Малыш поспешил родиться

Малыш поспешил родиться

В течение последних 10 лет увеличивается количество детей, рождающихся раньше срока. Во многом это связано и с достижениями современной медицины: научились лучше лечить бесплодие, корректировать гормональные нарушения у женщин, справляться с угрозами прерывания беременности на разных сроках. И как результат, появился шанс выжить у ребятишек, родившихся с весом немого больше 500 граммов.

Я хочу рассказать о состоянии матери, малыш которой поторопился родиться. Сразу оговорюсь, что буду ссылаться на материалы европейских исследований и США, которые проводились в рамках помощи семьям с такими ребятишками. В этих исследованиях основное внимание уделялось недоношенным новорожденным со сроком гестации 27-32 недели, т.к. здоровье таких малышей во многом зависит от эмоционального состояния матери и особенностей ухода после выписки ребенка из больницы.

У матерей недоношенных детей проявляются следующие психологические характеристики:

 

  1. Риск развития депрессии выше, чем у женщин, родивших в срок и достигает 50%. У 10% отмечаются симптомы тяжелой депрессии. При весе новорожденного до 1500 грамм тяжелая депрессия выражена у 30% женщин. Развитие депрессии у матери влияет на состояние новорожденного и увеличивает сроки пребывания ребенка в стационаре.
  2. Уровень стресса у матерей младенцев в возрасте 8-12 месяцев одинаковый, как у доношенных, так и у недоношенных детей. Женщины недоношенных детей из группы с низким медицинским риском к трем годам чувствуют себя более уверенно со своими малышами.

Также было выявлено, что глубина стресса родителей не зависит от тяжести состояния ребенка. В данном случае реакция на стресс обусловлена состояние здоровья родителей и особенностями совладания с трудными жизненными ситуациями.

Также матери недоношенных детей подвержены чувству страха и это не зависит от объективного состояния здоровья ребенка.

По исследованиям, которые проводились через 9 месяцев после родов: 68% матерей преодолели страхи и не проявляли пониженного настроения в результате преждевременных родов, а 32% матерей сохраняли высокие показатели тревоги и сниженный фон настроения.

Особое внимание эмоциональному состоянию матери уделяется еще и потому, что именно от него зависят качество ухода за ребенком и его эмоциональное благополучие в дальнейшем. В этой связи необходимо учитывать формирование привязанности между матерью и ребенком. У матерей недоношенных детей также возникают трудности в этом, т.к. процесс подготовки формирования привязанности максимально интенсивно идет в III триместре беременности. Это взаимный процесс влияния женщины и ребенка друг на друга. При преждевременных родах этот процесс серьезно нарушен.

Особенности формирования привязанности до рождения ребенка

при сроке родов 38-40 недель беременности:

  1. Мысленное общение беременной с плодом.
  2. Общение с ребенком в форме монолога и поглаживание живота с целью почувствовать реакцию ребенка.
  3. Аффективная (эмоциональная) фокусировка на ребенке или образе жизни, вытекающем из беременности.

Что же такое привязанность и почему она так важна для гармоничного развития ребенка? Термин «привязанность» был введен английским детским психотерапевтом Дж. Боулби и обозначает способность ребенка устанавливать связь, которая дает ему возможность выражать ощущение неудовольствия, вызванного физиологическими причинами, активировать его систему связи и вызывать проявления заботы со стороны близких людей. Из этого определения следует, что мать и новорожденный являются саморегулирующейся системой. При оптимально сформированной привязанности (безопасная привязанность) можно говорить, что ребенок может воспринимать себя как объект, достойный любви и заботы. В более длительной перспективе на основе привязанности к матери формируется отношение ребенка к миру и его самооценка.

Формирование привязанности – длительный процесс, который начинается в III триместре беременности и продолжается до 2,5 – 3 лет ребенка. При сформированной безопасной привязанности дальнейшее развитие ребенка доставляет родителям меньше хлопот. Ребенку гораздо легче справляться со своими отрицательными эмоциями, он растет более уверенным в себе и самостоятельным.

Для формирования безопасной привязанности у недоношенного малыша стоит обращать внимание на следующие особенности:

  1. Часто способность к формированию привязанности снижена, особенно если это первенец. Молодой матери может понадобиться время для адаптации к факту преждевременных родов и включению в уход за собственным ребенком.
  2. Способность к формированию безопасной привязанности увеличивается, если женщина видит ребенка после родов. А также, если в обычной жизни женщина имеет позитивный опыт преодоления трудностей.
  3. Качество привязанности не зависит от типа контакта матери и новорожденного после родов (визуальный или тактильный). Этот тезис не согласуется с информацией, которую используют большинство школ по подготовке к родам и материнству. Но большинство таких курсов ориентированы на женщин, рожающих в срок и у них нет достаточного количества длительного наблюдения за формированием материнского поведения у женщин с другим опытом родов.

Состояние матери, когда ребенок после родов находится в реанимации характеризуется чувством «исключенного бытия», которое включает в себя переживания одиночества, бессилия, снижение уверенности в себе и чувство вины. В некоторых случаях опыт преждевременных родов приводит к серьезным нарушениям в формировании интуитивного родительского поведения (это коммуникативное поведение в отношение ребенка, которое включается непосредственно после родов и развивается в ходе динамического взаимодействия с малышом). Интуитивное родительское поведение также может тормозиться под влиянием стресса и продолжительных нагрузок.

Далее представлены фазы перехода к роли родителя.

1 фаза. Неуверенность - до 12 недель беременности.

2 фаза. Адаптация – 12-20 недель беременности.

3 фаза. Конкретизация – 20-32 недели беременности.

4 фаза. Ожидание – 32-40 недель беременности.

5 фаза. Роды.

6 фаза. Потрясение (истощение) – до двух месяцев ребенка.

7 фаза. Испытание (перестройка) – 2-6 месяцы.

8 фаза. Привыкание – 6-12 месяцев.

В обычной ситуации формирование интуитивного родительского поведения требует времени. При рождении недоношенного ребенка и мать, и семья сталкиваются с большим количеством трудностей. При хороших адаптационных возможностях семьи эти трудности преодолеваются. Для снижения уровня стресса матери европейские психологи предлагают:

  1. Подробно информировать о состоянии младенца.
  2. Обучать навыкам специфического ухода так быстро, как будет возможно привлекать мать к уходу за своим ребенком.
  3. Привлекать к принятию решений по вопросам ухода.
  4. Присутствовать в отделении интенсивной терапии и поддерживать, по возможности, более тесный тактильный контакт с ребенком.
  5. Подтверждать ценность родителей со стороны медицинского персонала, союз с медицинским персоналом.

В качестве основной задачи можно выделить максимально быстрое включение матери в уход за ребенком через «направляемое участие» со стороны медицинских работников. Важно, чтобы мать (или оба родителя) в течение 48 часов после родов получили подробную консультацию и были включены в мероприятия по планированию лечения и уходу за новорожденным.

Особенности здоровья ребенка, родившегося на сроке 27-32 недель беременности, предполагают пребывание в стационаре. При оптимально спланированной и организованной системе наблюдения и ухода за недоношенными ребятишками, большинство женщин еще в больнице осваивают навыки ухода за своими малышами. Длительное пребывание в больнице и положительная динамика состояния собственного ребенка также способствует формированию интуитивного материнского поведения.

После выписки из больницы многие женщины чувствуют себя достаточно компетентными и в уходе, и в воспитании своих малышей. По статистике европейских исследователей, до 34% семей с недоношенными и новорожденными с особенностями здоровья отвергают психологическую помощь. Это стоит учитывать прежде всего специалистам психологам и врачам-психотерапевтам, чтобы не дискредитировать формирование интуитивного материнского поведения женщины. Тем более, что в крупных городах доступны консультативная психологическая помощь и психотерапия. Женщины, и семьи, испытывающие трудности в уходе и воспитании за своими малышами всегда могут обратиться за информацией и психотерапевтической помощью к таким специалистам.

Ко мне часто обращаются беременные и молодые мамы с опасениями по поводу правильного воспитания своих малышей и с вопросами, как же им стать хорошими мамами. И каждый раз мы обсуждаем представления о том, как изменится (изменилась) жизнь в связи с рождением ребенка, что, по их мнению, важно для малыша и как долго им предстоит заниматься уходом и воспитанием. Обычно в результате таких консультаций молодые мамы узнают много нового о потребностях грудного ребенка и также им становится понятно, что новорожденный обладает собственным «характером», который стоит учитывать. Также мы обсуждаем, что поведение мамы и потребности ребенка зависят от его возраста. Уход за новорожденным и годовалым ребенком отличаются. Подрастая, ребенок становится более самостоятельным, он лучше ориентируется в себе, своих потребностях. И матери, и обоим родителям приходится меняться и подстраиваться под возрастные особенности своих детей.

По материалам: Райхет Й., Рюдигер М.

Психологическая и социально-медицинская помощь

родителям недоношенных детей. –М., 2015г.

http://psychologist-skritskaya.ru/85/malysh-pospeshil-roditsya/



Просмотров: 230
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Взаимодействие матери и ребенка в период беременности.
  • Связь эмоционального состояния матери и здоровья ребенка
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Мужская измена во время беременности жены и после родов. Кто виноват и что делать?
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Четыре вещи, которые нужно помнить про формирование привязанности у ребенка
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Семья одинокой матери. Проблемы матерей и детей из таких семей.
  • Проблема сохранения здоровья матери и ребенка
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Влияние матери на формирование идентичности ребенка в русле психодинамического подхода
  • Изучение эмоциональной привязанности к матери в группах маскулинны, андрогинных и феминных детей
  • Развитие привязанности у ребенка
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Плач ребенка и реакция матери
  • Переживания матери взрослеющего ребенка
  • Дочки-матери: как мама влияет на ребенка
  • Саногенная рефлексия матери в структуре эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Отношение к образу физического Я лиц с разными типами привязанности к матери
  • Потребность в привязанности ребенка к маме рождается вместе с ним.
  • Архетипы отца и матери: что вы для ребенка?
  • Покинутость в отношениях матери и ребенка
  • Глаза матери - зеркало ребенка.
  • Как матери принять особенного ребенка?
  • Агрессия матери на своего ребенка
  • Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна.
  • Психологические трудности после рождения ребенка и с чем они могут быть связаны.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь