|
Трудно быть ребенком.Автор статьи: Широкая Анжелика
Родители часто делят этапы взросления ребенка на легкие и трудные. Кто-то предпочитает возиться с младенцем, заявляя, что хотя тот требует максимум внимания, но зато невинен и нежен. Кто-то с восторгом переживает возраст «почемучек» (4-5 лет), отыскивая вместе с малышом ответы на каверзные вопросы. А кому-то интереснее общаться с подростком, стать ему другом, найти в нем достойного собеседника. Однако задача родителя – быть опорой ребенку в любом возрасте. Для этого необходима не только любовь, но и разумный подход к детским потребностям. На каждом этапе развития ребенок решает так называемые «задачи возраста», овладевая своим телом, усваивая навыки поведения и самообслуживания, приобретая знания и тренируя интеллектуальные процессы, строя отношения со сверстниками, взрослыми и младшими детьми. Функция взрослых – сопровождать его в этом пути, быть рядом, сначала физически, затем психологически, направляя, поддерживая и убеждая, но не проживая жизнь ребенка вместо него и не вторгаясь в то жизненное пространство, на котором он должен учиться действовать и удовлетворять свои нужды самостоятельно. Двухмесячный малыш не может и не должен долго ждать удовлетворения своих потребностей, очень простых и конкретных – поесть, поспать, лежать в тепле и сухости, не испытывать боли. А вот 15-летний человек, требующий немедленного исполнения своих (уже гораздо более разнообразных и причудливых) желаний, вызывает закономерную тревогу у взрослых и раздражение у сверстников. Подготовка к школе занимает важное место в жизни дошкольника и его родителей. Многие мамы и папы стремятся сделать все, чтобы к первому классу их чадо знало как можно больше о мире людей и вещей, умело читать, считать, говорить по-английски и пользоваться компьютером. Однако страх перед школой ведом даже самым подготовленным дошколятам, ведь для них это нечто новое, непонятное и чужое, а значит, заведомо сложное. Как же помочь будущему первокласснику? Простые советы родителям: В первую очередь, надо почаще рассказывать ему о доме знаний. Пугает обычно неведомое, и наоборот, чем больше информации о предмете, тем менее страшным о кажется. Не менее важен и практический опыт в выполнении заданий, похожих на школьные. Родители могут предлагать малышу задачки, учить его читать и писать дома. Кроме того, можно и нужно знакомить ребенка со школой в форме игры, меняясь ролями и проигрывая ситуации уроков, ответов у доски, даже перемены. Неплохо создать малышу своеобразное рабочее место – домашнюю «парту», определить время, когда он будет за ней сидеть. Школьная жизнь – это порядок и регламент, поэтому, имитируя ее дома, важно придерживаться норм и правил официального учреждения. Только учитывайте при этом возраст малыша, помните о его ресурсах и не перегибайте палку. Важным условием является готовность родителей обсуждать с малышом его страхи. Такие беседы позволят понять, что же кроется в основе детской тревоги: возможно, это просто фантазии ребенка, а возможно, способ привлечь к себе внимание и получить дополнительную поддержку родителей. Бояться и уже состоявшиеся первоклассники. Причиной может быть строгая учительница, слишком активные одноклассники, сложности с усвоением программы. Не давайте страху укорениться, установите его причину и принимайте меры. Если виной всему учитель, поговорите с ним, обсудите особенности вашего ребенка, а при отсутствии взаимопонимания не тяните с переводом в другой класс или школу. Помните: не сложившиеся отношения с педагогом начальной школы могут иметь серьезные последствия, ведь для малыша учитель – второй главный человек после родителей. Когда он не принимает ребенка, не ценит его успехов, слишком часто наказывает, у юного школьника снижается самооценка, пропадает стимул к учебе. Если страхи перед школой вызваны тем, что ребенок не нашел общего языка с одноклассниками, ему надо учиться дружить, отстаивать свое мнение. Обсудите с ним ситуацию, вместе поищите выход. Но не стремитесь урегулировать конфликт с позиции силы и авторитета взрослого, не подкарауливайте обидчиков сына или дочери за углом школы, не пытайтесь надавить на них через классного руководителя. Скорее всего, эффект от таких воздействий будет прямо противоположный: разлад со сверстниками усилится, ребенок замкнется, потеряет уверенность в себе и не сможет выработать навыки успешного поведения в социуме. В случае если страх перед школой связан со слишком большой нагрузкой, объективно взвесьте способности ребенка и школьные требования, а затем либо развивайте первые (внимание, память, усидчивость), либо добейтесь смягчения вторых. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|