Почему может поселиться гиперопека?

Факторы риска гиперопеки или когда чаще всего она встречается?

1)      Наличие заболеваний, физических или нервно-физических отклонений у ребенка.

Дети, попавшие в эту группу, являются потенциальной жертвой гиперопеки. И действительно, такие дети нуждаются в большей поддержке, внимании и заботе. Но если родители будут делать сами все за ребенка, неизбежно будет снижаться уровень его уверенности в себе и в свои силы. Уверенного в том, что он – больной, все равно у него ничего не получится. Поэтому помогать следует только там, где это необходимо. Ведь даже самые малые достижения и успехи придают ребенку сил для новых открытий и успехов. Так не лучше ли радоваться вместе с ребенком, вместо того, чтобы делать все за него? В истории есть множество примеров, когда люди со страшными диагнозами добивались успеха и признания в обществе. При этом они не отрицали своей болезни, но и не считали себя беспомощными. Задача родителей в таких случаях сформировать у ребенка адекватную оценку своих способностей и возможностей.

 Почему может поселиться гиперопека

2)      Поздний и единственный ребенок в семье. Такой ребенок обычно бывает долгожданный и любимый. Бывает, что такой ребенок появляется в семье, в которой родители ранее потеряли малыша. Страх и чувство вины из прошлого (порой неосознанные) переносятся на малыша, только появившегося на свет. Такая мама может ждать неизвестной опасности и испытывать страх за ребенка. При этом она может винить себя за трагедию, произошедшую в прошлом, а в качестве оправдания старается быть безупречной матерью

 

3)      Одаренные дети. Эта группа детей чаще становятся заложниками амбиций и желаний своих родителей. Иногда еще до появления малыша родители уже знают, что будут растить гениального человека. В два года такие дети уже умеют читать и считать, в детском саду они учат английский, потом занимаются музыкой, заканчивают спецшколу для одаренных детей, сдают экзамены экстерном. Все это под гиперконтролем родителей. Детства такие дети, как правило, лишены. С ранних лет такой ребенок привыкает к тому, что он особенный. При этом если он воспитывается гениальным музыкантом, то ему запрещено играть в футбол, ведь он может повредить руку, запрещено есть мороженое, чтобы не заболеть перед очередным важным конкурсом. Может он и хотел бы поиграть в игрушки, как это делают другие дети, но он не может так подвести родителей, ведь они посвятили ему всю свою жизнь, он их единственная надежда. Получается, что все желания ребенка игнорируются.

Судьба таких деток иногда поворачивается очень печально. Многие из них «перегорают», их способности пропадают и они становятся обычными детьми. Родители же не хотят замечать и верить в это, продолжая вести себя по прежнему. В итоге, ребенок остается уверен в своей уникальности и неповторимости, при этом не может найти места в жизни, так как считает себя непризнанным гением. При этом до конца жизни испытывает чувство вины перед своими родителями, которые вложили в него столько сил и любви, при этом не получили ничего взамен.

 

4)      Неожиданный и нежеланный ребенок. Чувства вины за подобные агрессивные чувства по отношению к малышу гложет родителей. Родители считают себя плохими, ведь нельзя не любить своего ребенка. Они любят его, но при этом постоянно помнят, что не хотели его рождения. В итоге свою агрессию они прячут, сталкиваясь с чувством вины, окружают ребенка чрезмерной заботой, чтобы компенсировать свое внутреннее состояние.

 

5)      Родители, считающие, что ребенок вырастет и вернет все, что в него вложили. Словно они делают выгодный вклад, от которого рассчитывают обязательно получить отдачу. Они считают, что ребенок, пусть и не сразу, но обязательно оценит. Такие родители готовы покупать ребенку дорогие игрушки, при этом ограничивая себя и ходя в дырявых ботинках. Ребенка они балуют, дают ему все самое лучшее, новое и современное. Но порой родители глубоко заблуждаются, считая, что получат отдачу. Ребенок при таком раскладе привыкает только брать, никто не приучает его отдавать. Дальше такой ребенок будет требовать такого отношения и от окружающих, считая, что все ему должны. Обижаться или даже предъявлять претензии к тем, кто не считает обязанным давать то, что ему нужно.

 

6)      «Закармливание» ребенка, вспоминая свое детство. «У меня не было в детстве куклы, у которой закрывались глаза и она говорила мама, поэтому у моей дочки будут все самые лучшие и самые интересные куклы». При этом важно знать, что такие родители «закармливают» не своего ребенка, а себя, компенсируя давнюю обиду из-за невозможности получить желаемое. Не стоит путать себя и ребенка. Если у Вас не было огромного гардероба и Вы носили одну и ту же одежду, не заваливайте ребенка бесчисленным количеством вещей. Будет лучше, если Вы купите красивую вещь себе. Если Вы будете заваливать ребенка лучшими игрушками, сладостями и одеждой, он не поблагодарит Вас за это, а только научится требовать и получать.

 

7)      Желание для ребенка лучшей судьбы и успеха, чем достигли сами родители.

Получается, что родители проживают вторую жизнь за своего ребенка. При этом они контролируют и направляют каждый шаг ребенка, планируя шаги уже за годы вперед.

При этом родителям совсем не важно, сколько лет ребенку. Они вмешиваются в судьбу своего ребенка и после сорока лет. «А что такого, я же мама!». Такая мама может влезать в жизнь ребенка и не замечать того, что он не ее собственность, а самостоятельная личность. У нее как правило нет самостоятельной, отдельной от ребенка жизни.

 

8)      Особенности характера и темперамента матери (реже отца):

  • Доминирующим в семье матерям, которые «обязывают» своих детей действовать заданным ими образом. При этом отцы к воспитанию ребенка не допускаются. Мать непроизвольно создает установку на зависимость детей от нее.
  • Встречается у матерей с флегматическим и меланхолическим темпераментом.
  • Не очень общительная мать, с ограниченным кругом общения. Недостаточную общительность при этом они компенсируют в отношениях с детьми
  • Истерические черты характера матери, добивающейся признания своей власти любой ценой. Ребенок может быть средством для этого признания. Достижения ребенка при этом всячески подчеркиваются и демонстрируются, формируется культ вседозволенности и исключительности вокруг ребенка. При этом забота и любовь носят внешний, демонстративный характер и рассчитаны на восхищение окружающих, а не на реальных эмоциональных нужд и возрастных потребностях ребенка.

 

9)      Родитель, воспитывающий ребенка в одиночестве. Гиперопека здесь восполняет потребность в привязанности и любви, прежде всего у самого родителя. Женщина переносит на ребенка всю любовь и заботу, на которую только способна. Стремление матери «привязать» к себе ребенка, не отпускать его от себя, связано с чувством беспокойства и тревоги, страхом одиночества и лишения поддержки.

 

10)  Семья, в которых родители потеряли эмоциональную сплоченность и компенсируют утраченную близость перекинутым на ребенка вниманием.

 

11)  Инертное родительское отношение к ребенку. Чаще свойственно по отношению к ребенку, который уже подрос. Ребенку нужно предъявлять более серьезные требования, а родители относятся к нему, как к маленькому.

Родителям лень или некогда предъявлять требования к ребенку. Проще опекать его и делать все вместо него.

 

12)  Родители, для которых гиперопека и превосходство для ребенком является единственной возможностью для самоутверждения. Взросление ребенка таких родителей пугает и они стараются отложить его, при этом удерживая ребенка, разными способами в положении маленького дитя. Поэтому любые проявления личностного роста ребенка рассматривается ими как вызов, которому они стремятся дать отпор. Эта проблема обостряется в подростковом возрасте, когда родительское отношение не соответствует возможностям ребенка и это приводит к острым конфликтам.

 

13)  Страх за ребенка у родителей, навязчивые опасения за его жизнь, здоровье и благополучие. Стремление оградить ребенка от опасности – это забота. Но когда возникает ощущение, что с детьми обязательно что-то должно случится. Для того, чтобы не случилось их постоянно и во всем нужно опекать, предохранять от опасностей – это гиперопека. На деле оказывается, что эти страхи являются плодом мнительного воображения родителей и не оценивается реальность угрозы. За такой гиперопекой иногда скрывается страх одиночества, который можно расценить как навязчивую потребности в психологической защите самого родителя, а не ребенка.

 

Если мать не покидает ощущение, что ее ребенка все обижают, а его активность неизбежно приведет к трагедии: он заболеет; упадет из окна, если подойдет к нему; если пойдет в школу один, то его точно собьет машина и др. – это повод обратиться за помощью и искать корень проблемы в себе.

Гиперопека может появиться в каждой семье. Но при этом важно понимать, что ответственность за это полностью лежит на родительских плечах и их корень чаще всего кроется в личных проблемах.

О том, что делать, когда в Вашем доме поселилась гиперопека читайте в моей следующей статье.

Если эта тема Вам интересна, подписывайтесь на мою страницу: http://www.psyoffice.ru/articles/nazarova_k/

Если Вы знаете другие причины, по которым возникает гиперопека, можете поделиться ими в комментариях.

Рекомендую также прочитать юмористическую зарисовку на тему Жертва гиперопеки: http://www.psyoffice.ru/article/43609/

 



Просмотров: 290
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Родители хотели ребенка другого пола или без вины виноватые!
  • Страх смерти своего ребенка - это про ребенка?
  • Родители, для меня это важно!Советы глазами ребенка.
  • «Тотальная глухота» или как родители не слышат своего ребенка.
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Когда родители не виноваты. Как воспитывать ребенка с отклонениями в психическом развитии.
  • Как мама может повлиять на будущее счастье своего ребенка?
  • Новорожденные родители. Как сохранить мир в отношениях после рождения ребенка.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • За ребенка должны решать родители.
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Родители как светофор для ребенка
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • Родители + учителя = будущее ребенка (2)
  • Родители + учителя = будущее ребенка (3)
  • Родители + учителя = будущее ребенка (4)
  • Сексуальность ребенка: как родители ее подавляют
  • Родители + учителя = будущее ребенка (1)
  • Кто научает ребенка завидовать? Родители.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь