Экзистенциальный кризис

 Что представляет собой экзистенциальный кризис? Любой экзистенциальный кризис начинается с того момента,  когда человек задумывается о своем существовании в этом мире.

  Могу ли я вообще жить в этом мире, есть ли у меня ресурс для того, чтобы справиться с теми сложностями, которые мне подбрасывает жизнь? Какой этот мир? Как он меня принимает? Где мне искать опору в нем? Удовлетворен ли я качеством моей жизни? Кто я? Какой я? Принимает ли меня мир и таким, какой я есть? И какой смысл моей жизни? Какие задачи передо мной стоят в этом мире?

  Эти размышления касаются   условий,  при которых вообще возможно существование человека.

  Для того, чтобы человек был мотивирован жить, то есть хотел жить, он должен положительно ответить на  вопросы: Могу ли я быть в этом мире? Хороша ли моя жизнь? Имею ли я право быть таким?   Какие жизненные задачи для меня главные?

  Существуют четыре фундаментальных мотиваций существования. (Концепция четырех фундаментальных мотиваций существования А. Лэнгле )

  Первая мотивация отвечает на вопрос:  Могу ли я быть в этом мире?  Это мотивация к физическому выживанию и духовному преодолению бытия, то есть, к тому, чтобы «мочь быть».

  Почему одни люди более прочно «держаться в седле» своей жизни, чем другие? От чего это зависит? Этих людей  еще называют сильными. Они умеют принимать и выдерживать жизнь такой, какая она есть.   Они более спокойны к данностям существования.  Мы приходим в этот мир все разные и при разных обстоятельствах.  Люди, которые  спокойно принимают данности существования,  направляют свое  внимание и  усилия на создание и сотворение   своей жизни в рамках заданного  как можно лучше и удобнее для себя. Они наполняют собой и своими интересами уже заданную форму. Есть дом и можно создать уют в нем или плакать что стены не там и не того размера.  Нет истерики, есть планы, стратегии, работа.

  Другие же ждут, что мир должен подстраиваться под их желания и потребности. Есть мечта, есть уже придуманная запланированная  жизнь, которую я хочу жить.  И когда обстоятельства жизни не вписываются в эту придуманную жизнь,  то может возникать много бессильной ярости,  отчаяния и желания бежать.  Даже есть такой анекдот «как  испортить себе день рождения». Важно в подробностях придумать как я хочу, чтобы прошел этот день. И тогда любая мелочь и несоответствие придуманному сценарию будет все больше и больше портить мне настроение, выбивать меня из равновесия.  

  В первой фундаментальной мотивации основная задача научиться принимать и выдерживать.  Суть принятия – «я могу быть, и это может быть». Принять означает дорасти до спокойствия в отношении данностей существования, которые прежде вызывали бессильную ярость или желание бежать.

 Последствия принятия – возникает  чувство доверия к миру, переживаемое как готовность обнаруживать в мире множество опор, в том числе и духовных, выходящих за пределы одной индивидуальной жизни, за пределы рационального.

  Вторая мотивация существования задается вопросом: Я могу быть в этом мире, но хороша ли моя жизнь? Ведь если в жизни меня ничего не радует, не привлекает, стоит ли мне жить такую жизнь? Мотивация к получению психической радости от жизни и переживанию ценностей, т.е. к тому, чтобы «нравилось жить».

  Это тема депрессий. В рамках второй фундаментальной мотивации речь идет  о способности быть эмоционально открытым и включенным в жизнь. Не отключать свою чувствительность из-за страха почувствовать боль и страдания, а набираться смелости и идти навстречу людям, открывать им  свою душу, делиться эмоциями, которые рождаются в отношениях. Радость и печаль, вся полнота чувственных переживаний открывается человеку, когда он способен не прятаться, а идти навстречу всему, что приносит жизнь;  страдания – такая же естественная сторона жизни, как и радость. Следует также понять, что отражают чувства, о чем они говорят, что они означают.

  Если человек закрыт от негативных чувств, то он одновременно закрывается и от позитивных переживаний,  тогда он и не сможет в полной мере наслаждаться жизнью. Нельзя отключить только негативные эмоции, отключается все сразу. 

  Это искусство наслаждаться жизнью и глубоко страдать о потери ценности.

  Третья фундаментальная мотивация: Имею ли я право быть таким? 

  Оценка  собственного поведения, желания, намерения закрепляется в  суждении, оправдывающего или обвиняющего себя. Приговор себе является результатом всматривания в себя, наблюдение за собой. Мы всегда немножко наблюдаем, присматриваем за собой во время взаимодействия с другими людьми.

  Хорошо, если  оценивание себя происходит через согласование ситуации, моих действий в ней, ценности происходящего, с собой, собственной сущностью. Это справедливо называется совестью, сохранением верности себе. Но ведь часто согласование происходит не с собой, а с мнением авторитетных людей, которых я держу все время в моей голове. И тогда человек оказывается сбит с толку и все время задается вопросами:  А правильный ли Я? А правильно ли я поступаю?  Но что есть правильное? То, что согласуется со мной, к чему у меня лежит сердце, и то, что согласуется с моей совестью.

   Решив для себя вопрос «имею ли я право быть таким, какой я есть?» положительно, человек может быть более защищен перед лицом людей, которые также выносят свои суждения о нем. Не нужно прятать, скрывать свое; можно предстать перед другими, не стыдясь за свои мысли, чувства, биографию, идеалы, цели. Человек способен стоять за себя, смотреть самому себе в глаза и не боятся быть самим собой перед другими.

  Таковы последствия развития самоценности личности,  способность постепенно становится самому себе окончательным судьей. Когда человек оправдан в собственных глазах, он может смело предъявлять свои решения или плоды своих трудов на суд людей.  А следствием высокой самоценности личности  является готовность к Диалогу: только имея в опыте переживание ценности собственного Я, человек способен ценить и уважать Я  Другого. Если мы хотим быть самим собой, мы не можем не прилагать усилия, чтобы любить и ценить другого.

  Четвертая мотивация.  Каков сейчас запрос жизненной ситуации? Какие жизненные задачи для меня главные? Что я могу расслышать как запрос жизни? В каком контексте нахожусь? Что я должен делать?

  Этот процесс противостоит экзистенциальному вакууму,

чувству глубокого разочарования жизнью, переживанию ее бессмысленности.  Человек, проживающий свою жизнь всерьез, стремится увидеть ее как включенную в систему более общих взаимосвязей: исторических, культурных, биографических, религиозных.

  Основная задача для человека  в этой мотивации стать способным реализовать свою сущность среди вызовов нашего беспокойного мира. Должно быть активировано, «стать живым» то, чем человек по своей сути является, и, особенно,  то, чем он может и должен быть. Став самим собой, человек в диалоге с миром проживает свое призвание, находясь там, где он больше всего нужен. 

  Основная работа   заключается в том, чтобы  научится  жить и действовать с чувством внутреннего согласия, в котором и проявляется аутентичность человека, его подлинность.  А далее на следующей стадии подойти к этапу, на котором человек занимает определенную позицию по отношению к самому себе и окружающему миру.  В ходе такой работы формируется:  уважительное внимание по отношению к себе;  справедливое отношение к самому себе, принятие себя всерьез. Человек становится открытым по отношению к себе, что дает хорошую точку опоры в контакте с другими, уверенность  в себе;  появляется признание ценности самого себя, адекватная оценка самого себя, благодаря этому более легко и менее травматично переживается критика со стороны других людей.   Это ведет к тому, что человек становится более сильным, у него появляется прочный тыл перед лицом внешнего мира и его оценок. 

 

 

 

 



Просмотров: 469
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Как быть с принятием-таким-какой-есть в отношениях. Или как экологично принимать партнёра.
  • Я не могу быть собой, потому что не понимаю кто это - я.
  • «Я такой какой есть. И не изменюсь!» — о мужской иллюзии, что их примут такими, какие они есть.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как быть с депрессией из-за того, что не могу определиться в жизни?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Как быть в гармонии с собой и не потерять себя в современном мире
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Ваша жизнь может быть лучше, но это сложно себе представить!
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Что означает для меня "быть самой собой"?
  • О себе или как запреты мешают быть самим собой.
  • Две жизни: та, что должна быть и та, которая есть
  • Мы не можем быть лишены ценности, мы можем только забыть, что она есть
  • Быть иль не быть, или есть ли жизнь на Марсе?
  • Почему не могу быть счастлива 8 марта? Для тех кто ссорится и плачет в этот день. Из жизни пациента
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • «Хочу», «могу» и «как должно быть в моей жизни»
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Право быть в мире. Само собой разумеется или не всегда?
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Человек - Деньги - Человек, или где кроме маркетинга есть h2h…
  • Научиться «быть собой», а не «что-то из себя представлять»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь