|
Что за зверь такой «травматика»?Автор статьи: Шабанова Инна Александровна
Написать статью побудило общение на форуме, чтение тем, статей. Я встречала у психологов 3 эмоциональных реакции на упоминание травмы.
Как травма проявляется в повседневной жизни?
Она выходит на поверхность сознания через состояния, которые не адекватны текущей ситуации. Например, человек выступает перед многочисленной аудиторией и испытывает, как будто ему угрожает убийство или, как минимум, избиение.
Как подобные состояния мешают жить?1Неприятные, тяжелые состояния отравляют жизнь. 2Препятствуют в достижении целей. 3Мешают развиваться в личностной и профессиональной сферах. 4Человек попадает в похожие ситуации и никак не может выбраться из порочного круга.
Итак, состояния, которые постоянно воспроизводит травма, мешают развиваться, снижают качество жизни.
Как появляется травма?
Ребенок сталкивается с тяжелой ситуацией и не может с ней справиться. Например, 5-летнего мальчика избил отец. Ребенок не владеет стратегиями совладания с этой ситуацией. Он чувствует беспомощность, бессилие, незащищенность, брошенность на произвол судьбы, ощущение потери контроля. Для мальчика мир из надежного внезапно превратился в опасное для жизни место. Но выживать нужно. На помощь приходит механизм расщепления: та часть, в которой сосредоточены воспоминания о травме, отщепляется и отправляется в бессознательное. А человек продолжает жить, вернее выживать. Но та часть, больная и неосознаваемая, дает о себе знать: в сходных с травматическим событием ситуациях выходит на поверхность сознания через неадекватные текущим обстоятельствам состояния. Например, мужчина, перенесший в детстве избиение отца, при общении с мужчинами чувствует необъяснимые ужас и агрессию. Такого человека мучают разъедающие душу состояния, которые выбивают из колеи и заставляют либо избегать общения с мужчинами, либо конфронтировать с ними. Предлагаю рассмотреть, из чего состоит часть, дрейфующая в бессознательном и управляющая жизнью своего владельца. Мне она представляется похожей на клетку. Ядром клетки является негативный опыт, сформулированный в травматичной ситуации. Вокруг ядра плавают негативные эмоции, пережитые в той ситуации, и заполняют все пространство. Стенки клетки – это модели поведения, соответствующие негативному опыту. Приведу пример из практики. Женщина, 40 лет. Она достигла определенного уровня развития в профессиональной сфере. Для увеличения дохода ей нужно выступать на многолюдных мероприятиях, чтобы потенциальные клиенты о ней узнал, но она не может себя заставить идти на подобные встречи. Запрос: « Намерена получать …(определенная сумма) в месяц». Телесная реакция на запрос: неприятные ощущения в руках. От ощущения переходим к образу – это канат, который клиентка видела на физкультуре в первом классе. Тогда она не могла научиться лазить по канату. Чувства в детской ситуации: ощущение неполноценности, бессилие, страх отличаться от других, страх выделяться, стыд, злость, зависть, ощущение ущербности. Девочка чувствовала себя ущербной и раньше, но старательно это скрывала. А канат показал всем, что она ущербна. До этого она могла создавать иллюзию своей «нормальности», «похожести» на других. Негативный опыт: «Как только начинаешь действовать, все сразу видят твою ущербность. Лучше ничего не делать, чтобы сохранить у окружающих иллюзию собственной «нормальности». Позитивный опыт: «Ты можешь чего-то не уметь или не знать, но это не означает твоей «ущербности». Все люди разные и у каждого что-то получается лучше, что-то – хуже. Это лишь показывает, в каком направлении каждому развиваться». Сейчас клиентка ходит на мероприятия и предлагает свои услуги. Ее доход постепенно приближается к желаемой сумме. Такая работа действенна и результативна, т.к. связывает тело, эмоции, мысль. Опыт дублируется в этих трех сферах. Прорабатываются все файлы, в которых записан негативный опыт. Итак, все просто. Проработка травматического опыта происходит так: 1.находим ситуацию в прошлом; 2.отреагируем негативные эмоции; 3.формулируем негативный опыт; 4.расширяем взгляд на ситуацию; 5.формулируем позитивный опыт. Чтобы жить согласно новой установке, не нужно прилагать особых усилий, она встраивается в систему убеждений и поведение меняется автоматически. Без работы с травмой деятельность психолога, на мой взгляд, оказывается бесполезной, а в большинстве случаев и опасной. Представьте, вы давным-давно повредили себе руку, сейчас она загноилась, распухла и сильно пахнет. Вам мешает жить боль и отвратительный запах. И вот, порядком намучившись, вы приходите к врачу. Он зажимает нос, отворачивается от вас, бросает вам полотенце, чтобы вы завязали свою рану. Врач панически боится смотреть на вашу травму, потому что она напоминает ему о его ранах. Он выписывает вам дорогущие препараты для обезболивания или учит, как жить с раной, как к ней приспособиться, и выпроваживает вас из кабинета. Что будет с вашей рукой при таком лечении? Вы лишитесь руки (в переводе метафоры на жизнь – важной функции в социальной или личной сфере) или даже жизни. И я вас не пугаю. Травматика приводит к повышенной суицидальности и к всевозможным зависимостям, которые являются пассивным суицидом. По своему опыту и опыту моих клиентов могу сказать: когда справляешься с травматикой, жизнь наполняется радостью, спокойствием, удовлетворением, уверенностью, любовью. Счастье в жизни возможно!
В статье описана работа по методу Канифольского И.Б.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|