|
Дети - наше всё! О перегибах в воспитании.Автор статьи: Дарья Иванова
Как так случилось, что нашим обществом управляют дети? В какой момент произошло это отчётливо прослеживающееся во всех сферах жизни детоцентрирование? Почему ценности с уважения к старшим сменились на ценности детства, как основного ядра семьи? Прочла сегодня интервью шведского психиатра, автора книг Дэвида Эберхарда, что и сподвигло меня на написание этой статьи. Он пишет о шведских детях и о том, как общество страдает от современного воспитания. У меня на сей счет очень схожая позиция. Я много думаю на эту тему и повсюду вижу в нашем обществе подтверждения того, что что-то пошло не так в системе воспитания. Я по первому образованию педагог, и история педагогики знакома мне не по наслышке: преподавала эту дисциплину одно время для студентов педагогического колледжа. Поэтому имею основания рассуждать о смещении акцентов в воспитании. До ХХ века ядром семьи, самыми уважаемыми её членами были представители старшего поколения. Уважение к ним было естественным и бесприкословным. С развитием науки и техническим прогрессом стала меняться и само общество. И сейчас мы живём в обществе потребления, достижений и стремления к материальному достатку. Семейные ценности также изменились. В современном обществе во главе семьи стоят дети. Их ценность возросла до невероятных размеров. Семья, не имеющая детей, вызывает сожаление, сочувствие в случае, если попытки родить не увенчиваются успехом. Сознательная позиция отказа от деторождения вызывает ужас, неприятие, злость, непонимание и даже ярость. Нам активно насаждают через СМИ мимишные образы семьи с идеального вида младенцами, счастливыми лицами родителей и бабушек с дедушками. семья стала какой-то идеальной картинкой смеющихся, счастливых, хорошо одетых людей и лоснящихся от чистоты малышей. Нереальная идиллическая картинка несуществующей семьи. Дети по задумке творцов этих образов - что-то славное, пушистое, мягкое, чистое и вкуснопахнущее. И, тем не менее, далекое от реальности... В реальности ребенок - это не только сюси-пуси, милые штанишки, няшные костюмчики и плюшевые баечки. Это сложная совместная работа родителей по сотворению, вынашиванию, рождению и воспитанию человека. И не того милого причёсанного красиво упакованного глянцевого пупса, а своего собственного, рожденного и выращенного под одной с родителями крышей, человека. Это и бессонные ночи, и десткие болезни, и возрастные кризисы, и бесконечные горы грязных памперсов, а затем вечера над уроками, первые слёзы из-за детского предательства, двойки и беспокойство. Решение привести в этот мир нового человека - ребенка - это не создание идеального образа, соответствующего глянцевой картинке. Это огромная ответственность. И не только перед собой и своим супругом, членами своей семьи, но и перед обществом, в которое родители его приводят. Ему жить среди нас, нам жить рядом с ним, с ними - миллионами его сверстников, воспитанными другими родителями. Вы, уважаемые родители, тоже когда-то постареете, станете не такими активными, вам потребуется помощь ваших детей. И вот здесь наступит тот самый момент, когда все годы ваших стараний по поводу выращивания идеального человека, пойдут прахом. Ведь оказалось, что ваш цветочек, ваша кровинушка, воспитанный на всём готовеньком и самом лучшем, ребёночек, оказался не готов быть взрослым. Он оказывается эгоистом, который не видит вокруг себя никого. Ему с детства внушили, что он весь из себя такой уникальный, талантливый, красивый. У него с рождения было всё, ему не нужно было чего-то заслуживать. На блюдечке с голубой каёмочкой мама с папой несли ему блага цивилизации просто за то, что он, весь такой из себя, просто есть. Эти чудесные люди, вырастая, не уважают ничьих границ, и интересов, кроме собственных. Для них существует только собственное "Я", свои переживания, свои проблемы, свои горести и печали. И эта эгоцентрическая позиция поддерживалась с самого детства. Наблюдала такую картину: дети играют в песочнице. Мамы, как наседки, бдительно охраняют своих детей. Один более активный малыш отбирает игрушки у других детей и складывает их горкой в своем углу. Остальные ведут себя по-разному: кто-то обиженно орёт, обливаясь слезами, кто-то бежит к маме с криками, кто-то вступает в схватку и отбирает у обидчика своё добро. Дети ведут себя сообразно характеру. Но не о них сейчас речь. Мамаша оккупанта яростно ругается с остальными родительницами, орёт: "Это же ребёнок, как вам не стыдно! Поиграет и отдаст"! И тут начинается самое интересное: схватка яростных самок, защищающих своих детёнышей. Крики, ругань, оскорбления. Думала, до драки дойдёт. В это время в песочнице творится какой-то кошмар: дети орут, плачут, дерутся, уже есть первые жертвы с песком в глазах... Филлиал ада на земле. Детям даже делать ничего не нужно - всё сделают за них мамы - отстоят границы, соблюдут интересы, отвоюют лопатки и наваляют менее нахальным мамашам за то, что их дети не умеют играть. Ошибка современного воспитания в том, что родители с самого рождения окружают своё чадо таким плотным коконом заботы и любви, что ребенок остается парализованным в исследовательской деятельности. Ему уже ничего не требуется изобретать самому. За него всё сделают мама, папа, бабушка. Он не знает своих границ, так как у него нет повода их исследовать. Он не знает своих потребностей, так как за него предугадывают его желания и спешат осуществить их. Пример: у одной моей приятельницы сын не говорил до 3 лет. Он мычал. Он не произносил внятных слов, просто издавал звуки, похожие на мычание. Однажды мне довелось увидеть взаимодействие в их семье. Мальчик подходит к маме, которая готовит на кухне, треплет ее рукой и произносит:"Ммммм". Мама поворачивается: "Что, сыночек, кушать хочешь"? В ответ: "Ыыыыыыы". Мама: "Пить"? Сыночек: "Ммммм". И так еще несколько раз, пока мама не догадалась, чего хочет сыночек. А зачем ему говорить, если за него всё говорит мама? Вот так зачастую мама всю жизнь знает, чего хочет её ребёнок и что ему надо. И он закономерно привыкает к этой гиперопеке и принимает, как должное, что все его желания тотчас исполняются. Странно, когда вдруг оказывается, что не всё достаётся так же просто во взрослой жизни. И человек оказывается просто не адаптированным к этой самой жизни, в которой нужно самостоятельно выбирать, куда двигаться, как поступать и принимать решения. Грустно и печально наблюдать картинку: учитель с классом детей заходит в автобус. Мягко сказано, заходит: ревущая толпа невоспитанных младших школьников, расталкивая бабушек, ломится в автобус. Безо всякого преувеличения скажу: люди в панике вскакивают со своих мест и жмутся к бортам автобуса. Дети аккупирут транспортное средство, создавая вокруг безумный хаос. Те самые бабушки, сгорбившись, нависают над "цветами жизни", вальяжно рассевшимися на сидениях. Они орут, как резанные, балуются и ведут себя крайне отвратительно. Выхожу из автобуса на следующей остановке с оттоптанными ботинками и головной болью. И учитель, что самое интересное, даже не пытается их успокоить. Это же дети! Что-то не так в этом всем. Что-то не так с воспитанием. Что-то не так с обществом, где все ценности станвятся с ног на голову. И при этом нам пытаются внушить, что всё так и должно быть. Нет. Не должно, по моему мнению... Ссылка на интервью шведского психиатра Дэвида Эберхарда: http://www.vospitaj.com/blog/tak-my-vyrashhivaem-derzkikh-parshivcev/ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|