|
Желание клиента - закон?Автор статьи: Лидия Викторовна Шумина
Клиенты могут обращаться к психологам с уже сформированными запросами или их запросы формируются только в процессе терапии. Но всегда ли психолог отвечает на запрос клиента? Этично ли психологу не выполнять конкретный запрос клиента, но при это работать на улучшение состояния клиента и решение его проблем, в обход его требований, желаний и намерений? Особенно такое часто происходит в гипнотерапии. Клиент приходит с запросами: стереть из памяти событие или человека и все то, что с ними связано или решить "во сне" проблему фобии, одиночества, навязчивых мыслей, причем решить сразу за один раз и навсегда. И нельзя сказать, что клиет так уж не прав и требует чего-то невозможного. Есть запросы и есть техники, когда все можно решить за одну сессию или несколько. Но, как правило, клиенты с такими задачами не требуют быстрого решения, тогда как клиенты с непростыми вопросами хотят быстро и именно так, как им представляется. Опираясь на свои ошибочные суждения, клиент уверен в своих убеждениях по поводу излечения и будет требовать чтобы психолог работал только так, а не иначе. Стоит отметить еще и то, что когда человек точно знает как, когда и что ему нужно, он все сделает сам, получит ожидаемый результат и без психотерапии, максимум что ему потребуется, это консультация. Что же делать психологу? Например, клиент настаивает на том, чтобы проработать его детские травмы, потому что уверен, что корень всех его проблем там, а психолог четко видит, что причина его страданий и печалей в его убеждениях, вызывающих субъективно-избыточные эмоции. Возможно, что многократное "прорабатывание мамы" немного снизит напряжение и тревогу клиента, но пока он не научится управлять своими мыслями, покой в его душе не наступит. Или другой пример, женщина заявляет о трудностях во взаимотношениях с мужчинами, и не хочет видеть того, что все ее романы не сложились из-за ее матери, она хочет научиться женственности, сексуальности вместо того, чтобы ограничить влияние матери на ее жизнь. Подобных историй у каждого специалиста найдется немало. В таких ситуациях у психолога три пути: - пойти на поводу у клиента, сделать все так, как он желает и представляет; - с помощью проективных техник, метафор, гипнотерапии пойти в обход видения клиента; - отказать клиенту в работе. Этично ли это? Этичен ли каждый из этих трех путей? А может есть и другие? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|