Нам не дано (?) предугадать как наше слово отзовется или ярлык на детском челе

Нам не дано   предугадать как наше слово отзовется или ярлык на детском челе  

Как часто при общении с детьми вы используете следующие фразы: «Не будь жадиной/ябедой/врединой/хулиганом/плаксой»?

Или такие: «Надо быть воспитанным/добрым/вести себя как взрослый/ надо делиться/надо попросить прощения/надо поздороваться»?

Уверены ли Вы, что используете эти послания в правильном контексте, четко видя ситуацию СО ВСЕХ сторон, в том числе со стороны своего ребенка?

Предлагаю поразмышлять на эту тему.

Часто можно услышать общение родителей с детьми от года до десяти, а то и дальше, в формате отдавания коротких полуприказов и указаний как им, детям, следует/не следует поступать в каждую минуту их жизни.

Создается впечатление, что никакими иными способами дети просто не способны уяснить элементарные «правила жизни». Неужели это так?

Недавно мне на глаза попалось юмористическое видео с «говорящим» названием «Что было бы, если бы мы разговаривали друг с другом так же, как разговариваем со своими  детьми». Три женщины обсуждали какую-то обычную тему о просмотренном фильме и время от времени вставляли фразочки, в которых каждый родитель может услышать знакомые для себя. Например, резкое одергивание «не перебивай, скажешь, когда я закончу говорить!», или «ты собираешься поблагодарить? Скажи "до свидания"».

Насколько смешно и неорганично это смотрится на примере трех взрослых тетенек! И как иногда печально, хотя и привычно - на детях. Почему-то мне кажется, что дети эту родительскую резкость и бескомпромиссность чувствуют приблизительно так же, как и мы, взрослые люди.

Как часто я слышу, как мама дергает трехлетку: «Скажи спасибо!», «Скажи до свиданья!», «Помаши ручкой!». Почему для родителей это так важно?

Когда моей дочке было 2,5 года, мы часто ходили из сада с моей подругой и ее дочкой такого же возраста. Проходя в подъезд мимо лавочки, заполненной бабушками, моя подруга всегда дергала свою дочь, напоминая «Поздоровайся». Я же просто здоровалась и проходила, не принуждая дочь к общению с незнакомыми ей людьми.

Помнится, однажды дочка спросила меня, почему я с ними здороваюсь. Я объяснила, что это люди, которых мы видим каждый день, и таким образом мы желаем им быть здоровыми, не болеть. Через некоторое время она сама стала здороваться с ними, безо всякого принуждения. Та же девочка по-прежнему молча шествовала с краснеющей, одергивающей ее мамой.

Мне кажется важным разобрать мотивы подобных действий. Подруга призналась, что ЕЙ невыносимо, что бабушки на лавочке посчитают ЕЕ плохой мамой, раз она «неправильно» воспитала ребенка. А ребенок, который не здоровается – невоспитанный.

Вот так стереотипы собственного восприятия и социальные страхи мешают естественному усваиванию детьми норм и правил и портят взаимоотношения между родителем и ребенком.

Поздоровайтесь сами, поблагодарите за подарок вы, если ребенок молчит! Эту ситуацию можно разобрать с ним и позже, в игровой обстановке или просто в общении по дороге домой – но не одергивая при всех! И уж тем более не позволяя одергивать вашего ребенка кому-то другому.

Самооценка ребенка – структура очень хрупкая и не зрелая, она основана полностью на том, что он слышит о себе от значимых взрослых. Ярлык нвесить очень просто! Снять потом трудновато бывает.

«Хулиган!», «Бандит!», «Двоечник!», «Тупица!», «Ябеда», «Бестолковщина!» - что только не слетает с уст рздраженных родителей (воспитателей, учителей). Слыша о себе это регулярно – ребенок как бы «настраивается» на эту волну и начинает «оправдывать» ожидания. Это ведь не кто-нибудь сказал, это мама сказала – а мама все знает….

Ведь именно так воспринимают взрослых дети – как всемогущих и всезнающих. Вот так запускается механизм, который очень сложно потом повернуть вспять.

«Хулиган» и «бандит» будет вести себя соответствующим образом, ведь другого себя он пока не знает! Уничижительное «плакса» о чувствительном эмоциональном ребенке формирует неуверенность в себе и тревожность. А представьте себе силу эмоционально заряженного слова «трус»! Сказанное папой, оно становится заряженным вдвойне – и может отозваться тяжелым внутренним конфликтом в ребенке.

Этого ли вы хотите для собственных детей?

Попробуйте представить картинку: группа детей в детском саду, и на лбу у каждого наклеена бумажка – ярлычок с одним или двумя словами: «болтун», «невезучка», «кокетка», «руки не оттуда», «ябеда», «малоежка», «врун», «гиперактивный». Страшно, правда?

Никогда не забуду, как девочка из дочкиной группы в детском саду вышла в коридорчик и представилась мне: «Я Аленка, а ты кто?». Потом после небольшой паузы добавила: «Я неряха…». Комментарии излишни.

Никто не захотел бы ходить с таким ярлыком, по которому нас будет оценивать каждый встречный. А чем же внутренний ярлычок лучше? Вспомните несрезанные этикетки на одежде, которые как будто бы не видны окружающим, но немилосердно натирают нам шею, влияя на наше поведение и настроение.

Моя знакомая, взрослая уже девушка, часто в ироничном ключе говорит о себе «Я шляпа…», подразумевая собственную неуклюжесть, невезучесть, нелепость. Оказалось, это прозвище приклеилось к ней еще в детстве, когда мама, шутя, приговаривала «Вот все пройдут мимо лужи, а Светка обязательно в эту лужу шлепнется! Все не как у людей!». Так и живет эта девушка с внутренним ощущением слона в посудной лавке, собственной неуклюжести и неуместности.

Помните, как в известном анекдоте: «Если мама разбила чашку – то на счастье, а если ребенок – то руки-крюки». Смешно. И грустно.

Конечно, все мы хотим для своих детей самого хорошего. Однако нередко вспоминается крылатое выражение «благими намерениями вымощена дорога в ад». Мы хотим видеть детей умными, здоровыми, счастливыми, но иногда они становятся такими не столько благодаря нам, а порой даже вопреки.

Каждое наше слово отзывается в детях, хотим мы этого или не хотим. Какие семена мы роняем в почву, те и прорастут. Да, бывает, и на хорошем поле вырастают сорняки, и мы сетуем «откуда??». Это тема для другого разговора, тоже очень важного. Но большинство «семян» все-таки на нашей совести, просто мы не привыкли задумываться над этим. Подумаешь, сказал! Ерунда какая!

Дорогие взрослые, вспомните, что чаще всего слетает с ваших уст.

  • Взвешивайте, что собираетесь сказать, не спешите с вердиктами и печатью. Не будьте судьей своему ребенку, не загоняйте в тесные рамки образа, не важно хорошего или плохого - пусть ребенок будет иметь возможность быть разным!
  • Проанализируйте, сколько в вашем общении с ребенком диалога, а сколько указаний. Если процент последнего больше 30 – пора что-то менять.
  • Расширяйте собственное представление о причинах какого-то поведения, а не просто фиксируйте факт: если ребенок задирает других детей – почему он это делает? Какую потребность восполняет? Назовете хулиганом – приклеите ярлык, найдете причину – поможете ребенку.
  • Не впадайте в крайности, транслируя черно-белое мышление (хорошо-плохо). «Ябедничать плохо!» - внушает мама малышу.  Казалось бы, все ясно.  А если другой ребенок лезет на дерево, а ваш это увидел? Сказать воспитателю – это наябедничать или нет? А если посторонний дядя из-за забора детского садика активно общается с ребенком из средней группы детского сада и предлагает показать котенка? Это реальная история, вовсе не придуманная, к сожалению.

И главное: разговаривайте с детьми, задавайте вопросы, слушайте их, радуйтесь, удивляйтесь, делитесь чувствами – и будет вам счастье. Правда будет! Я в это искренне верю и желаю поверить и вам!



Просмотров: 542
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Если мама стала подругой своему ребенку, то кто тогда стал его мамой?
  • Почему мужчина иногда или начинает отвратительно себя с вами вести или просто молча уходит
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 1. Мама лучше знает
  • Если бы воспитывать детей было просто, как…. управлять парусником
  • Если с мамой невыносимо общаться. Часть 2. Почему мама меня не любит?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Если ребенок сам себе значимый взрослый.
  • Иногда, если с вами плохо поступают - это не ваша вина. Иногда, это просто не ваш человек.
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Быстро ешь, кому сказал?! или мой ребенок очень плохо кушает!
  • Мама плохого не посоветует? Или вредные советы для хороших родителей и их взрослых детей.
  • Тебе очень повезет, если тебе будет плохо!
  • Что делать, если вашего ребенка обижают в детском саду?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Если вы хотите заинтересовать или просто расположить к себе мужчину - сделайте эту вещь
  • Мой любимый ребенок с СДВГ и почему важно вовремя сказать себе "СТОП"
  • Ты мне друг или враг? Если не складываются отношения у ребенка в детском саду
  • Вырастет из сына врун, если сын – врунишка? Почему ребенок лжет
  • Чёрствые и сухие люди. Если вы или мама - один из них. | Что знает Оливия?
  • Почему люди не ходят к психологам? (Даже если очень прижмёт)
  • Мы забываем, что просто хотим быть счастливыми. Истерика: осознавать, слышать, говорить.
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • Если Ваш ребенок плохо говорит



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь