|
«Кризис жизни не помеха» или Где поставить дефисАвтор статьи: Киселева Анна Александровна
«Как-то навалилось всё и стразу! На работе завал, близкие «напрягают» проблемами, по телевизору пугают кризисом и обвалом рубля. В одночасье исчезли память, внимание, работоспособность! Какая-то общая усталость и апатия! И вообще ощущение, что меня загнали в тупик!» В последнее время, я довольно часто слышу такие высказывания. И возможно многие из вас хоть раз в жизни испытывали похожее состояние и наверняка пытались найти свой выход. Кто-то нашел, а кто-то до сих пор блуждает в поисках себя. В голове постоянно крутятся вопросы: «Что происходит?» «Почему именно со мной?» «Когда уже это всё кончится?» Поздравляю! Это кризис! В психологии кризис определяется как тяжёлое психологическое состояние, являющееся результатом либо какого-то внешнего воздействия, либо вызванное внутренней причиной, либо как резкое изменение статуса персональной жизни (Например, кризисы отрыва от семьи, ухода на пенсию, резкой смены профессии и т.д.) То есть кризис прерывает нормальный ход событий в жизни человека и требует от него переоценки деятельности, мышления или принятия какого-то решения, это поворотный пункт, важнейший момент. Что приводит к кризисному состоянию? Это ситуации, связанные: со стрессовыми событиями (травмы, катастрофы, войны, потеря близких и т. п.); с переходом на следующую возрастную ступень (возрастные кризисы); с переходом на новый этап личностной трансформации (экзистенциальные кризисы). Безусловно, кризисные периоды бывают разные, но все они касаются нашей жизни, отражаются на её эффективности и качестве, затрагивают отношения, нарушают стабильность эмоционального, душевного и физического состояния. Вы спросите – «И с чем вы нас поздравляете?». Согласна, не очень радужно. Однако, за каждым кризисом следует не только боль, но и личностное развитие. Расширение собственного видения, смена убеждённости по поводу себя, окружающих, мира. Помните, как проходит кризис 3-х лет у ребёнка: в отрицании, негативизме, желании не принимать всё, что дают близкие. Но как бонус он и родители получают самостоятельность, умение отделять себя от взрослых, окружающего мира, умение говорить «нет». То есть те качества, которые пригодятся ему во взрослой жизни. Когда мы сталкиваемся с кризисной ситуацией, происходит трансформация, перестройка внутреннего мира (или какой-либо его части). На первых этапах нарушается устойчивость, целостность «Я», изменяется самосознание, ставятся под сомнения ценности, возникают нравственный скептицизм, цинизм, душевное опустошение. Но это скорее, переходное состояние личности, оказавшейся в ситуации невозможности жить по-прежнему и это позволяет уберечь некогда устойчивую систему «Я» от разрушения. Это состояние есть «утрата себя» (Т.Б.Карцева). На втором этапе человек совершает напряженную внутреннюю работу по перестройке, преобразованию своего внутреннего мира, которую можно назвать процессом «обретения себя». При этом он ищет внутренние противоречия, для того чтобы выстроить новый, усложненный, сбалансированный и достаточно устойчивый образ «Я». На этом этапе очень много рефлексии, осознавания себя, собственных потребностей и желаний. Именно здесь мы обретаем внутренние ресурсы и учимся адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам. Пережив не так давно свой кризис, я могу сказать, что в моей душе освободилось очень много места, которое я заполняю уже по-своему усмотрению новыми впечатлениями и увлечениями, интересными знакомствами, своими целями и желаниями. Боль, сопровождающая любой кризис, со временем проживается, но легче проживать ее с психологом. Если вам сложно проходить кризисные этапы самостоятельно, то хорошо, чтобы на этом пути вас сопровождал специалист. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|