Снаружи и изнутри

Не удивляйтесь! Следующая пара категорий, помогающая нам понять функции и сущность левополушарного и правополушарного взглядов на мир, - это «снаружи» и «изнутри». Многим бы хотелось избавиться от критики, перестать думать как они смотрятся со стороны, перестать оценивать свои действия. Это стремление к состоянию быть «внутри» процесса, а критика и оценки – это, соответственно, «снаружи».

Откуда же взялись эти точки зрения? Все объясняется очень просто. Когда мы родились, у нас не было никакого знания о том, кто мы, какие мы. Всю информацию о себе мы получили «снаружи», от тех, кто нас воспитывал, как-то на нас смотрел, как-то к нам относился. Мы, таким образом, научились себя ощущать такими, какими нас видели наши воспитатели – это наши чувства, ощущения «изнутри». Но мы также научились себя видеть со стороны, «снаружи» глазами тех, кто на нас смотрел. Поэтому у нас сформировались два способа воспринимать мир, два способа думать, два способа помнить. В общем, вопрос о том, что первично – яйцо или курица, не имеет смысла, поскольку и то и другое произошли одновременно. Без курицы не было бы яйца, без яйца не может быть курицы. Точки зрения «изнутри» (яйцо) и «снаружи» (курица) создают и поддерживают друг друга.

Когда мы мыслим «изнутри», то мы включены в действие, мы в потоке настоящего, поэтому мы «здесь и теперь». Мы в той реке, в которую не войти дважды. Когда мы «снаружи», мы отстраняемся от себя, своих действий, даем им характеристику, уходим в воображение…

Представьте, что Вы приехали в незнакомую страну, не знаете местного языка, традиций. Как  можно узнать эту новую жизнь, культуру? Один способ – нанять экскурсовода, послушать его рассказы «о…», почитать книги «о…», посмотреть фильмы «о…»,  - это «о…» является способом «снаружи». Это не Ваш опыт, ощущение происходящего. Другой способ узнать – это остаться здесь жить на какое-то время, стать «местным», «своим», прочувствовать эту жизнь. Для этого нужно время и желание, но результат будет совсем другим, а то, что Вы узнаете, будет очень трудно кому-то рассказать.

Антрополог Флоринда Доннер, написавшая книгу «Шабоно», 2 года прожила в племени южноамериканских индейцев, которые не имеют никаких контактов с цивилизованным миром. Ее повествование очень сильно отличается от научных трудов антропологов по подобным темам.

Грузинский исследователь Ясон Бадридзе 2 года прожил в волчьей стае, сумев стать в ней своим, заняв в ней определенную роль. Его рассказы о разумности и доброте волчьих отношений очень сильно отличаются от общераспространенных убеждений, сформированных не без помощи ученых.

Подобную точку зрения высказывает еще один всемирно известный исследователь волков Дэвид Мич. Он утверждает, что «вопреки представлениям о стае, как группе с непрекращающейся жестокой борьбой за доминантность, типичная волчья стая оказалась семьей, состоящей из родителей и детей разных лет. В такой группе родственных индивидов нет состязаний за высшую ступень иерархии, подавления одних волков другими. Напротив, являясь наиболее опытными, взрослые волки-родители мирно направляют деятельность семьи, распределяя роли в зависимости от обстоятельств и умений. Волчица-мать - "эксперт" по части защиты и заботы о потомстве, волк-отец превалирует в охоте, а волчата - дети, за которыми нужно ухаживать и которых нужно учить. Иначе говоря, иерархия стаи является естественным отражением возрастных и половых различий между членами стаи и не имеет ничего общего с насилием в иерархиях».

Насилие и иерархии, в действительности, больше свойственны человеческому обществу, и связано это, как Вы уже догадываетесь, именно с доминированием в современном обществе левополушарного (мужского) мышления и восприятия мира. Когда «внешнее» объявляется важнее, чем «внутреннее», это приводит к подавлению «индивидуального» и доминированию «общественного». Но об этом мы подробнее поговорим в следующей статье. А пока продолжим сравнивать восприятие «изнутри и снаружи».

Как Вы думаете, может ли доминирование в личности человека «внешнего» (левополушарного) взгляда приводить к проблемам и болезням?

Представьте, что Вы хотите сделать какое-то дело, например, забить гвоздь. Вот Вы взяли гвоздь в одну руку, молоток в другую и, приставив гвоздь к стене, собираетесь нанести по его шляпке удар молотком. В это время приходит кто-то и смотрит, как Вы это делаете. А то и комментирует «под руку», мол, неправильно делаешь, давай я покажу… Сможете ли Вы в такой ситуации сконцентрироваться на деле или Вам этот «внешний» участник будет мешать? Все, кто бывал в такой роли, согласятся с тем, что вероятность ударить молотком по пальцу возрастет в несколько раз. А если это не молоток, а автомобиль?! И сидящий рядом с Вами, находящимся за рулем, критикует Ваш стиль вождения, делает замечания «под руку»? А что если Ваши воспитатели и учителя постоянно были недовольны Вашими действиями, поступками, готовы были поправлять Вас и критиковать за малейшую ошибку?

Скорее всего, у Вас сформируется такая часть личности, которая будет включать взгляд «снаружи» даже когда Вы будете в одиночестве. А «изнутри» Вы будете ежиться и вздрагивать каждый раз, берясь за подобные дела. В результате Вы будете постоянно напряжены, разделены на 2 части - ту, которая делает, и ту, которая наблюдает. А наблюдателя в Вас будет так много, что это будет мешать получать удовольствие от процесса. То есть какая-то часть Вас будет постоянно «выключена» из переживаний жизни. Можете ли Вы из-за этого заболеть? Конечно! Ведь Вы будете постоянно заняты борьбой с собой.

Этим механизмом, например, легко объясняется проблема импотенции. Невозможно получать удовольствие от секса, если большая часть Вас наблюдает за процессом со стороны. Как говорится, третий лишний!

Итак, доминирование «внешнего», левополушарного в человеке неизбежно приведет его к проблемам и болезням, поскольку он будет склонен к насилию над самим собой!

Я предлагаю Вам такой план - Вы  уравновешиваете правое полушарие с левым (как - расскажу позже), у Вас все получается, при этом Вы выздоравливаете, решаете проблемы и учитесь это делать самостоятельно в любой сфере жизни! Как Вам мое предложение? Самое главное, что это реально! А пока давайте сделаем упражнение.

 

УПРАЖНЕНИЕ 4. «Перераспределение внимания»

 

Представьте, что Вы находитесь в какой-то приятной для Вас обстановке. Можете при этом закрыть глаза, а можете не закрывать - как Вам удобнее. Например, Вы на пляже нежитесь под лучами солнца, рядом с теплым морем или рекой… Почувствуйте все происходящее изнутри, всем своим телом. Осмотритесь вокруг, задержите свой взгляд на том, что Вам приятно - песок, камни, вода, небо, солнце, деревья, краски, оттенки… Почувствуйте кожей тепло, одежду, соприкосновение с песком, полотенцем, дуновение ветерка, малейшие движения воздуха… Прислушайтесь к звукам, ленивому плеску волн, шуму деревьев, голосам птиц, другим звукам… Почувствуйте запахи моря, растений, водорослей, другие… И, наконец, осознайте ощущения в теле, ногах, руках, пояснице, животе, груди, горле, голове, лице… Все это Вы чувствовали изнутри.

Теперь переключите свое внимание наружу, как будто выйдите из своего тела и представьте себя со стороны, как свидетель происходящего. Определите, из какой точки пространства Вы наблюдаете за собой -  с какого расстояния, справа-слева, выше-ниже, спереди-сзади себя, загорающего на пляже. На что Вы обращаете внимание, какое отношение у Вас к происходящему, к самому себе? Самое главное при этом - полностью выйдите из состояния изнутри и окажитесь стопроцентно снаружи, со стороны. Теперь ответьте сами себе  на вопрос – есть ли отличие в ощущениях в первом и во втором состоянии, то есть изнутри и снаружи? Где Вам находиться в данном случае приятнее, комфортнее?

Ответили? Тогда можете возвращаться туда, где Вы находитесь в настоящий момент, из воображения в реальность.

 

Давайте сделаем выводы из упражнения. Отличаются ли ощущения «изнутри» от того, что Вы чувствовали «снаружи»? Безусловно, отличаются! Вкус можно почувствовать только изнутри, а со стороны, в зрительном зале ощущения, конечно, не те. Наблюдая за тем, как кто-то ест, можно только глотать слюни, завидовать, но насытиться невозможно!

В тоже время, наше общество с развитием телевидения и компьютеров очень сильно подвинулось в сторону виртуальных переживаний, то есть жизни в воображении, а не в реальности. А это жизнь в левополушарном восприятии, жизнь в теории, а не на практике. ОБ этом следующая статья.



Просмотров: 303
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда стараетесь быть счастливой и богатой, а вам мешают изнутри и снаружи: почему так и что делать?
  • Психоз. Взгляд изнутри и снаружи.
  • Эмоциональная зависимость в отношениях. Немного про взгляд изнутри и снаружи
  • О травме немного, снаружи и изнутри..
  • Привлекательность изнутри и снаружи. Немного о механизме красоты.
  • Психология:"Красота изнутри и красота снаружи"
  • Быть внутри или быть снаружи. Две точки зрения.
  • Изнутри: как создать семью, чтобы испортить себе и другим жизнь?
  • Время, снаружи тикает, а внутри – бежит
  • Что делать, когда эмоции разрывают человека изнутри?
  • Взрослые снаружи, дети внутри.
  • Психотерапия как практика соприкосновения с собой. Взгляд изнутри.
  • Если внутри пусто, то и снаружи не густо
  • Уставшая Женщина. Энергетические вампиры снаружи. Как защитить себя?
  • Еще раз про обидчивость: взгляд изнутри. (часть 2)
  • Еще раз про обидчивость: взгляд изнутри. (часть 3)
  • Если не хватает ценности внутри, то требуется подтверждение снаружи.
  • Танатотерапия. Взгляд изнутри. Часть первая.
  • Танатотерапия. Взгляд изнутри. Часть вторая.
  • Танатотерапия. Взгляд изнутри. Часть третья.
  • Что может дать психотерапия. Взгляд изнутри
  • Взрослые снаружи, детские внутри
  • Особенности работы с людьми с паническими атаками Взгляд изнутри терапевтического процесса
  • Про зависть, которая съедает изнутри
  • Все ли то, что у человека снаружи у него внутри???
  • О жизни в расщеплении изнутри, глазами ребенка
  • Роль психолога в школе. Взгляд изнутри
  • То что внутри, то и снаружи нас?
  • Что снаружи то и внутри, что внутри то и снаружи
  • Что внутри, то и снаружи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь