|
Групповая динамика. книга Татьяны Чурсиной Жизнь человеческаяАвтор статьи: Чурсина Татьяна Михайловна
Групповая динамика Групповая динамика - это совокупность групповых действий и интеракций. Она возникает в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и воздействия внешнего окружения. К групповой динамике относятся проблемы целей и норм группы, руководства, групповой сплоченности, группового напряжения, создания подгрупп и отношений индивидуума с группой. Групповая динамика представляет собой развитие или движение группового терапевтического процесса во времени. Важнейшим психотерапевтическим фактором являются взаимоотношения участников Курса и инструктора. Не умаляя вклада квалифицированного инструктора, хотелось бы подчеркнуть значение самой группы как мощного источника терапевтических изменений ее участников. Психотерапевтическое воздействие самой группы на участников отличает групповую психотерапию от индивидуальной, основой которой является контакт одного клиента с психотерапевтом. Конечно, это не означает, что в групповой работе на Курсе объектом помощи становится сама группа. Им, конечно же, остается отдельный человек, так как любая психотерапия, прежде всего, является помощью отдельному индивиду. Однако на Курсе для воздействия на личность и поведение студента используются не только навыки инструктора, но и психотерапевтический потенциал отдельных участников и группы в целом. Таким образом, в групповой динамике Курса можно выделить несколько уровней: 1. отдельная личность и ее внутренняя динамика; 2. межличностное взаимодействие участников Курса; 3. динамика группы как целого. Правильное использование этих уровней и их динамического взаимодействия помогут инструктору реализовать психотерапевтический потенциал группы. Однако на различных Курсах, проводимых в разное время, с разным размером, составом и структурой группы могут больше обсуждаться проблемы отдельных участников. Тогда инструктор концентрирует собственные усилия и подключает группу для работы с отдельным участником. В группах, чьим объектом обсуждения и стремления к изменениям становятся межличностные отношения, больший акцент делается на отношения между участниками, а также между ними и инструктором. Таким образом, межличностные взаимодействия, возникшие «здесь и теперь» становятся материалом для работы на данном Курсе. Квалифицированный инструктор должен хорошо ориентироваться как в индивидуальной, так и в межличностной динамике группы и в закономерностях функционирования группы как целого Хочу еще раз заметить, что у участников Курса "Мир начинается с тебя" ввиду того, что группа, как правило, набирается случайным образом, иногда совершенно разные представления о мероприятии, в котором им предлагается участвовать, совершенно разная внутренняя готовность к нему и совершенно разные мотивы к участию в группе. Поэтому такие процессы, как формирование целей и норм группы, ее структурирование происходят неравномерно и с разной скоростью. Иногда эти процессы так и не могут завершиться в течение всего времени существования группы, что может порождать дополнительное сопротивление терапевтическому процессу. Трудность преодоления этих препятствий заключается в том, что время существования группы слишком мало для того, чтобы разрешить этим динамическим процессам развиваться с естественной скоростью. Поэтому задача ускорения динамики, стоящая перед инструктором Курса, выполняется путем направленной стимуляции и регулирования групповой напряженности терапевтического процесса и групповой сплоченности. По своему содержанию эти два процесса бывают очень разными и могут выступать по отношению друг к другу как антагонистические, так и синергические силы. Важной задачей является создание в группе оптимального уровня напряжения (с учетом ситуации, фазы развития группы, состояния участников и т. д.), превращение групповой напряженности из силы деструктивной, способной привести к развалу группы, в фактор, обладающий высоким терапевтическим потенциалом, который способствует развитию качественно нового уровня консолидации группы, потенцирует глубинную позитивную личностную перестройку у членов группы, создает условия для возникновения сначала конфликтов, а затем терапевтических ситуаций и взаимодействий. Обычно группа сидит кругом, чтобы участники могли хорошо видеть друг друга. Круг является символом полноты, завершенности, целостности, во многих культурах ему приписывается магическая сила. Сидение в кругу на Курсе предоставляет много возможностей – можно двигаться в сторону центра и наоборот (это отражает степень сплоченности группы), менять расстояние между стульями, которое отображает психологическое расстояние между участниками, можно свободно выбрать место в круге относительно других участников и инструктора (это также может отображать межличностные установки), тем самым взглянуть на происходящее под другим углом. Сидеть должно быть удобно, но не слишком. Чем больше комфорт, тем меньше внимательность у участников группы. Поэтому лучше сидеть на простых стульях, которые легко переставить, чем на мягких креслах. Наличие в группе достаточно высокого уровня напряжения для меня служит показателем того, что процесс идет. Отсутствие оптимального уровня групповой напряженности ведет к тому, что участники группы "расслабляются", начинают воспринимать свою группу как некий "соловьиный сад" или приятную "тусовку", где они находят забвение от привычных забот и тревог, надоевших отношений и ситуаций, и т. д. Это порождает утаивание своих истинных чувств, сглаживание, а не разрешение конфликтных ситуаций, уход от важных и неприятных тем. Групповая напряженность может служить прекрасным диагностическим средством и давать много материала для работы: способы реагирования членов группы на значимые ситуации ([Д], [Ч]), уровень тревожности, способ психологической защиты. Самая главная полезность групповой напряженности заключается в том, что она служит терапевтической моделью, аналогом трудных для клиента жизненных ситуаций. Задача заставить групповую напряженность служить терапевтическим целям - непростая вещь, но если это удается, то в группе начинают происходить настоящие чудеса. Хочу отметить связь между уровнем групповой напряженности и соотношением индивидуального и группового компонента в работе группы. При превышении оптимального уровня групповой напряженности в группе больше наблюдаются явления массового характера: чувство единения без достаточно серьезного повода, чрезмерная эмоциональная "заражаемость", неадекватные реакции типа безудержной эйфории, что разрушающе влияет на терапевтический процесс. Один наш инструктор назвал это явление психологическим флаттером. В этой ситуации более или менее эффективно возможна реализация методов группово-ориентированной терапии, индивидуальная же работа в группе практически невозможна. Группа как бы "подминает" индивидуальную работу. При недостатке групповой напряженности сплоченность между членами группы настолько низка, что эмоционально насыщенные групповые мероприятия "не проходят", не дают должного эффекта, в группе наблюдается низкий уровень сопереживания, поддержки. Индивидуальная же работа в этой ситуации вполне возможна и, зачастую, нисколько не менее успешна, чем обычно, но терапевтический процесс во многом перестает быть групповым, что лишает смысла существование группы. Опытный инструктор непрерывно балансирует между групповой и индивидуальной терапией в группе, как канатоходец. Выражаясь образно, совокупная энергия в группе должна быть такой, что инструктор, управляя терапевтическим процессом, должен чувствовать себя как на батуте, где траты сил не требуется, где нужна точность. При "перехлестывании" групповой энергии ему приходится тратить силы и внимание на то, чтобы удержать группу в русле процесса, а при недостатке энергии, процесс получается "вязким", и инструктор вынужден тратить силы на то, чтобы "раскачивать" группу и "тащить" весь процесс на себе, что значительно обедняет работу. Я считаю бессмысленным противопоставлять групповые и индивидуальные методы работы. Индивидуальная работа в группе не мешает развитию и самовыражению группы, дает возможность более эффективно управлять групповым процессом. Переход от терапии, центрированной на клиенте, к терапии, центрированной на группе и обратно обычно не вызывает никаких затруднений. Строгая же приверженность, пристрастие к методам группово-центрированной терапии способствует нивелировке личностей, а если инструктор вообще мало знаком с каждым членом группы лично, то просто дискредитирует саму идею групповой работы. Групповая напряженность для членов группы внешне может выступать как сила, которая хочет зла, а на деле творит добро. Необходимо отметить одно важное обстоятельство: низкий уровень групповой напряженности приводит к тому, что многие участники, особенно тревожные и нерешительные, прекрасно адаптируются к терапевтической группе. Однако впоследствии, оказываясь вне курсовой атмосферы, совершенно неспособны, реализовать в жизни приобретенные на тренинге навыки. В этом случае они, воспринимая Курс как убежище от тревог и забот, попадают в психологическую зависимость от него и пользуются им как допингом, используя каждую возможность ассистирования. Однако, групповая напряженность приобретает терапевтические свойства только при наличии в группе консолидации ее членов, развития сплоченности. Подлинная психотерапия предполагает напряженный совместный труд, требующий от всех участников высокой эмоциональной включенности в процесс, активности и большого душевного и эмоционального мужества быть искренними и открытыми. Если инструктору удается собрать это воедино, то в группе создается устойчивая атмосфера эмпатического взаимопонимания и безопасности, в которой открыто, могут выражаться положительные и негативные чувства. В этих условиях терапевтические приемы и методы имеют смысл, достигают эффекта. Хочу уделить внимание некоторым основным элементам групповой динамики: 1. Цели группы. 2. Нормы группы. 3.Фазы развития группы. 4.Взаимодействие группового и индивидуального элементов терапевтического процесса.
Цели группы.
Многие люди приходят на Курс с убежденностью, что их проблемы, страхи, ожидания от жизни, тупиковые, как им кажется, ситуации во взаимоотношениях с близкими являются уникальными и неповторимыми. Эти ощущения уникальности переживаемых проблем нередко усиливают сопровождающие их чувства изоляции, одиночества – недостаток близких отношений не позволяет увидеть подобные трудности у других. Люди, как и их проблемы, поистине уникальны, тем не менее не следует понимать это слишком прямолинейно, поскольку нас и многое связывает – в противном случае любое общение и взаимопонимание людей было бы невозможным. С самых первых часов работы Курса для повышения сплоченности группы и наиболее эффективной реализации поставленных перед ней задач очень важно развенчать уникальность жизненных проблем участников, то есть, не опровергая уникальности самих людей, обратить внимание на универсальные, общие стороны высказанных проблем и трудностей. А они становятся заметными уже в пятницу, когда студенты рассказывают о заботах, приведших их на Курс. Иногда студенты приходят на Курс с тревогой в душе, что в своем несчастии они единственные в своем роде, что только у них одних бывают столь пугающие их проблемы, мысли, импульсы, неразрешимые ситуации. Разумеется, такое представление по сути своей верно, поскольку за плечами у всех у нас жизнь, что есть вещь сугубо персональная, наполненная для каждого из нас жизненными испытаниями, уроками, тяжелыми стрессами. Мы не всегда способны быть благодарны жизни за них, и она периодически напоминает нам о себе, о непрожитых уроках, недополученных знаниях угрожающим материалом, просачивающимся в подсознание. Некоторым студентам присуще обостренное чувство собственной уникальности. Свойственные таким людям затруднения в общении препятствует возникновению глубоких близких отношений. В обыденной жизни они не только остаются в неведении относительно аналогичных чувств и переживаний у других людей, но и не пользуются возможностью довериться окружающим и, в конечном итоге, быть ими оцененными и принятыми. Выслушав других членов группы, которые делятся своим состоянием, тревогами, сходными с их собственными, участники Курса получают ощущение большего контакта с миром. Нет такого человеческого дела или мысли, которые совершенно не походили бы на опыт других людей. При мне участники Курса делились такими своими поступками, которые они ни с кем не обсуждали уже много лет и очень стыдились их. И неизменно я становилась свидетелем признания остальных студентов того, что они тоже способны на такое. Фрейд давным-давно заметил, что самые строгие табу были самыми строгими потому, что именно эти импульсы являются частью глубинной природы человеческого существа. Однажды на Курсе женщина с видимым осуждением себя рассказывала о неразрешимой, как ей казалось, ситуации в разводе с мужем, с которым она прожила 14 лет. Она сказала, что вместе с чувством благодарности за прожитые годы, в которых, безусловно, было много хорошего, она желала ему смерти, что тем самым, как ей казалось, снимало все связанные с разводом и сопровождающие его проблемы. В какой-то момент я тихо заметила: «Что ж, так уж, видно, мы устроены». Это безыскусное высказывание принесло студентке значительное облегчение. Поскольку на Курсе "Мир начинается с тебя" мы имеем терапевтическую группу, то цели, к выработке которых инструктор ведет группу, ориентируясь на методику, следующие: - Достижение психологической открытости и создание подлинных, помогающих отношений между членами группы, взаимопомощь. - Личностный рост, самоактуализация. - Достижение катарсиса через повторное переживание травмирующих ситуаций. - Формирование навыков адаптирующего поведения.
Нормы группы. - Искренность и честность. - Взаимное безоценочное принятие. - Конфиденциальность. - Право просить и давать помощь. - Не уходить от личностно значимых тем, не рассуждать на общие темы, говорить о себе. - Принцип "здесь и сейчас". - Свободное выражение чувств и эмоций. - Активное участие в работе. - Воздерживаться от обязательной и немедленной реакции на все высказывания в свой адрес. - Полное, стопроцентное использование всех своих душевных и физических сил. - Все "кулуарные" разговоры - в группу, на общее обсуждение - "карты на стол". Наиболее важной из вышеперечисленных норм необходимо отметить безоценочное принятие. Под этим понимается на Курсе терпимость ко всем аспектам субъективного мира студента, словно ты сам являешься его частью. Такое отношение не выдвигает никаких условий типа: «я буду тебя любить, если ты будешь таким - то», исключается также установка на хорошие и плохие качества. Для того, чтобы мочь именно так относиться друг к другу, на Курсе каждый из участников семинара должен смириться с иногда очевидной противоречивостью остальных участников занятий, а в первую очередь с собственной. В подобном отношении проявляется забота участников Курса друг о друге, отказ от собственных установок и попыток удовлетворения только своих запросов. Следуя этой норме, о студенте нужно заботиться как о самостоятельной личности, позволяя ей жить на Курсе собственной жизнью. Безоценочное принятие является важной составляющей самого терапевтического процесса. Участники Курса во время работы инструктора часто удивляются, как может нравиться каждый человек, обратившийся за помощью. Инструктор должен быть готов поддерживать позитивное отношение с самыми разными людьми, что позволяет «переступить» через преграды, которые обычно считаются непреодолимыми. Безоценочность в нашей работе означает, что базовая установка инструктора не колеблется в зависимости от эмоционального состояния и поведения студента. Не менее важной нормой группы является искренность. Это один из важнейших элементов курсового климата. Искренности сложно научиться, если вообще возможно, однако инструктор должен вести себя со студентами так, чтобы они восприняли вхождение в свой внутренний мир как поддержку, а не как угрозу. Для достижения этого достаточно оставаться самим собой во время Курса, хотя, может быть, это и есть та сложная задача, регулярно решая которую, человек растет. Потому что искренность предполагает соответствие высказываний чувствам и невербальному поведению, спонтанность. Открытый своим чувствам, мыслям, установкам и одновременно не испытывающий тревоги инструктор способствует комфортному состоянию человека, впервые попавшего на Курс. Такое взаимодействие позволяет студенту тоже не скрываться за фасадом в общении с участниками Курса. Для принятия группой этих целей и норм инструктору приходится прилагать специальные усилия, так как Курс форсированный, марафонский, и позволить этим процессам протекать свободно, с естественной скоростью - непозволительная роскошь. Кроме того, соблюдение этих норм и постановка этих целей сами по себе психологически небезопасны и, если группу "отпустить", то маловероятно, что она вообще сделает это. Когда инструктору удается достичь принятия группой этих норм и целей, то группа как бы "переваливает через водораздел", исчезает неопределенность и появляется ясность, что снижает тревожность и служит укреплению обстановки доверия и безопасности. В этот момент группа уже считает эти нормы и цели своими и защищает их, осуществляя давление на тех членов, которые "забывают" о них.
Фазы развития группы. Фазы развития группы, являются одним из важнейших компонентов психотерапевтической концепции курса "Мир начинается с тебя". Каждая психотерапевтическая группа, как и жизнь человека, проходит определенные этапы, сменяющие друг друга. Подобно тому, как в жизни человека есть детство, отрочество, юность, зрелость и старость, эти этапы проходит и группа. Однако содержание этих этапов в каждом конкретном случае может значительно отличаться. Конечно, невозможно фазы развития группы точно отделить друг от друга, тем не менее, каждый инструктор обязан представлять себе определенную схему развития группы. Это необходимо для того, чтобы выделить те факторы, которые на определяющих этапах развития группы могут стимулировать или подавлять продуктивную работу. Знание этих закономерностей позволяет максимально помочь участникам в достижении психотерапевтических целей. Зная, какие проблемы и кризисы могут возникнуть на конкретных фазах развития группы, инструктор более ясно представляет, когда и что ему делать. Имея представление о развитии группы, заранее можно предвидеть, чего можно ожидать от группы, и подготовиться к изменениям. Первая фаза. Фаза неуверенности, пассивного напряжения. В этой фазе группа встревожена, обеспокоена, зависима. Участники, не имея практического опыта продуктивного участия в работе группы, не чувствуя себя в безопасности среди незнакомых людей, боятся раскрыться. Большую тревогу вызывает необычность ситуации. Скрыто или открыто члены группы ищут руководителя, ждут объяснения целей, планов. Группа сталкивается с несовпадением своих ожиданий с поведением инструктора. На этой фазе наблюдается псевдосплоченность, вызванная стремлением снизить уровень напряжения. Участники заняты обсуждением второстепенных или общеизвестных тем - период осматривания, "кружения на месте", замешательства, смущения, фасадного общения, отказа от личностного самовыражения. Здесь «одеяло общения» каждый пытается натянуть на себя, хотя нередко в этих, казалось бы пустых, разговорах можно найти темы для дальнейшей работы группы. Вместе с этим участники примеряются к друг другу и к группе в целом. Каждый ищет для себя такую роль, которая обеспечит ему благополучное существование в группе, и задается вопросом, будут ли его любить и уважать или игнорировать и отвергать. Некоторым студентам принятие и одобрение кажутся настолько маловероятными, что они, защищаясь, убеждают себя в малоценности Курса, принижая душевные и умственные достоинства его участников и напоминая себе, что Курс представляет собой оторванное от реальности, искусственное образование, или что они слишком особенные, чтобы беспокоиться о мнении группы, которая требует от них жертвовать своей драгоценной личностью, о какой бы крохотной частице этой личности ни шла речь. Можно иметь большой опыт работы на Курсе, однако каждая новая группа означает новую попытку построить ее эффективную жизнь на данном семинаре. Поэтому определенная тревога ведущего в такой ситуации естественна. На этой фазе лидируют более агрессивные и беспокойные участники. Хотя активность участников следует приветствовать, однако в начале работы группы необходимо приостанавливать слишком много говорящих беспокойных участников, так как они нередко могут сказать больше, чем хотели бы. Чрезмерно открывшийся во время пятницы участник может значительно опоздать на следующий день работы или вообще покинуть группу. Инструктору по возможности следует смягчить последствия такого неосторожного поведения – обобщить слишком личные самораскрытия, стимулировать обратную связь, ответные реакции других участников. Вторая фаза. Фаза конфликтов и протеста. Группа разочарована, предъявляет претензии к инструктору. Возникновение враждебности по отношению к инструктору является достаточно гармоничным звеном в цепочке жизненных событий Курса. Она может быть связана противоречивыми чувствами по отношению к инструктору в сочетании с сопротивлением самораскрытию и самоисследованию. Враждебность к ведущему иногда растет из нереалистических ожиданий студентов: каждый тайно наделяет инструктора воистину магическими свойствами. Ожидания бывают столь безграничны, что обязательно не оправдываются, каким бы компетентным инструктор ни был. В течение Курса, по мере осознания студентом ограничений, которые у инструктора, как у любого человеческого существа, есть, реальность принимается такой, какая она есть, и враждебность к инструктору исчезает. Этот процесс ни в коей мере не является вполне осознанным. Тем более если ведущий отказывается играть роль представителя авторитета: они не ведут за собой в общепринятом смысле этого слова; не отвечают на вопросы и не дают готовых советов и решений; вместо этого, они поощряют группу к исследованию своих собственных ресурсов. Еще один источник возможного негодования по отношению к инструктору кроется в постепенном осознании того, что он или она не станут любимым чадом инструктора. Студенты постепенно начинают осознавать, что инструктор интересуется им не более , чем всеми остальными, но семена соперничества и враждебных чувств уже посеяны. Каждый смутно ощущает какое-то неясное предательство со стороны инструктора. В атаке на инструктора студенты никогда не бывают единодушны. В группе неизменно объявляются сторонники ведущего. В общем и целом, лидеры этой фазы – то есть участники, нападающие самыми первыми и делающие это наиболее активно, - личности серьезно конфликтные в области зависимости. Своим поведением инструктор может как усилить, так и смягчить субъективное переживание и выражение участниками мятежных чувств. Некоторые коллеги умышленно вызывают агрессивность группы по отношению к себе. И тогда группа обязательно должна пройти через прямую, открытую конфронтацию с инструктором, который ее обязан не только допустить, но и всеми способами поддерживать, иначе имеется опасность появления "жертвенного барашка" среди членов группы. Иногда ситуация становится настолько напряженной, что если инструктор не вмешается и не переключит атаку на себя, «принесенный в жертву» студент может быть вынужден покинуть группу. В других случаях группа неявно выдвигает лидера из своих рядов, чтобы заменить инструктора – ситуация, никогда не приносящая удовлетворения, оставляющая группу и студента-лидера разочарованными и сбитыми с толку. Так как выражение отрицательных эмоций – иногда первое выражение чувств, возникающих в группе. Не преодолев полосы кризиса и конфликтов отрочества, не становятся взрослыми. Именно отсутствие конфликтов свидетельствует о нарушении развития группы. С отрицательными чувствами связана потенциальная психотерапевтическая сила конфликта – выражая их, участники как бы проверяют, сколько в группе свободы и доверия, достаточно ли безопасно возражать, чувствовать и выражать любые чувства, конфликтовать. Иными словами, проверяется, насколько можешь быть понятым и принятым, «не будучи приятным». У конфликта есть и еще один источник. Он кроется в процессе изменения. Участники бросают вызов жестким, закрепившимся установкам и поведенческим паттернам, и каждый сталкивается с дискомфортом, связанным с отказом от старого. От того, как конфликт выявляется, воспринимается и решается, зависит конструктивность дальнейшего развития групповой динамики. Конфликт, как и любая другая ситуация в работе группы, приобретает психотерапевтическую ценность, если является двухступенчатым процессом, то есть когда он не только переживается, а когда происходит и анализ переживаемого. Инструктор должен заботиться о направлении работы группы от одной ступени к другой, от переживания к пониманию. Третья фаза. Фаза развития сплоченности и сотрудничества, структурирования группы. Конструктивная фаза. На этой фазе развивается заинтересованность, искренность, спонтанность. Группа находится в рабочем состоянии, развиваются целебные свойства. Жизнь Курса на этом этапе похожа на близкие, интимные отношения людей. Но такие отношения никогда не могут быть и не являются статичными, в них никогда не достигается уровень блаженства; нередко их спокойное течение сменяют бури и отливы, и требуется много усилий для осмысленного развития этих отношений. Каждый студент может выбрать свой способ бытия в группе, учитывая свои психотерапевтические цели. Чтобы у всех участников были определенные гарантии безопасности, каждый участник может прервать разговор о себе. Не допускается заставлять кого-либо что-то делать, рассказывать о чем-то и т.п. И все же основным фактором динамики группы на этой фазе является самораскрытие участников, так как если студенты говорят только о повседневных заботах, не касающихся их личности, работа Курса будет поверхностной. Терапевтический процесс Курса не принесет его участникам существенной пользы, если в его процессе они не будут раскрываться, причем полностью. Я предпочитаю вести группу, нормы которой гласят, по сути, что самораскрытие должно произойти – но в своем для каждого студента темпе. Обстановка Курса должна быть такой, чтобы его участники не воспринимали его как место насильственных признаний, где из студентов откровения выжимают одно за другим. Всегда следует иметь в виду, что по-настоящему важен субъективный аспект самораскрытия. Порой бывает, что большинство ассистентов делают ошибочный вывод, что группа по-настоящему не раскрывается или что откровения участников по своей природе банальны или поверхностны. Сплошь и рядом существует огромное расхождение между субъективным и объективным самораскрытием – расхождение, которое, между прочим, запутывает данные исследований, где самораскрытие изменяется теми или иными стандартизированными шкалами. Многие студенты имели в прошлом мало людей, которым они могли довериться. И то, что кажется мелким признанием, на самом деле может быть самым первым случаем в жизни человека, когда он поделился этим материалом с кем бы то ни было. Четвертая фаза. Фаза целенаправленной деятельности. Группа функционирует как единая рабочая группа, размышляет, советуется, критикует, возбуждается, принимает решения. Группа характеризуется высокой сплоченностью, но уже не подавляет отрицательных эмоций, наоборот, сознательно допускает проявления враждебности, чтобы конструктивно переработать в себе эти чувства. В группе создана определенная структура со множеством изменяемых ролей, группа самостоятельна, ответственна. Эта фаза - реализационная. В ходе развития группы меняются роли инструктора. Он может быть лидером, противником или экспертом. По моим наблюдениям, после последней, четвертой фазы наступает еще и пятая, характеризующаяся некоторым ослаблением внимания, усталостью группы и некоторым беспорядком. Группа как будто отдыхает некоторое время. А затем - снова наступает первая фаза, но уже на другом уровне, более концентрированно, более психологично, если можно так выразиться. Качественно она значительно глубже и несет в себе гораздо больше позитивного потенциала, так как, например, неуверенность, присущая первой фазе, теперь проистекает от других источников, других причин, имеющих более близкое отношение к терапевтическим целям группы. После этой фазы снова наступает вторая, также на более высоком уровне, за нею третья, четвертая и т. д. Таким образом, групповой процесс развивается как бы по спирали, расширяющейся кверху. Причем, каждый следующий виток глубже, психологичнее, терапевтичнее предыдущего. Каждый виток спирали я называю порядком, поэтому фазы называются, например: третья фаза второго порядка (фаза 3''). Более того, я заметила, что этому закону подчиняется не только групповая, но и индивидуальная динамика терапевтического процесса. Поэтому, эта спираль является двойной, имеет групповую и индивидуальную составляющие. Групповая составляющая непрерывна и является основной, а индивидуальная - прерывистая, и ее отдельные отрезки имеют разную адресность, принадлежат разным индивидуумам. Вообще говоря, групповая составляющая напоминает этакий "трос", свитый из индивидуальных "нитей". Плотность плетения отражает групповую сплоченность, ширина витков - количество совокупной человеческой энергии (эмоциональной и физической), которую удалось включить в процесс и заставить служить терапевтическим целям, а длина витка - количество работы на этом витке. В начале работы, в момент зарождения группы, когда она еще не стала единым организмом, "нити" существуют в разрозненном виде и пока не переплелись, группа диффузна. Каждая "нить" - это траектория движения индивидуального процесса, индивидуальных изменений в воображаемом пространственно-временном континууме. В какой-то момент времени одна из индивидуальных "нитей" вдруг выбивается из общей скученности и начинает двигаться параллельно общему пучку, рядом, но не смешиваясь с ним. В этот момент данный клиент как бы "солирует", играет первую скрипку в общем оркестре группы, и его "нить" проходит снаружи общего витка, по большему радиусу, испытывая наибольшие динамические нагрузки при закручивании витка. При возрастании порядка витков и их расширении (увеличении количества энергии и выполняемой за счет нее работы) увеличивается скорость прохождения витка (частота смены фаз), возрастают динамические силы, действующие в группе, поэтому по окончании "соло", индивидуальная "нить" может резко отлететь в сторону и вернуться в общий пучок только через некоторое время. Это происходит, когда клиент после эмоционально напряженной работы и, например, катарсиса, переживает состояние эйфории и благодарности к группе, когда его состояние заметно отличается от общего состояния группы. Терапевтический групповой процесс идет нормально, если спираль вращается со скоростью, достаточной для сохранения равновесия (эффект волчка). Раскручивает спираль команда ассистентов во главе с инструктором, а энергией для "раскрутки" служит групповая напряженность, уровень которой регулирует инструктор. Эффективно управлять групповой динамикой - великое искусство, но уметь это делать совершенно необходимо, иначе в групповом процессе начинают появляться такие дыры, которые не заткнешь ни широкой душой, ни изощренным умом, ни "козырными" приемами.
Сопротивление. Продуктивность работы в большой степени зависит от того, руководствуется ли инструктор правильной теорией и применяет ли он адекватные приемы. Терапевтический процесс протекает диалектически, с противоречиями. Одним из их проявлений является сопротивление студента. Сопротивление можно рассматривать реалистично, как реакцию на прикосновение к острым переживаниям человека по аналогии с реакцией на прикосновение к весьма чувствительной раненной или воспаленной поверхности человеческого тела. Сопротивление представляет собой не только помеху, но и указание на приближение к действительно значимым переживаниям студента. Иногда причиной сопротивления участников Курса является их тревога и страх, а не сознательное желание вредить ходу Курса. Понятие сопротивления не столько оценивает повеление, сколько его объясняет. Его нельзя оценить ни как хорошее, ни как плохое, это просто часть психотерапевтических изменений. Инструктор, наблюдая за сопротивлением участников группы, может многое узнать об их стиле эмоционального реагирования. Обратив на это внимание, он может яснее увидеть, как они реагируют на возникающие в группе и, возможно, в жизни проблемы. Таким образом, главная задача для инструктора – не стремиться любой ценой преодолеть сопротивление участников Курса, а прежде всего понять его и объяснить. Мне представляется разумным и другой взгляд на природу психологического сопротивления. Дело в том, что сопротивление является проявлением действия защитных механизмов личности, которые стоят на страже сохранности прошлого жизненного опыта. Это стремление всеми силами сохранить от деформации знания и навыки, полученные человеком в течение всей его предыдущей жизни, по всей видимости, служит выполнению функции адаптации и выживанию. Таким образом, по моим наблюдениям в ходе проведения групповой работы, все разнообразие форм сопротивления психологическому воздействию, в принципе, можно свести к двум типам: “первичное”, как реакция на душевную боль, дискомфорт, и “вторичное” - природное, служащее сохранению личности. В терапевтической атмосфере доверия и психологической безопасности, умело направляемого общения людей в группе, сопротивление постепенно ослабевает, и начинают проявляться связи личностных и ситуационных моментов (событийный круг), носящих травмирующий характер. Сопротивление клиента в процессе психотерапии является фактом, однако полной теории этого явления еще нет. Отмечено, что сопротивление может принимать различные формы - от грубо агрессивного поведения до завуалированных форм уклонения от обсуждения с помогающим наиболее значимых для клиента проблем. Имеется и явление излишней податливости клиента, когда он соглашается со всеми высказываниями терапевта, хотя за этим согласием у него ничего нет, он не перерабатывает и не принимает слова терапевта. Это явление довольно метко было кем-то названо “эффект проткнутой бумаги”. Ученик Альфреда Адлера доктор Рудольф Дрейкурс предложил следующую классификацию форм сопротивления, отталкиваясь от наблюдений за детьми: “Борьба за власть”, “Месть”, “Привлечение внимания”, “Демонстрация бессилия”. Для преодоления каждой из этих четырех форм существуют различные тактики. Как определить с каким видом сопротивления вы столкнулись?
Сопротивление может выражаться и иначе. А. Киппер выделил четыре вида сопротивления: - сопротивление содержанию, - сопротивление терапевту, - сопротивление группе, - сопротивление роли. Выделенные классификацией А.Киппера сопротивления в работе на Курсе также встречаются. Сопротивление содержанию. Оно обычно выражается в форме нежелания или страха встретиться лицом к лицу с личностно значимой темой. В подобных случаях приходится применять техники активизирующие, растормаживающие. Если сопротивление сохраняется, требуется подождать, пока человек столкнется с каким-либо травматическим событием, вынуждающим его искать помощи. Сопротивление терапевту. В обычных группах - это нечасто встречающийся вид сопротивления. Обычно так сопротивляются клиенты с психотическими реакциями. Личность инструктора может идентифицироваться у них с образом отвергаемого ими человека. Паранойяльная направленность личности может заставлять клиента отвергать любой вид лидерства или авторитета. Обычно - это клиенты, имеющие высокий социальный статус и привычку бороться за власть. В таких случаях нужно предоставить клиенту свободу действий, и если они будут конструктивны, то он просто неизбежно попросит помощи. Если этого не происходит, то инструктору имеет смысл прибегнуть к тактике "делай как я". При этом очень важно не давать клиенту самоутверждаться перед группой за счет инструктора, а подвигать его к позитивному самоутверждению через преодоление личностных проблем. Наиболее частое явление - сопротивление конкретному помощнику в какой-либо определенной терапевтической ситуации. В таком случае ведущему следует предоставить клиенту самому выбрать помощника, не спрашивая о причинах замены. На заключительной стадии работы этот вопрос может быть поднят. Сопротивление группе. Для некоторых клиентов тормозящим фактором является групповая форма работы. Если они хотят покинуть группу, их следует сначала попросить поучаствовать в групповых упражнениях ("пальчики и предлагалки", "стул" и т. д. ). Если они отказываются, или принимают участие, но не меняют своего намерения, им можно предложить уйти, объяснив группе причину. Сопротивление может отражать их нежелание быть именно в этой группе, на что вполне могут быть уважительные причины - присутствие в группе родственников, знакомых, сослуживцев, учеников и т. д. Личность может социометрически быть изгоем в одной группе и звездой в другой. Иногда сопротивление вызывает групповая терапия как таковая, тогда показана индивидуальная терапия. Сопротивление выполнению действия, предлагаемого ведущим (сопротивление роли). Некоторые клиенты с большой неохотой берутся играть роль. Вместо этого они начинают настаивать на дискуссионной форме работы: "Я не очень-то хорошо играю, давайте лучше побеседуем". В классической психодраме обычно такая просьба удовлетворяется. Считаю, что решать этот вопрос нужно в каждом случае индивидуально. Недопустимо "продавать человека за три копейки", потакать малодушию клиента. Если сразу, не глядя, отказаться от активных действий, то клиент может так и просидеть без толку на месте, что разрушительно сказывается на групповой динамике. Я неоднократно сталкивалась с тем, что такие клиенты к концу тренинга впадают в депрессию или начинают предъявлять претензии, что их "бросили". Есть вероятность того, что эти претензии могут оказаться справедливыми. Главное - верить в студента и доверять ему. Однажды я столкнулась с тем, что студентка была недовольна тем, что инструктор уступает ее просьбам об отказе от действий, и попросила инструктора не обращать на эти просьбы внимания. Кроме того, я много раз слышала от студентов примерно такие слова: "Спасибо тебе за то, что ты меня тогда "выдернул"! Если бы не это, то мне, наверное, было бы сейчас очень плохо". Но часто отказ стулента от действий является свидетельством честности и адекватной оценки своих душевных резервов, его сознательным выбором. Иногда такие студенты принимают решение покинуть группу. Одна студентка, уходя, сказала мне: "Вы делаете святое дело. Я вижу, насколько это помогает людям, но мне сейчас на это просто не хватит мужества, я не могу... Извините меня!" Я не стала ее удерживать, но сказала ей, что она всегда может приходить ассистировать и в любой момент может обращаться ко мне за консультацией. Инструктор с помощью группы может постепенно преодолеть этот вид сопротивления клиента. Бывает, что это достигается тем, что таких студентов просят послужить помощниками для других, так как сопротивление всегда меньше, когда тема не является личностно значимой. Сравнение различных приемов и методик показывает, что сопротивление при их применении различно. Так, например, прямое воздействие встречает наибольшее сопротивление, в то время как косвенное почти не встречает его. Кроме того, сложные внушения и беседы усваиваются труднее, чем их составные части, особенно если они подаются в однозначной, негибкой форме. Лучше пользоваться простым языком, формулировки давать в несколько общем, незавершенном виде (намечающий стиль). При этом лучше всего говорить о себе, душевно делиться своим опытом и быть искренним. По-видимому, лучшее усвоение именно таких формулировок происходит за счет стимуляции индивидуальной активности самого клиента, когда он перерабатывает, достраивает содержание, придает ему собственную, близкую его личному стилю, завершенную форму. Система механизмов психологической защиты личности обеспечивает ей известную стабильность, независимость от субъективно неблагоприятных психологических воздействий. Одним из проявлений этих механизмов является, с одной стороны, ощущение того, что переживание является личным, исходит от своего "Я", и, с другой стороны, ощущение чуждости психических воздействий, отсутствие их связи с личными представлениями о жизни. Для того, чтобы терапевтическое воздействие было усвоено личностью, оно должно быть сконструировано так, как конструируются собственные мысли и эмоции человека. Для этого необходимо "присоединение" помогающего к клиенту. Когда в роли помогающего выступает вся группа, то это сделать трудно, поэтому участники группы в процессе Курса в разной степени усваивают то, что происходит в группе; здесь проявляется элективность (избирательность) восприятия терапии. Надо отметить, что при правильном ведении группы и нормально протекающем процессе сопротивление несущественно, так как группа на более поздних фазах развития вырабатывает норму нетерпимости к сопротивлению, и люди как будто “забывают” сопротивляться. В общем, принципы взаимодействия с трудным студентом или трудной группой таковы: 1. Сделать проблему символической, а не личной (именно на этом основана структура методики курса "Мир начинается с тебя"). 2. В конце концов, привести процесс к прямой встрече клиента с трудностью и придать ему мужества не уклониться от прямого столкновения с самим собой. 3. Не преодолевать сопротивление клиента "в лоб", а помочь ему это сделать самому. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|