Дети и жестокость в компьютерных играх: имеет ли смысл бить тревогу?

Дети и жестокость в компьютерных играх имеет ли смысл бить тревогу

Чтобы разобраться в проблеме влияния жестоких игр на психику детей имеет смысл сначала сказать о роли агрессии в нашей жизни. Как мне кажется, именно на этом строятся основные доводы в защиту допустимости жестоких игр.

Действительно, агрессия – это природное состояние человека. Мы испытываем гнев, раздражение, недовольство в ответ на чье-то поведение (оскорбление, создание препятствий), в связи с собственным физическим состоянием (жарко, устали, голодны) или из-за неудовлетворенности потребностей (хотели чего-то, но не получили). Однако, общество стремится ограничить проявление прямой разрушительной агрессии. Прописаны статьи уголовного и гражданского кодекса, взрослые запрещают детям драться, грубое поведение считается неэтичным. В то же время общество предлагает альтернативные формы, различные «косвенные» способы выражения своей агрессии. Например, различные виды спорта, любительская охота и рыбалка, мужские драки с соблюдением кодекса чести, ролевые игры с элементами агрессии. Если разобраться, анекдоты, сатира, черный юмор служат той же цели. Нас с детства учат выражать свое недовольство корректно, дипломатично, или как сейчас модно говорить «конструктивно». Еще в древности обнаружены разные способы саморегуляции, достижения спокойного состояния, снятия напряжения: всевозможные медитации, физические нагрузки, настои из трав, самовнушение. Чего только нет! И все для того, чтобы жить среди людей было безопасно, и в тоже время естественная эмоция получала выход. Ведь, совершенно верно говорится, что подавление агрессии приводит к ее накоплению, а потом взрыву в виде нервных срывов, аффектов (а там и до убийства недалеко) или психосоматических заболеваний (язва, астма, онкология). Да, агрессия – естественная, биологическая эмоция, но формы проявления ее в человеческом обществе все же должны быть культурными и не только потому, что так требует абстрактная мораль, а в первую очередь в целях нашей же с вами безопасности.

Производители жестоких компьютерных игр часто спекулируют именно на том, что людям нужен способ выхода агрессии и благодаря играм это происходит. Но они забывают, что существует множество нюансов в этом вопросе. Точнее не забывают, а им просто выгодно «закрыть на это глаза». Подобные игры негативно отражаются и на психике взрослого человека, но если нет каких-либо специфических проблем, то он не впадет в зависимость, будет играть время от времени и большого вреда от жестоких игр не будет. При наличии глубоких психологических проблем обсуждаемые виды компьютерных игр даже на взрослого человека будут иметь разрушительное воздействие. Но здесь речь идет в большей степени о детях.

 

Защитят ли детей границы межу виртуальным и реальным миром?

 

Границы между реальностями жизни и игры у ребенка очень непрочные. Нашей психике на самом деле все равно, происходят ли события на самом деле или всего-навсего их видит наш глаз, слышит наше ухо, или мы его вообще себе вообразили, или увидели во сне. Вся информация, которая поступает к нам, делает потихоньку свое дело: позитивная нас созидает, негативная разрушает. В США в середине прошлого века были проведены обширные исследования влияния СМИ на поведение и доказано, что дети копируют увиденное, используют потом это в играх и в отношениях с ровесниками. Я, например, призываю родителей к тому, чтобы их дети меньше смотрели фильмы со сценами насилия. Но при просмотре фильмов ребенок занимает хотя бы пассивную позицию, тогда как в компьютерных играх он активен и может влиять на происходящее: именно он замахивается топором и отрубает голову у человека, или там курицы. И для психики это равнозначно реальному действию, она уже записала его алгоритм и на бессознательном уровне воспринимает как реально совершенное. Попадая в различные сложные ситуации общения, ребенок уже имеет определенную программу: «замахнись топором и отруби голову». Хорошо, если в чистом виде она никогда не сработает, но, однако, ее разрушительная схема может проявиться в высокой конфликтности, стремлении причинить вред другому человеку любыми способами. И самое страшное, что при этом часто отсутствует самокритичность к своему поведению, а есть ощущение своей полной правоты.

 

Как влияет жестокость в играх на детей?

 

Мировосприятие ребенка это, можно сказать, мозаика из его жизненных событий. И если жестокие игры занимают значительное место и время, то картина мира ребенка будет строиться из их фрагментов: сценарии, законы, ценности. «Привычное» постепенно становится характером… В старые времена в Скандинавских странах мальчикам в качестве игрушки давали живых птенцов, чтобы дети разрывали их и привыкали к крови. Жестокость их воинов не знала границ. Никто не настаивает на том, чтобы детей воспитывали в тепличных условиях. В мире есть жестокость и опасности, безусловно, о них надо знать детям и надо уметь себя защитить. Но согласитесь, что в нормальной секции карате из детей не сделают моральных инвалидов, там учат самозащите с учетом ситуации и меры опасности, а параллельно развивают нравственные качества, без которых человек не может называться «человеком».

 

Игромания как наркомания?

Злоупотребление виртуальными играми приводит к формированию зависимости. Игромания является одной из самых тяжелых форм зависимости, также «вырывает» человека из жизни и действует разрушительно на его психику как наркотики и алкоголь. Почему дети уходят в игру? Есть несколько механизмов, которые, как правило, сцеплены друг с другом. Во-первых, конечно, это свойство самих игр – они затягивают. Происходит это примерно как с собачками Павлова: мелькают картинки, идет озвучка, мерцают лампочки – и вот уже готов рефлекс… На уровне дрессировки… человек в капкане. У меня лично есть опыт «попадания в капкан» одной безобидной компьютерной игры, стоило только расслабиться и три месяца летнего отпуска просто прошли в пустую, но зато в «том мире» были построены замки и завоеваны новые земли!!! А ведь я уже была довольно взрослой. Во-вторых, если реальность ребенка его не устраивает, если она скучна или через чур заряжена негативом, так и хочется забыться в мире, где можно делать все что угодно, а если совершил ошибку, то переиграть стадию… И проблемы будто не бывало.

 

Отлучить от компьютера – единственный выход?

 

Какой выход из всей этой, не побоюсь слова, «опасной» ситуации? Отлучать от компьютера? Полностью – не получится, да и нет смысла… Компьютер и виртуальный мир – это мощный ресурс, где, как и в жизни, есть и опасное, и полезное (информация, общение). Современные дети должны владеть компьютерными технологиями. Кроме этого, игры имеют развивающий эффект, даже простые «ходилки» тренируют внимание. Доводы – вещь важная, говорить о вреде таких игр, конечно, необходимо. Но следует помнить, что даже в юношеском возрасте логическая аргументация имеет еще слабое значение. Или так «Да, понимаю – вредно, но тянет так, что удержаться не могу. Я чуть-чуть поиграю» и … до следующего утра…

Не могу обойти ставшую уже банальной рекомендацию: «Родители, уделяйте внимание своим детям!». Поддерживайте своих детей эмоционально, разговаривайте с ним понимающим тоном, проводите с ними выходные, разделяйте их интересы, гордитесь своими детьми и каждый день радуйтесь, что они у вас есть. Из такого мира – понимающего и теплого никто не уйдет в мир крови и жестокости.

 

 Цивилизация развивается в бешенном темпе, мир не становится добрее… Современные технологии несут одновременно и добро, и зло… Самый надежный выход в этом лабиринте – духовность человека… Именно духовность обеспечивает нравственный выбор из всего, что предлагает окружающий мир в своем «меню».

Мой ответ как психолога на вопрос о том, как оградить детей от жестоких компьютерных игр таков: необходимо развивать духовность и нравственность, но не через нотации «можно – нельзя», а через реальную родительскую любовь, понимание и поддержку, и конечно собственным примером… Более детально о действиях родителей, которые желают повлиять на ребенка и снизить его увлечение «кровавыми» играми, можно узнать на индивидуальной консультации специалистов или прочитать в статьях того же Интернета.

 

Материалы данной статьи использованы для написания статьи в газету "Экспресс К" № 131 (17246) от 22.07.2011

- "Игрушки, которые убивают" (автор Татьяна ЛЕНСКАЯ)
http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=55610



Просмотров: 517
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • О компьютерных играх и реальной жизни
  • "Квест-игры убийцы". Или что на самом деле убивает наших детей.
  • Если есть вопрос, то будет и ответ.
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.2: Игры и эксперименты]
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Способы выражения агрессии у детей. А какие знаете Вы?
  • "Найди свое место в мире, ведь оно точно есть"
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Значимость доверительных отношений в семье для защиты детей от пагубного влияния компьютерных игр
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.3: Исследования]
  • Разводиться или нет, если уже есть дети?
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • "Грязные игры", или почему детей так тянет в песочницу
  • Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • Есть ли место свободной игре в современном мире для детей
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • «Готова ли я к тому, чтобы жить одной и одной растить своих детей?»
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Зачем развивать ребенка в 1-3 года, если есть планшеты и телефоны?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь