Психологическая травма

Сегодня повсеместно можно услышать словосочетание "психологическая травма". Об этом явлении говорят и пишут. 

Я хочу разобрать несколько основных моментов в понимании травмы: 

- Что такое психологическая травма.

- Как она возникает.

- Как она влияет на жизнь человека. Каковы ее последствия.

- Почему ее нужно исцелять. 

Итак, в самом широком смысле психологическая травма - это реакция человека на событие, которое для него было "СЛИШКОМ". Слишком тяжелым, слишком болезненным. Это событие, которое слишком ударило.

Питер Левин (автор книги "Пробуждение тигра: исцеление травмы") считает, что на травмирующее событие может быть три реакции - бегство, борьба и иммобилизация (замирание). Считается, что если были бегство или борьба, т.е. тело включалось и следовала телесная реакция, то вероятность травмы снижается. Когда человек как бы замирает, не реагирует на событие, тогда травма возникает с большей вероятностью.

В своей работе я обратила внимание на то, что в реакции на травму может быть два уровня реагирования:

1. Внешний уровень  - это поведенческая реакция на непростое событие.

2. Внутренний уровень - это реакция на событие на уровне души.

Иногда эти реакции абсолютно противоположные. Возьмем, например, такую ситуацию - ребенка в школе не принимают сверстники, устраивают ему самую настоящую травлю. Тогда на уровне поведения он может драться с обидчиками, убегать, давать сдачи, а на уровне души он замирает, для него это слишком тяжело. В этом случае психологическая травма будет. 

Можно выделить ряд событий, которые являются травмой для каждого человека - это смерть близкого человека, угроза собственной жизни или безопасности, насилие или жестокое обращение.

Некоторые события для одного человека будут травмой, а для другого нет. Это зависит от самого человека, кто-то более психологически "вынослив", стрессоустойчив, а кто-то по своему складу более ранимый. Поэтому то, что для одного слишком, для другого просто небольшая неприятность, досада. 

Как возникает травма? Когда человек сталкивается с потенциально травмирующим событием происходит как бы расщепление психики. Одна часть остается с травмирующим событием (включена в него и теряет связь с реальным временем), вторая мобилизует силы для того, чтобы справиться. 

Проходит время, и травмирующее событие позади. Человек растет. Но что мы имеем - вот ему уже 30 лет, а внутри живет, например, семилетний травмированный малыш (или восьмилетний, ... смотря в каком возрасте произошла травма). И этот малыш до сих пор не понимает, что все закончилось, что прошло время и все ужасные события позади. 

Как распознать, что он до сих пор есть это травмированный ребенок (травмированная часть) внутри? Это просто. Как только во взрослом возрасте возникают ситуации хоть чем-то напоминающие травмирующую, тут же огромной волной наплывают все те чувства, что были в травмирующей ситуации. Взрослый человек даже понимает, что у него странная, чрезмерная реакция. Клиенты иногда говорят: "я как-то неадекватно реагирую.." Т. е. реакция на текущую ситуацию слишком интенсивная, слишком сильная. На арену снова выходит слово "слишком". Сама ситуация и реакция на нее не тождественны между собой.

Например случай из практики. На консультации молодая женщина. Она замужем за любимым мужчиной. Начала издалека - муж никогда ее не бил, не кричал на нее и вообще хороший, но иногда ей становится очень страшно с ним. Страшно так, что дыхание сбивается, сердце отчаянно стучит, возникает паника. Так много тяжелых чувств, что она готова разводиться. Вот решила еще к психологу напоследок сходить. Наверное со мной что-то не так, заканчивает она. Постепенно выясняем, что эти чувства возникают в тот момент, когда муж общается по телефону или просто с собеседником и громким голосом, попутно жестикулируя, что-то рассказывает и доказывает. Т. е. на крик мужа даже не на нее, а просто в пространство, следует такая интенсивная реакция с ее стороны. В процессе работы, клиентка вспоминает, что в детстве, до того, как родители развелись (ей было 4.5 года), папа очень громко ругался и "гонял" маму и ее с сестренкой. Она вспомнила, что очень боялась папу, когда он кричал. Потом родители развелись, у нее был добрый отчим, который хорошо к ней относился. На уровне сознания женщина даже забыла, свой страх отца и свою реакцию. Но травма от этого никуда не девалась. Стоило только взрослой женщине оказаться в ситуации хоть немного напоминающей травмирующую, тут же воспроизводились все тяжелые чувства. И по сути, отношения с любимым и любящим мужем были постоянной ретравматизацией (повторной травматизацией). Дальше наша работа заключалась в том, чтобы вот той четырехлетней девочке, которая "жила" внутри взрослой женщины, показать, что все закончилось. Что эта тяжелая ситуация закончилась. Что девочка выросла и стала взрослой женщиной. Что больше нечего бояться, что она выросла и может постоять за себя. Наша основная задача в терапии - восстановить целостность, утраченную в результате травмы.

Отчасти в этом примере я показала, как проявляется травма и как она усложняет жизнь. Травма всегда накладывает ограничения. Человек становится несвободным, его выбор часто предопределен травмой. В более тяжелых вариантах, последствия травмы могут проявляться физиологической симптоматикой, например, паническми атаками. Если не брать частности, а широко смотреть на травмы - они снижают качество жизни и интесивность ее проживания. 

В заключение, хочу сказать вам, что травмы - это такая же реальность нашей жизни, как смена времен года. Однако, это не значит, что мы обязаны быть узниками травм. Счастье в том, что с ними можно работать и выходить из-под их влияния, тем самым даря себе возможность проживать более наполненную счастливую жизнь.



Просмотров: 665
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Травма как нынешний опыт, а не прошлое событие. - Про терапию травмы
  • Быть мальчиком "хорошо" или "плохо"? Первая возможная травма маленького мальчика.
  • Когда "прости" становится слишком много.
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • "Слишком хороший человек"
  • "Травма и Исцеление. Внутри или снаружи?"
  • "Я просто слишком сильно люблю!". Невроз в отношениях .
  • Реакция страха "бороться или бежать": эволюция формирования физиологического механизма реакции
  • "Как детская травма привязанности влияет на личную жизнь".
  • Когда для ребёнка "слишком". Контейнирование чувств
  • Одна из методик работы с темой: "Травма, сексуальное насилие"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Травма. Жизнь "до" и "после".
  • Травма и её последствия. Психологическое восстановление: "ценность малого".
  • Кризис соответствия, или "когда он слишком умный"
  • Травма как "потеря души". Диссоциация
  • "Сцены из супружеской жизни" или об опасности слишком хороших отношений
  • Хронотоп: "правильное" событие жизни
  • Как распознать сигнал о стрессе? или Что такое "alarm-реакция"?
  • Психосексуальная травма или "Я хочу!"
  • Здоровая_психосоматика Если дочь "слишком похожа на мою мать"
  • Если он говорит Вам: "у тебя слишком большие запросы"
  • Травма и душа: внутренний "мучитель"
  • Психоанализ кино. "Эдвард руки-ножницы". Травма, остановка индивидуации и прерывание терапии.
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Когда ты "Слишком"
  • Мужские сексуальные проблемы.Синдром тревожного ожидания (СТОСН): "Я слишком много думаю..."
  • Что на самом деле означают слова мужчины - "Ты слишком хороша для меня. Я тебя недостоин"
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты слишком хороша для меня - я тебя не достоин"
  • "Дефицит родительской любви. Незаметные (или очень заметные) последствия во взрослой жизни".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь