|
Детские возрастные кризисы. Куда бежать и что делать?Автор статьи: Наталья Харина (Деркач)
Развод, переезд на новое место жительства, смерть – это трудные события даже для взрослого человека. А ведь, если у вас есть ребенок, он переживает все эти трудности вместе с вами. Кроме того, став взрослыми, мы часто забываем, как страшно было первый раз остаться в детском саду без мамы, как трудно научиться знакомиться, как волнительно идти в школу. Родители часто прикладывают массу усилий, чтобы ребенку было хорошо, и сильно огорчаются, что этот самый ребенок все равно капризничает, отказывается выполнять просьбы, топает ногой и прилюдно закатывает истерики или обижается и говорит, что мама плохая. Почему так происходит? Потому что существуют так называемые возрастные кризисы. Это нормальный и закономерный процесс, в ходе которого ребенок приспосабливается к изменяющимся внешним факторам. Не стоит воспринимать кризис, как неизбежное страдание для всех членов семьи. Но и надеяться, что можно оградить себя и ребенка от естественных внешних факторов взросления – тоже не стоит. Как сохранять спокойствие и чем помочь своему ребенку в период кризиса я обычно рассказываю на индивидуальной консультации, потому что каждый случай по-своему уникален, или на лекциях родительского клуба "Мы - мамы", где участники могут задать свои вопросы по теме. В рамках данной статьи я предлагаю родителям познакомиться поближе с общими закономерностями процесса взросления. Итак:
Пойдем по порядку. 1. Кризис младенческого возраста - это промежуточный период между внутриутробным и внеутробным развитием ребенка. Считается, что он проходит в период новорожденности, т.е. с момента рождения до 1 месяца. Это время, когда ребенок полностью зависим от ухаживающего за ним взрослого и при этом еще не имеет способов сообщить о своих потребностях. Я предлагаю уже в период первого детского кризиса следовать правилу: «Спокойна мама – спокоен малыш». А для того, чтобы иметь силы сохранять спокойствие маме необходимо, на мой взгляд, пройти обучение на курсах для будущих родителей и/или заручиться поддержкой человека, чьи знания и опыт для нее авторитетны, а манера их передачи – комфортна. 2. Кризис 3х лет – многие считают, что этот кризис связан со сменой окружения и периодом первой адаптации к детскому садику. Не соглашусь. Адаптация – это отдельный, не зависящий от возраста, кризис, который проживает ребенок, чей привычный образ жизни меняется: будь это связано с переездом на новое место жительства или началом посещения детского сада. Кризис же 3х лет в большей степени связан с активной направленностью ребенка на выполнение действий без помощи взрослого, то есть стремлением к самостоятельности - «я сам». Вместе с психическим созреванием происходит и физическое развитие. Ребенок осознает себя отдельным от матери и способен обеспечить себе независимость в передвижении и в обслуживании самого себя. В этот момент для родителей важно справиться со своим раздражением и тревогой потерять авторитет. Важно дать ребенку получить собственный опыт и научить его встречаться с ответственностью за свой выбор (в виде разбитой коленки при покорении очередной вершины или простуды при желании ходить по лужам). 3. Кризис 7 лет – это кризис социализации.Обычнопроявляется в период смены садика или домашнего обучения на школу, т.е. обретение статуса ученика. Новый статус несет с собой не только необходимость подчиняться новым правилам и требованиям, но и встречу с оценкой множества посторонних людей, к сожалению, зачастую не столько знаний или умений, сколько всей личности в целом. Мне представляется важным в этот период, лишний раз напомнить себе, что ваш ребенок, начав ходить в школу, еще не стал «большим», а значит, может порой плакать или дурачиться, ему может быть трудно следовать режиму и важно иметь время для игр с друзьями и личных интересов (какими бы бесполезными они вам не казались). В этот период важно давать ребенку отдых и прислушиваться к его выбору дополнительных занятий, а также количества нагрузки. 4. Кризис подросткового возраста – наиболее широко известен родителям и часто его связывают только с половым созреванием. Однако еще основатель советской психологии Л.С.Выготский выделил 3 линии (или, как он их назвал точки) развития подростка. На сегодняшний день выделенные линии сильно разошлись во времени и потому, даже ребенок 9ти лет уже может столкнуться с началом подросткового периода. Первым идет половое созревание, затем органическое (это развитие мозга, мышц, координации движений, речи и других процессов организма) и последним социальное. Таким образом, внутреннее содержание отстает от внешнего уровня развития. Подросток переживает трудный переход из детства во взрослость. В этот период родителям важно с одной стороны «отпустить» своего ребенка, т.е. меньше его контролировать, дать ему возможность поступать по-своему и ошибаться, пробуя свои силы и нарабатывая опыт. С другой стороны, необходимо быть на расстоянии вытянутой руки, для того, чтобы ребенок по-прежнему чувствовал родительскую любовь и знал, что может рассчитывать на вашу помощь и поддержку.
В завершении хочу сказать, что весь период детства я рекомендую родителям регулярно говорить ребенку, что он хороший и что вы его любите, даже если он совершил «нехороший» поступок или получил «плохую» оценку. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|