Уроки истории. Или - выбор быть человеком.

Я по образованию не только психолог, но ещё историк. И сейчас, как никогда, согласна с мыслью о том, что историю важно изучать и помнить.

Зачем?
Чтобы учиться на её уроках. И чтобы не повторять ошибок, которые люди делали раньше.


На днях по каналу «История» рассказывали о фашистских концлагерях, в частности о тех, что размешались на территории Польши и других государств Европы, не в Германии. Эти рассказы напомнили о людях, участвовавших в событиях того времени. И, важно отметить, что надзирателями тех лагерей были в большинстве своём не немцы, а местные жители. Соседи тех евреев, которые были узниками.

Можно ещё вспомнить китайскую культурную революцию, в которой под лозунгом борьбы с волюнтаризмом и кумовством в рядах партии на самом деле происходили страшные события – одни группы людей фактически истребляли других, а в некоторых регионах даже поедали (буквально) своих «классовых врагов» - тех, у кого были иные взгляды, или кто просто «лицом не вышел». Ведь, когда начинается война одной группы людей с другой, а по сути – одной идеи и её толкования людьми, с теми, кто в эту идею не вписался (опять же, лишь по мнению некоторых) – начинается самосуд и беспредел. Особенно если государственная власть в это время не вмешивается, а исподтишка даже создаёт всю эту неразбериху, поскольку не владеет реальным знанием ситуации в стране. И ситуация развивается в такие моменты далеко не разумным образом…

Да, во времена бедствий, войн и кризисов некоторые (и не малочисленные) группы людей своим поведением часто выбирали репрессии, вражду и доносы. Выбирали и выбирают.

Причём, выбирают это, полагая, что у них нет другого выбора, кроме как подчиняться «правильному» курсу, а потом ещё и добивать ближних. Чтобы спасти себя. Прикрывается это обычно разговорами об условиях времени, будто они вынудили так себя вести. А на деле всё превращается в бойню – одних «соседей» другими.

В своё время, когда я работала в военно-врачебной комиссии, наш психиатр писала некоторым кандидатам на службу заключение «социально-педагогическая запущенность». Это не было психиатрическим диагнозом, но служило препятствием для трудоустройства в органы внутренних дел.

Что значит эта социально-педагогическая запущенность?
Это – неполноценный человек. Недо-человек: недо-воспитанный и не выросший. И не взявшийся исправить этот «изъян» своего развития самостоятельно во взрослом возрасте.

В последнее время (с опытом практики и жизни) стало очевидно, что такой человек совсем не обязательно психопат: то есть, тот, кто действительно имеет некие отклонения в психическом развитии, но обязательно является своего рода "вещью" – ОБЪЕКТОМ с определенными функциями, и не более. Функций не так уж и много: физиологические – поесть, поспать, заняться сексом, и практические – сходить на работу, выполнить энный объем дел, затем вернуться домой, снова поесть и так далее по кругу. Без «заморочек» на тему о том, что, зачем и почему происходит в его жизни и вокруг.

У "объекта" нет чёткой идентификации себя как личности (часто на вопрос о том, кем он является, такой человек не способен дать ясный ответ, например: «я – человек» или «я – мужчина» - не может себя такой человек ни с кем цельным идентифицировать).

У «объекта» нет ценностей (тех самых, которые отвечают на вопросы «зачем» и «почему»).

Он не умеет полноценно контактировать и давать обратную связь, уважать и быть благодарным, при этом имеет много претензий и ожиданий по отношению к другим людям. И – важный признак – он не сопереживает чужой боли, просто даже не задумывается о том, как отзовётся в других его слово или поведение.

«Объект» не заботится о других, поскольку эгоцентричен – свойство, характерное для маленького ребенка (из этого психологического возраста некоторые так и не вырастают). Эгоцентричный ребенок, в соответствии со своим возрастом, обычно сосредоточен лишь на себе и своих переживаниях.
Именно поэтому, будучи объектом, а не человеком, к другим людям он относится тоже как к объектам – тем, кто призван удовлетворять его желания. Можно сказать – судит по себе.
Так устроен каждый – других «измеряет» по тому, что имеет внутри себя. 

Отношение одного человека к другим всегда определяется его внутренним содержанием.

Общество потребления, в котором мы живём сейчас, воспитывает всё больше не людей, а объектов, потому что именно такого склада люди нужны для потребления производимых товаров. И эта тенденция чётко прослеживается в последние десятилетия в нашей стране.

В настоящее время, на фоне экономического кризиса и с нагнетаемым страхом вируса, многие люди паникуют и теряют разум – это вполне логичное следствие паники, что отчетливо видно по большому числу агрессивных комментариев в соц.сетях. Да и на улицах драки возникают без особых причин. Не говорю о мошенничествах с деньгами – например, мне неделю назад звонили мошенники, пытаясь взломать банковскую карту.

В общем, люди (некоторые – те, в ком недостаточно от человека) совсем звереют.
Причём, как говорил один из героев фильма «Гараж», многие животные по отношению к своим собратьям так не поступают, они поддерживают своих. А вот люди способны топить себе подобных.
Почему?
Потому, что выбирают лишь то, до чего смогли внутренне дорасти. Или не смогли – то есть, не доросли. НЕдоросли такие люди. Те самые, «социально-педагогически запущенные».

Поэтому закончить я хочу напоминанием, что всё и всегда решает выбор. Выбор каждого человека. И ни время, ни условия не могут заставить настоящего человека вести себя не по-людски.

Для этого совсем не обязательно становиться революционером или лезть на баррикады. Но всегда можно отказаться делать нечто противное человеческой сути. Не участвовать в безумии, не убивать ближних, не превращаться в тупой запуганный скот.

Я очень надеюсь, что в это непростое время нам помогут как раз человеческие качества: разум, способность к пониманию, сочувствию и совесть.
Это не громкие слова, а мое искреннее желание.



Просмотров: 347
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 7 причин, почему некоторые люди чувствуют себя лучше и счастливее во время пандемии
  • Как некоторые люди энергетически и психологически «подъедают» других людей
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Слон и Моська, или Почему люди оскорбляют других людей-2
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Почему в последнее время стало больше людей, страдающих от панических атак.
  • Почему у одних людей в сложной ситуации возникают суицидальные мысли, а у других нет
  • Предпринимательская жилка: почему у одних людей получается вести бизнес, а у других – нет?
  • Как повзрослеть и перестать себя чувствовать себя ничтожной песчинкой в глазах других людей.
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Хорошие люди, тоже люди! (о том, как важно видеть человека в человеке)
  • Почему у одних людей деньги есть, а у других — их нет?
  • Почему у одних людей есть деньги, а у других — нет?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Всегда говори "нет". Часть первая: люди среди людей
  • Почему многие люди тяжело переносят расставание? Что происходит в мозгу человека при расставании?
  • Почему люди уходят из жизни в определенное время.
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • «Приходит время, когда человек понимает, не он создаёт мандалу, но мандала создаёт его.»
  • Почему некоторые люди думают, что они всегда правы?
  • Честные люди: о том, как важно учиться слышать себя, когда тебе четырнадцать
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Зачем некоторые люди внушают вам, что вы не в себе? Газлайтинг.
  • Почему одни люди стремятся к творчеству и развитию, а других устраивает стабильная работа и зарплата?
  • Почему у одних в 25 уже муж и ребенок, а у других лишь метания и беспокойство?
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • 10 причин, почему многие люди не могут найти интересную работу
  • Примерная схема того, как можно все время оставлять себя голодным



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь