Детский плач – дар природы или капризы маленьких “недочеловеков”?

Автор статьи: Елена Михалева

Очередная “сцена”, которую мне пришлось наблюдать из окна своей квартиры, побудила снова взяться за перо. Услышав с улицы деткий плач-крик,  я подошла к окну и увидела, как малыш лет двух-трех плюхнулся на дорожку под требовательно-возмущенные возгласы матери. Женщина пыталась увести его домой силой, а малыш плакал и яростно вырывался, сопротивлялся как мог. Мать кричала на ребенка, со всей мочи отрывала от земли, пытаясь поднять и заставить пойти домой.

Когда ей наконец удалось рывком поднять ребенка, она стала его ожесточенно бить, хлестать руками – похоже, уже срывая злость от прежних неудачных попыток и потраченного времени.

– Что Вы делаете?! – спросила я, не выдержав, тоже громко и с нотками возмущения.

И мои слова “охладили” ее пыл. Перестав орать, женщина посмотрела в мою сторону, успокоилась сама, у малыша прекратилась истерика. Она подняла ребенка и пошла дальше. Затем ребенок снова заплакал, а женщина продолжила повторять ему свой привычный набор фраз, но уже не так горячась…

Моя жизнь разнообразна и не ограничивается только подобными описанной ситуациями. Но, хочешь не хочешь, периодически приходится сталкиваться на просторах родной Беларуси с ситуациями детско-родительских взаимоотношений, когда родитель одергивает маленького плачущего ребенка словами типа “Тихо, я сказал(а)!”, “Замолчи!”, “Прекрати!”, “Что ты ревешь!”, “Ты что – не слышал(а), что я сказал(а)!!”, “Сколько можно повторять?!!” и т.д. Подобные “сцены” вызывают у меня как женщины и специалиста, связавшего свой жизненный путь с изучением человеческой психики, по меньшей мере, недоумение и возмущение…

Сцены такого рода напоминают мне героя-охранника в библиотеке, сыгранного Михаилом Галустяном и озвучившего фразу: ««Тихо!!» – я сказал!.. Или я тихо сказал?». Хорошо бы, чтобы злость матери также сменилась сомнениями и раздумьями, подобно тому, как начало фразы героя М.Галустяна имеет свое продолжение – какой-то другой вариант...

Не могу понять, откуда у многих взрослых людей взялось убеждение, что ребенка, еще толком не умеющего говорить о том, что с ним происходит, надо одергивать в общественных местах, создавая тишину вокруг? Почему до сих пор существуют родители, считающие себя вправе распускать руки и язык по отношению к своим маленьким детям?

Аналогично тому как незнание законов не освобождает от ответственности, так и незнание азов детской психологии не является оправданием для тех взрослых, которые нарушают права ребенка на достойную жизнь и не учитывают потребности маленького человека.

Плач ребенка не просто его каприз, который обычно списывают на то, что малыш “захотел новую игрушку”, “решил сманипулировать мамой”, “треплет нервы”, “непонятно, чего хочет”, “ужасный ребенок”, “задолбал” и т.д. 

Детский плач – это его сообщение (маме или другим взрослым, которые должны о нем заботиться) о том, что ребенок в чем-то остро нуждается. Хорошо, что все больше появляется общедоступной рекламы вроде такой, как эта на щитах вдоль дорог: “Дети не ищут опасность: они просто играют”… Ребенок может проголодаться, замерзнуть, перегреться, захотеть пить или в туалет, он может устать, хотеть спать, на прогулку или играть. Та же игра для малыша не “детское безделье”, а важное занятие – его “работа” (если говорить на языке взрослых), способствующая полноценному развитию маленького человека. Именно “человека” – а не неполноценного “недочеловека”, когда подразумевается, что ребенок человеком пока не является, а станет им через много лет... А еще надо понимать, что присутствие взрослого в играх ребенка обязательно на первых порах.

Удовлетворение насущных потребностей для ребенка жизненно важно – даже если эти потребности возникают в самый неподходящий для взрослого момент. И если взрослый игнорирует знаки, которые подает малыш, то тот, естественно, начинает плакать. Если взрослый и дальше не понимает причины плача ребенка, игнорирует его просьбы, начинается истерика.

Так что же получается, когда ребенок, пытаясь сообщить взрослому о своих желаниях-потребностях доступными ему способами (заплакать, упасть на землю, закричать, начать истерику и т.д.), вместо понимания и помощи, получает от матери  или отца возмущение, негодование за “неподчинение”, применение насилия – крик, физические удары? Что происходит с его психикой?

Мне кажется, взрослым, которые практикуют игнорирование в отношении к своему “чаду” и его желаниям, хорошо бы попробовать также и себе, например, запретить есть несколько дней или ходить в туалет в течение хотя бы дня… Похоже на то что некоторые родители ставят ребенка словно на одну планку с собой, не учитывая возрастные факторы развития, – с одной стороны, и воспитывают как маленького и глупого “недочеловека” – с другой.

Так устроено природой, что ребенку для роста нужен понимающий взрослый. И изначально в обществе людей так и было: мама умела распознавать, о чем плачет ее ребенок. Ведь плач бывает очень разным: длительный, громкий, сердитый, тихий, требовательный, надрывистый, безудержный, безнадежно-отчаянный… Для меня, в частности, обычно не представляет сложности предположить, чего хочет плачущий ребенок – даже чужой. Это не хвастовство, а “очищенное” природное умение любой женщины, да и мужчины в общем-то. К такому типу как манипулятивный плач ребенка (особенно дошкольника) я отношусь скептически.

Многим взрослым надо учиться умению видеть за слезами, криком и другими проявлениями страдания ребенка его личность с неудовлетворенными потребностями (физическими и психическими). Например, во внимании, эмоциональной теплоте, желании поиграть вместе с мамой, отцом или другими близкими.

Плач – это физиологическая рефлекторная реакция человека на сильное психическое (эмоциональное) переживание или длительное напряжение.

Слезы отражают душевное состояние ребенка (обиду, боль, злость, испуг, страх, отчаяние, может быть радость, и др.) и помогают оповестить окружающих о том, что ему требуется забота, внимание взрослых.

Так зачем же применять физические наказания и психическое насилие к маленьким детям и подросткам? Ответ очевиден: взрослому так проще, потому что не надо прилагать лишних усилий, чтобы отнестись к ребенку повнимательнее или увеличить собственный запас слов для общения с ним, заняться самообразованием и самовоспитанием. Ударил, крикнул – “поставил на место” и сохранил свой родительский “авторитет”, утвердил свою позицию “главного”. И к психологу не ходить.

Поэтому если у родителей существуют проблемы с пониманием причин плача или других поведенческих проявлений малыша и ребенка более старшего возраста, которые выводят взрослых из равновесия, – к психологу лучше все-таки сходить. Это поможет сэкономить время и силы, сохранить или вернуть здоровье, создать благоприятную семейную атмосферу.



Просмотров: 422
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Плач ребенка и реакция матери
  • Плач ребенка при расставании с мамой
  • Плач ребенка и реакция родителей
  • Надо ли заставлять ребенка ходить на занятия (кружки), если он не хочет?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Мой сын не хочет ходить в детский сад. Все о тревоге ребенка и взрослого
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Чего не надо делать, когда Вы злитесь на ребенка?
  • Взрослым языком о детских эмоциях. Как быть когда реакции ребенка ставят нас в тупик.
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Хочу ребенка, что делать, когда малыш не торопится?
  • Как позаботиться о себе маме маленького ребенка
  • 7 фраз, которые не стоит говорить женщине, потерявшей ребенка
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Развитие ребенка, взрослого, семейного рода Человека
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • "Раздражает плач ребенка или "Успокойся"
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • Если у ребенка истерика
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь