|
Расскажи мне сказку. Сторителлинг в работе с детьми и подростками. Часть 1.Автор статьи: Дарья Шутова
Я написала новую статью о том, как сочинять волшебные истории. Надеюсь она будет полезна не только психологам, воспитателям и учителям, но и самим родителям. «Самое сокровенное, что есть у людей, — их истории, и чуть ли не самое важное, что вы можете для них сделать, — это выслушать их» (Уильям Дерезевиц, из книги «Уроки Джейн Остин»). В своем детстве я очень любила слушать сказки, особенно, когда близкие взрослые читали мне их вслух, а потом показывали красочные иллюстрации из детских книжек или разыгрывали с помощью самодельных кукол небольшие домашние представления. Но особенно мне нравилось, если родители сочиняли для меня свои собственные, совершенно уникальные истории, которые не были написаны ни в одной книжке. Рождающиеся в моем воображении сказочные образы, были яркими и захватывающими, такими же, как и эмоции, которые они дарили. Мне хотелось переживать их снова и снова, поэтому я была готова слушать одни и те же избранные истории несколько раз на дню. В чем же заключается магия и привлекательность для детей и взрослых сказочных историй, сохраняющихся на протяжении столетий, а иногда и тысячелетий человеческой истории? Известный антрополог, культуролог и предшественница нарративной практике в психологии - Барбара Майерхофф, долгие годы помогавшая пожилым эмигрантам в домах престарелых в Америке, многие из которых прошли фашистские концлагеря и выжили, предлагает рассматривать истории, а так же сам процесс сторителлинга, как особый вид партнёрства между рассказчиком и слушателем, как важный инструмент для познания себя и способ справляться с жизненными невзгодами, или даже травматическими событиями, потерей смысла и одиночеством, разделяя с другими переживания и значимые события своей жизни. Она обращает наше внимание не только на содержание повествования, анализ его содержания или харизму рассказчика, но и на слушателя историй, его переживания и впечатления, внутреннюю трансформацию, которая может происходить с ним под влиянием услышанных историй. Яркой иллюстрацией этого момента служит фрагмент одного из выступлений Бродячего Еврейского Театра, когда актеры приглашают зрителей на свой спектакль: «Истории. Слушайте, слушайте! Истории ходят по кругу, они не любят прямых дорог. Поэтому и слушать их лучше в кругу. Одни истории спрятаны в другие, одни истории лежат меж строк других историй. Следовать за ними так же легко и так же трудно, как искать дорогу домой. Часть секрета поиска этой дороги — в том, чтобы суметь потеряться. Только потерявшись, начинаешь внимательно смотреть. И слушать». Читая различные материалы про использование сторителлинга в психотерапии, педагогике или театральном искусстве, невольно начинаешь задумываться о следующих вопросах: что такое история и что она собой представляет? Почему люди делятся своими историями? Как истории связывают нас? Какое влияние оказывают истории на самого рассказчика и его слушателей? По мнению Барбары Майерхофф, рассказывание и выслушивание историй является неотъемлемой потребностью человека. Люди рождаются, не зная финала своей жизненной истории, поэтому проживая ее, они стремятся найти или создать смысл своего собственного существования. Однако пока автор истории не найдёт своего слушателя, он не сможет поделиться своим рассказом, сделать свою историю видимой для остального мира, пригласить в неё других людей: "Без слушателя каждый из нас отвергнут. Одиночество лишает нас принадлежащего по праву. Словно при рождении каждому из нас вручают отдельную историю (а каждая история рождения — это в каком-то смысле история об отделении), но никаких нас не существует, пока нас кто-то не признает, пока кто-то нас не увидит. Не было никакого Адама, пока Ева не сказала: «Ах, вот ты где? Привет!". Целительное значение сторителлинга заключается в том, что в процессе повествования человек заново создаёт себя, "отращивает себе душу", несмотря на тяжёлые удары судьбы, которые, выпали на его долю. Повторное описание жизненных событий, свидетелем которых стал рассказчик истории, помогает его переживаниям обрести большую осознанность, целостность и глубину. Личные истории - это ещё и хранилища воспоминаний, которые со временем могут стать мифом или важным нравственным документом, подтверждающим существование тех или иных исторических вех на пути развития человечества, что пережитое рассказчиком было не напрасно и сохранится в памяти слушателей. Благодаря тому, что сторителлер является свидетелем определённых событий, а иногда и единственным выжившим в каких-либо трагических ситуациях (особенно, если рассматривать историю ХХ века), он открывает свой непростой жизненный опыт другим людям и передаёт его следующим поколениям, осуществляя культурную интеграцию. Поэтому истории, рассказанные вслух друзьям, близким или потомкам, становятся важным событием и так же оказывают непосредственное влияние на слушателей, изменяя их восприятие себя и мира вокруг: "Читая биографию, автобиографию, историю жизни, мы слышим голос, соединяющий нас с опытом, размышлениями, чувствами другого. Мы соединяемся с другой жизнью. Слова обретают форму, становятся образами в нашей голове, разворачиваются драмой или вспыхивают моментами озарения сквозь стихотворение. В этом процессе мы прибываем к общему пониманию с человеком, чью историю читаем или слушаем. Шаг за шагом мы черпаем знание о сущности человека, оплетая текст своими ощущениями и своим пониманием". Эти слова принадлежат историку и антропологу Гели Франк. Очень интересно описывает значимость сторителлинга и его применение в рамках религиозных и культурных традиций Юго-Восточной Азии один из далангов - кукловод в традиционном и наиболее древнем индонезийском театре теней (Ваянг Кулит) на о. Бали: «Ваянг — это театр теней. Ваянг и означает «тень», отражение. Ваянг дает людям ответы. Люди слушают, когда с ними говорят Вишну или Шива. Сочиняю ли я истории целиком? Нет. Я их составляю из частей. Большинство историй существуют давным-давно, и я собираю из них свои. Есть истории-стволы и истории-ветви. Истории-стволы — это или Махабхарата, или Рамаяна, истории-ветви — мои собственные. Театр Ваянг обучает, и материалом служат истории. Какую бы историю мы ни взяли, это она — учитель, и она выбирает, чему мы будем учить. Слушатель очень важен, но история изменяет и самого даланга. История — это картина. Ребенок смотрит на картину, а мать говорит: «Теперь ты действуешь, как тот, кого ты видишь на картине. Стань животным». История помогает рассказать ребенку его собственную суть. Ребенок еще не сформировался, и в наших руках — ответственность за то, чтобы он вырос хорошим человеком. Взрослые уже сформировались, им нужно рассказывать истории на другом уровне. Истории для взрослых помогают им стать осознаннее». Таким образом, рассказчик истории становится проводником, помогая обьединить личный жизненный опыт с общечеловеческими культурными ценностями, традициями и смыслами, своего рода, коллективным бессознательным, передавая его следующим поколениям. Обратимся теперь к практической части и обсудим, каким образом можно научить детей сочинять и рассказывать собственные истории, а так же в чем заключается польза сторителлинга, его потенциальные возможности для работы детских психологов и школьных педагогов. Приведённые ниже игры, упражнения и задания можно не только успешно использовать в психотерапии детей и подростков для решения конфликтов, эмоциональных и поведенческих проблем, но и развивать с их помощью воображение, память, образное мышление, речь и фантазию, а так же коммуникативные способности и умение сотрудничать в группе сверстников. Задания по сторителлингу в игровой форме пригодятся учителям, например, на уроках литературы, окружающего мира и естествознания, английского языка или в рамках театрального кружка. Во время поездок на экскурсии или в школьные лагеря сочинение историй поможет весело провести досуг и не дать детям заскучать в дороге. Родители смогут почерпнуть здесь интересные игры для укрепления контакта со своим ребёнком и приятного совместного времяпровождения или проведения домашних праздников. Какие материалы вам могут понадобиться для подготовки? Запаситесь различными ярко иллюстрированными журналами (которые вам не жалко будет разрезать), старыми открытками и наклейками, фломастерами, карандашами, ручками, пластилином, гуашью, кисточками, ножницами и клеем, цветным и прозрачным скотчем. Кроме того, вам пригодится цветная и белая бумага, газеты, крафт бумага и старые обои, листы плотного картона, в том числе из под бытовой техники, если вы захотите изготовить большие декорации к спектаклям, поставленным на основе придуманных детьми историй. Дополнительно вы можете заранее подобрать подходящие музыкальные записи в разных жанрах, создающие то или иное настроение, эмоции. Как сочинять истории? Бывает так, что вдохновение не всегда приходит быстро к начинающим рассказчикам. Кроме того, детям и подросткам требуется некоторое время для знакомства с методом сочинения историй и сказок, который предлагают им взрослые, своего рода преконтакт, чтобы появились внутренняя лёгкость, свобода и доверие к своим творческим импульсам, спонтанность. Ведь в обычной жизни взрослые нередко обесценивают или останавливают попытки детей фантазировать, с раздражением говоря:"Ну что за чепуху ты опять придумал? Почему ты все время витаешь где-то в облаках?". Иногда родители даже стыдят или высмеивают своих детей, если случайно обнаруживают их личные дневники, сочинения или же записи с собственными стихами. После таких травматичных ситуаций детям и подросткам бывает трудно снова поверить в свой творческий потенциал. Чтобы у вас и детей появились силы для творчества вам помогут следующие игры и упражнения, позволяющие потренироваться в сторителлинге и фантазировании. Функции волшебной сказки или "Карты Проппа". Известный детский писатель и педагог Джанни Родари (1920 - 1980) предлагал использовать специальные карточки-подсказки, созданные на основе работ нашего отечественного лингвиста, выдающегося учёного и исследователя волшебных русско-народных сказок - Владимира Яковлевича Проппа. Их легко изготовить самим, напечатав на цветном картоне основные компоненты (функции) будущей истории, из которых состоит структура и последовательность любой народной волшебной сказки: 1. Сказочный герой, история его появления и жизнь, до начала развития значимых событий; Эти компоненты можно упростить и сократить для младших ребят, а так же держать перед глазами одним списком во время сочинения истории, или же изготовить для каждого этапа повествования отдельную карточку с надписью и соответствующей картинкой/ рисунком для тех детей, которые пока ещё не умеют читать, затем перемешать все карты, вытянуть несколько и предложить играющим построить свой рассказ на основе только этих карт. Здесь найдётся место для бесчисленных экспериментов: например, можно сочинять историю не с начала, а с конца этого списка, или с середины, взяв в качестве отправной точки завязку будущего сюжета. Композиция или игра в "Кто? Где? Когда? Что делал?". Педагог Эмили Ньюбургер предлагает познакомить более старших детей с простейшей основой построения композиции повествования или, говоря другими словами, основными компонентами истории. 1. Обстановка или место действия истории. Сюжет и его основные элементы:
- развитие действия - это обострение конфликта; - кульминация - поворотный пункт в повествовании, самый захватывающий, яркий и напряжённый момент; - развязка - это разрешение конфликта; - эпилог - герои осознают влияние конфликта на их жизнь и примиряются с тем, что случилось; они могут измениться внутренне или внешне, переосмыслить свою прежнюю жизнь заново, попробовать делать что-либо по-другому и так далее. Если детям сложно сразу же приступать к сочинению истории, то вы можете сделать для них с помощью надписей или простых символов небольшую памятку. Экспозиция и завязка. Кто или что? Выберите одного или нескольких персонажей. Это могут быть не только реальные или воображаемые люди, но и животные, птицы, растения, явления живой и неживой природы (буря, говорящие деревья, волшебная шляпа и проч.), различные предметы, сказочные герои (ведьмы, гоблины, великаны, феи, монстры, единороги и т.д.), или даже отдельные эмоции, чувства и состояния (например, грусть, злость или лень). Какой или какие они? Подумайте о качествах и характеристиках своих персонажей, например, их физических параметрах (как они выглядят?), прошлой жизни, возможных конфликтах или проблемах, с которыми они сталкиваются, кого и что они любят, меняются ли они внутренне и внешне по мере развития сюжета истории, что ими движет, какие у них положительные и отрицательные стороны? Примеры: озорные; великодушные; хитрые; добрые/ злые; смелые и отважные/ испуганные и трусливые; глупые/ мудрые; печальные/ весёлые; удачливые; сильные/ слабые. Обстановка. Где? Выберите место действия или события. Подумайте о типе местности: город, лес, деревня, пригород, море, пустыня, горы или подземелья, воздушная стихия. Или может быть это какое-то необычное место, например, старый чердак, шкатулка, дырявый башмак, в котором кто-то поселился, и так далее? Примеры: подводная лодка; другая планета; музей; школа; горная вершина; космический корабль; сказочный домик; Северный полюс; чердак заброшенного дома. Какое это место? Опишите подробно место действия или события в своей истории, атмосферу, царящую в ней. Какое время года сейчас в вашем рассказе? Какого цвета неба и окружающая природа? Какие запахи можно почувствовать или ощутить фактуру окружающих предметов, если оказаться внутри этой истории? Каков быть может интерьер внутри помещения (дворца/ хижины/ космического корабля/ пещеры горного короля)? Чем более детально вы продумаете и опишите обстановку, тем ярче и живее получится ваша история. Примеры: страшное и таинственное; красивое и сверкающее; находящееся в прошлом/ будущем; холодное или жаркое; роскошное; полное необычных существ; покрытое густым лесом. Когда? Выберите время действия или события. Может быть это какая-то историческая эпоха или ступень эволюции (например, эра динозавров), либо фантастическое будущее, либо сказочное время, не имеющее ничего общего с реальностью. Примеры: во время праздника; прогулки в лесу; школьных каникул, путешествия, купания в море, в определённое время года; в Средние века; когда твоя бабушка была маленькой; в далёком будущем. Развитие действия. Что делали герой и другие персонажи истории? А что происходит в текущий момент повествования? Или что герои планируют совершить в ближайшем будущем? Почему? В чем заключается проблема или конфликт вашей истории? Сторонами конфликта могут быть не только два каких-то персонажа. Герой истории может вступить в борьбу с погодой, судьбой, собственным прошлом или предсказанным ему будущим, традициями, воспоминаниями, болезнью, различными внутренними переживаниями и множеством других проблем (наиболее ярко это показано в мифах древней Греции). В истории может развиваться несколько конфликтов. Есть внешние конфликты - это борьба персонажей с внешними силами и обстоятельствами, а есть внутренние - борьба персонажей с собственным "я". Примеры: кого-то заколдовали; что-то или кто-то потерялись; герой нарушил обещание или запрет; что-то или кого-то украли; что-то сломалось; случилась беда; кто-то из героев заболел. Кульминация и развязка. Как решить проблему? Может быть в истории принимают участие какие-то волшебные помощники или предметы, с помощью которых персонажи смогут решить проблему/ задачу/ конфликт? Примеры: с помощью волшебства; дружбы и объединения героев; увидев вещий сон; найдя спрятанные сокровища; вспомнив о своих знаниях, умениях и навыках; обратившись за помощью к незнакомцу, мудрецу или верному другу; пойдя на риск; что-то смастерив или построив; заглянув в древние книги. Эпилог.Что произошло потом? Расскажите, как события развивались дальше и чем закончилась ваша история? Мораль или главная идея сказочной истории. Можно ли сделать какой-то вывод на основе вашей истории? Чему она учит? Например, главная идея может звучать так: "все тайное всегда становится явным" или "внешность бывает обманчивой". Чтобы дети лучше освоили законы построения композиции, сыграйте все вместе в игру "Кто? Где? Когда? Что делал?". Для начала предложите им простой вариант, когда на листе бумаги в заданной последовательности напечатаны основные вопросы (элементы композиции), и каждый ребенок, глядя на них, записывает свою историю. Второй вариант добавляет игре веселья и хулиганства: дети пишут на листах бумаги ответы на первый вопрос "Кто?", затем делают загиб, чтобы никто не смог увидеть их вариант, и передают свой листок соседу - так происходит обмен по кругу. Далее каждый отвечает на второй вопрос "Где?", но уже на чужом листке, снова загибает лист, закрывая свою надпись и передаёт своему соседу. Письменные ответы и обмен листочками продолжаются до тех пор, пока не закончатся вопросы (см. список-подсказку выше). После этого каждый разворачивает по одному листку и зачитывает вслух получившийся рассказ. Чаще всего в конце выходят очень смешные истории или весёлая чепуха, помогающая раскрепостить фантазию юных рассказчиков. Третий вариант этой игры: дети пробуют отвечать на вопросы, начиная с самого последнего, и смотрят, какие истории у них получатся, если повествование разворачивается в другой последовательности.
Литература: Барбара Майерхофф. Истории как инструмент для жизни — 1 Друитт Э., Файнес-Клинтон К. Книга Дня Рождения. Праздник для всех. СПб., 2013. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. СПб., 2006. Ламперт Р. Работа с детьми в гештальт-терапии. М., 2013 Ньюбургер Э. Банка с историями. М., 2016. Родари Дж. Грамматика фантазии. М., 2011. ----------------------------------------------------- Автор заметки Шутова Дарья - семейный и детский психолог, сертифицированный гештальт-терапевт, супервизор. Сайт: www.darpsy.com Записаться на психологическую консультацию или супервизию можно по тел.: +7(917)562-84-77. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|