Уроки истории. Или - выбор быть человеком.

Я по образованию не только психолог, но ещё историк. И сейчас, как никогда, согласна с мыслью о том, что историю важно изучать и помнить.

Зачем?
Чтобы учиться на её уроках. И чтобы не повторять ошибок, которые люди делали раньше.


На днях по каналу «История» рассказывали о фашистских концлагерях, в частности о тех, что размешались на территории Польши и других государств Европы, не в Германии. Эти рассказы напомнили о людях, участвовавших в событиях того времени. И, важно отметить, что надзирателями тех лагерей были в большинстве своём не немцы, а местные жители. Соседи тех евреев, которые были узниками.

Можно ещё вспомнить китайскую культурную революцию, в которой под лозунгом борьбы с волюнтаризмом и кумовством в рядах партии на самом деле происходили страшные события – одни группы людей фактически истребляли других, а в некоторых регионах даже поедали (буквально) своих «классовых врагов» - тех, у кого были иные взгляды, или кто просто «лицом не вышел». Ведь, когда начинается война одной группы людей с другой, а по сути – одной идеи и её толкования людьми, с теми, кто в эту идею не вписался (опять же, лишь по мнению некоторых) – начинается самосуд и беспредел. Особенно если государственная власть в это время не вмешивается, а исподтишка даже создаёт всю эту неразбериху, поскольку не владеет реальным знанием ситуации в стране. И ситуация развивается в такие моменты далеко не разумным образом…

Да, во времена бедствий, войн и кризисов некоторые (и не малочисленные) группы людей своим поведением часто выбирали репрессии, вражду и доносы. Выбирали и выбирают.

Причём, выбирают это, полагая, что у них нет другого выбора, кроме как подчиняться «правильному» курсу, а потом ещё и добивать ближних. Чтобы спасти себя. Прикрывается это обычно разговорами об условиях времени, будто они вынудили так себя вести. А на деле всё превращается в бойню – одних «соседей» другими.

В своё время, когда я работала в военно-врачебной комиссии, наш психиатр писала некоторым кандидатам на службу заключение «социально-педагогическая запущенность». Это не было психиатрическим диагнозом, но служило препятствием для трудоустройства в органы внутренних дел.

Что значит эта социально-педагогическая запущенность?
Это – неполноценный человек. Недо-человек: недо-воспитанный и не выросший. И не взявшийся исправить этот «изъян» своего развития самостоятельно во взрослом возрасте.

В последнее время (с опытом практики и жизни) стало очевидно, что такой человек совсем не обязательно психопат: то есть, тот, кто действительно имеет некие отклонения в психическом развитии, но обязательно является своего рода "вещью" – ОБЪЕКТОМ с определенными функциями, и не более. Функций не так уж и много: физиологические – поесть, поспать, заняться сексом, и практические – сходить на работу, выполнить энный объем дел, затем вернуться домой, снова поесть и так далее по кругу. Без «заморочек» на тему о том, что, зачем и почему происходит в его жизни и вокруг.

У "объекта" нет чёткой идентификации себя как личности (часто на вопрос о том, кем он является, такой человек не способен дать ясный ответ, например: «я – человек» или «я – мужчина» - не может себя такой человек ни с кем цельным идентифицировать).

У «объекта» нет ценностей (тех самых, которые отвечают на вопросы «зачем» и «почему»).

Он не умеет полноценно контактировать и давать обратную связь, уважать и быть благодарным, при этом имеет много претензий и ожиданий по отношению к другим людям. И – важный признак – он не сопереживает чужой боли, просто даже не задумывается о том, как отзовётся в других его слово или поведение.

«Объект» не заботится о других, поскольку эгоцентричен – свойство, характерное для маленького ребенка (из этого психологического возраста некоторые так и не вырастают). Эгоцентричный ребенок, в соответствии со своим возрастом, обычно сосредоточен лишь на себе и своих переживаниях.
Именно поэтому, будучи объектом, а не человеком, к другим людям он относится тоже как к объектам – тем, кто призван удовлетворять его желания. Можно сказать – судит по себе.
Так устроен каждый – других «измеряет» по тому, что имеет внутри себя. 

Отношение одного человека к другим всегда определяется его внутренним содержанием.

Общество потребления, в котором мы живём сейчас, воспитывает всё больше не людей, а объектов, потому что именно такого склада люди нужны для потребления производимых товаров. И эта тенденция чётко прослеживается в последние десятилетия в нашей стране.

В настоящее время, на фоне экономического кризиса и с нагнетаемым страхом вируса, многие люди паникуют и теряют разум – это вполне логичное следствие паники, что отчетливо видно по большому числу агрессивных комментариев в соц.сетях. Да и на улицах драки возникают без особых причин. Не говорю о мошенничествах с деньгами – например, мне неделю назад звонили мошенники, пытаясь взломать банковскую карту.

В общем, люди (некоторые – те, в ком недостаточно от человека) совсем звереют.
Причём, как говорил один из героев фильма «Гараж», многие животные по отношению к своим собратьям так не поступают, они поддерживают своих. А вот люди способны топить себе подобных.
Почему?
Потому, что выбирают лишь то, до чего смогли внутренне дорасти. Или не смогли – то есть, не доросли. НЕдоросли такие люди. Те самые, «социально-педагогически запущенные».

Поэтому закончить я хочу напоминанием, что всё и всегда решает выбор. Выбор каждого человека. И ни время, ни условия не могут заставить настоящего человека вести себя не по-людски.

Для этого совсем не обязательно становиться революционером или лезть на баррикады. Но всегда можно отказаться делать нечто противное человеческой сути. Не участвовать в безумии, не убивать ближних, не превращаться в тупой запуганный скот.

Я очень надеюсь, что в это непростое время нам помогут как раз человеческие качества: разум, способность к пониманию, сочувствию и совесть.
Это не громкие слова, а мое искреннее желание.



Просмотров: 340
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Нет нормального мужика, потому что ещё нет такого прибора, чтобы это определить
  • Кто такие взрослые люди, почему среди нас их так мало и что значит психологическая зрелость
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Я самоутверждаюсь – значит, я существую?... Самоутверждение за счет других – что это и как его понимать?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Почему некоторые люди думают, что они всегда правы?
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Здоровая Сексуальность или как ведёт себя человек, у которого в это сфере всё ОКЕЙ.
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • 7 причин, почему некоторые люди чувствуют себя лучше и счастливее во время пандемии
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь