|
Бесплатная психотерапия.Автор статьи: Анна Зуфман
Многие мои знакомые честно говорят: я бы сходил к психологу/психотерапевту, если бы за это не надо было платить. На это я обычно отвечаю: значит, ты не готов идти к психотерапевту. С точки зрения профессиональной этики, принимать клиентов бесплатно – нельзя. Не потому что это демпинг. А потому, что это существенно снижает эффективность процесса. Причем вовсе не потому, что терапевту не хватает мотивации, если клиент не оставляет каждый раз значительную сумму денег на тумбочке. Мои коллеги из европейских стран, где психотерапия включена в страховку, рассказывали, что те клиенты, которые платят из собственного кармана, меняются эффективнее, чем те, за кого платит страховая компания. В обоих случаях психотерапевт получает оговоренный гонорар, в обоих случаях специалисту важно сохранить клиента и добиться позитивных изменений – но во втором случае психотерапевт встречает гораздо больше сопротивления, гораздо больше отказа от работы или самосаботажа со стороны клиента. Психотерапия – это ответственность всех участников, и клиент несет свою часть ответственности – иначе получается, что терапевт буквально «усыновляет» его и тянет на себе, а это значит, что сам клиент не предпринимает усилий для изменений. Психотерапия – это серьезная внутренняя работа, и если сам клиент не хочет брать на себя ответственность – потраченные часы никогда не окупятся. И денежная оплата работы терапевта – это не только заработок для специалиста, но и символическое выражение ответственности клиента. Кроме того, каждый из нас намного бережнее относится к предметам, приобретенным за некоторые вложения, чем к тому, что досталось нам без усилий (подарки от близких не в счет). Ну, и наконец, клиент гораздо больше ценит свое время, если он его оплачивает: нет смысла опаздывать, врать, говорить «о другом» и вообще саботировать процесс. Если же человек платит за время, проведенное в кабинете, он ценит его и бережет, не желая «разбазаривать» впустую. В теории психотерапия должна быть платной всегда. Но в реальности иногда бывают исключения. В первую очередь – это учебные сессии, необходимые специалисту для сертификации или просто для набора практического опыта. Тут имеет место бартерный обмен: клиент соглашается стать своего рода «подопытным», заранее готовясь к тому, что терапевт может допустить ошибку. Кроме того, часто при таком раскладе клиент знает, что о его случае услышат и узнают многие люди, а не только супервизор его терапевта (преподаватели, соученики начинающего терапевта). В этом случае все правила, связанные с рамками терапии, немного меняются в соответствии с договором. Таким образом, клиент так или иначе платит за лечение своей безопасностью и отсутствием каких бы то ни было гарантий. Кстати, это вовсе не так плохо, как может показаться. Учащийся или начинающий терапевт может быть внимательнее своего опытного коллеги, у него зашкаливает мотивация провести свою работу наилучшим образом, а недавно полученные знания и навыки еще свежи в его памяти. Другая ситуация – когда к опытному терапевту, привыкшему брать деньги за свои услуги, обращается человек в кризисной ситуации, который, по всем признакам, действительно нуждается в помощи, но не в состоянии оплатить услуги специалиста. Разные психологи относятся к такой практике по-разному, но у большинства встречались ситуации, когда «нельзя не взять». В таких случаях все равно нужна оплата: чисто символическая или, в крайнем случае, в виде задач, которые терапевт ставит перед клиентом. Ирвинг Ялом, один из известнейших американских психотерапевтов, однажды попросил свою клиентку в качестве платы писать подробные отчеты о каждой проведенной встрече. Девушка нуждалась в терапии, но не имела возможности оплачивать услуги специалиста. Кроме того, она была начинающей писательницей, переживающей творческий кризис, так что необходимость писать пошла ей на пользу. Со временем, объединив свои заметки с ее отчетами, Ялом в соавторстве с ней выпустил книгу «Хроники исцеления» - прекрасное произведение, где наглядно зафиксирован процесс лечения сложной пациентки, изменений, которые с ней происходили по ходу терапии. Но чудесная книга, получившаяся в результате, - не главное. Главное, что пациентка постоянно делала существенный вклад в процесс, а значит – у нее была мотивация к работе и свой, своеобразный способ оплаты. Способом оплаты для неплатежеспособного клиента может быть любая творческая деятельность или символическая расплата, главное, чтобы клиент вкладывался в отношения, что-то отдавал и ценил то, что получает взамен. Но не стоит оказывать психотерапевтические услуги в режиме обычного «бартера» - например, в обмен на уроки языков или парикмахерские (фотографические, косметологические, тренерские и так далее) услуги, предоставляемые клиентом. Это нарушает тонкий терапевтический альянс и считается прямым нарушением этики. Кстати, мой первый терапевт когда-то работал со мной почти бесплатно: ему буквально «на голову свалилась» студентка-психолог в тяжелой жизненной ситуации, которой реально нужна была помощь – но у нее не было денег. Тогда терапевт брал с меня чисто символическую сумму, что-то около двухсот рублей (и кстати, даже их зачастую приходилось одалживать). Но у меня была огромная мотивация к работе, кроме того, в моей тогдашней жизненной ситуации я и эти смешные деньги наскребала. Для сравнения, с «обычных» своих клиентов тот специалист уже тогда (много лет назад) брал несколько тысяч рублей за прием. Важное условие моей терапии за «смешные» деньги звучало так: «Однажды, когда ты станешь крутым высокооплачиваемым психотерапевтом с кучей клиентов, к тебе придет девочка или мальчик, которым очень нужна будет помощь, но нечем будет за нее заплатить. Вот тогда и рассчитаемся». Мне ничего не оставалось, как стать профессионалом с кучей клиентов. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|