наземь ложатся. И лишь горький вопрос « почему?!» Заставляет на слёзы срываться. В лифте вытру потёкшую тушь, Натяну улыбку послаще. Мне сейчас прямо в душ, только в душ. И одной быть …и не надо иначе. Ночь пройдёт в ожидании рассвета В мрачных мыслях и красных глазах. В целом мире не будет ответа, Только горе в девичьих глазах. Это страшная боль что стерпела! Эту мерзкую грубость снесла! Отказаться б от этого тела! Очень хочется! Только нельзя!.....» Сутеева Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|