С кем поведешься, так тебе и надо!

Знакомая  поделилась раздумьями о выборе психолога. Критериями, по ее мнению, должны стать пол, возраст, опыт работы и широкий спектр методик и научных подходов, которыми владеет специалист.

По поводу многообразия научных подходов «в одном флаконе» я бы поспорила. Парочка из существующих психологических направлений  стоят на прямо противоположных  позициях. И таких парочек несколько.

Но я сейчас не об этом. Я хотела бы поговорить о том, какое влияние оказывают на нас люди, которых мы впускаем в свою жизнь. Особенно если мы их выбираем  в качестве  наставников, учителей, научных руководителей. Словом, людей, к мнению которых мы прислушиваемся. Или учимся у них.

Давайте вместе вспомним, как в недалеком прошлом передавались знания и навыки ученикам и подмастерьям. На уроках истории нам рассказывали, что строгий и, как правило, жестокий Мастер брал в услужение ребенка. Ничему его не учил, заставлял работать по дому, быть на побегушках. На подхвате у Мастера. Это, впрочем, соответствует истине.

То ли дело сейчас. По овладению секретами любого ремесла (мастерства, профессии, навыка,  далее по списку) написаны книги, учебники, пособия (и далее по списку). Все можно освоить  самостоятельно. Казалось бы.

Почему казалось бы? Вот я, например, никогда не слышала, что человек бы с гордостью рассказывал, сколько он прочитал умных книжек. И преуспел при этом, кстати. Потому что о том, что «кучу книжек прочитала, да все без толку» - этого я слышала достаточно. Зато я часто слышу  гордость в голосе людей, которые сообщают имена своих знаменитых учителей или наставников. Впрочем, мой голос также тонет в этом хоре, грешна!

Добавлю один  абзац, чтоб проянить ситуацию, и обозначить мое отношение к литературным источникам. К книгам. Я с особым трепетом отношусь к ним, и не покупала бы их по десятку штук каждый квартал, если бы осознавала их духовной ценности. Однажды я прочилала несколько книг, все поняла, как я думала, впечатлилась, вдохновилась, а потом  встретилась в жизни с автором этих книг. Мне повезло пройти с ним вместе совместный путь развития. И так было еще  с одним человеком, автором научных книг. И еще одним, с которым путь продолжается. 

Так вот, у меня есть опыт простого прочтения, осознавания написаного и восхищения этим, и опыт ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ с автором. Я понимаю как ценно это. Книги читаются по-другому. И есть теперь понимание того, как читать книги тех авторов, которых я никогда не увижу на этом свете. Что лежит между строк, так сказать. Я до сих пор перечитываю книги ушедшего Мастера. И еще раз прикасаюсь к его душе. И слышу сквозь строчки его слова. Ко мне. 

А почему так важно выбрать своим Мастером человека, которого ты глубоко уважаешь? И испытываешь гордость оттого, что …. Отчего? Так отчего?

Мой ответ на этот вопрос – оттого, что разделяешь его систему ценностей. Коротко - его взгляд на мир. То есть, обучаясь у него, ты постигаешь нечто большее, чем просто мастерство.

Такую концепцию неявного знания  выдвинул британский химик, физик и философ М. Полани. Он выделил два типа знания  - явное (артикулированное, выраженное в языке и записанное на бумаге в учебниках) и неявное (молчаливое, имплицитное), которое содержится  в практическом мастерстве, в искусстве, в телесных навыках, в  системе ценностей и образе жизни носителя этого знания.  

Выбирая своего Мастера (учителя, наставника) помните, что ваше непосредственное общение будет играть главенствующую роль в  вашем обучении. Все, что вам будет сказано по теории  – написано в книгах, вербализовано, прочитано и…. забыто. Или усвоено. А вот ценностные ориентации вы получите  не из учебников, а усвоите их по образцу своего наставника.

Существуют области практического знания, которые невозможно передать через формулировки, тексты, описать в учебниках. Именно эти знания М. Полани назвал неявными.

Эти неявные знания передаются из поколение в поколение, от учителя к ученику. Это происходит на уровне демонстрации образцов деятельности. То есть в обыденной жизни, не на уроках. В общении, во взаимодействии, в практике. Вы видите как ваш Мастер ведет диалог, вы чувствуете уважает ли он людей, вы много чего чувствуете и … перенимаете эти образцы поведения.

И это невозможно описать в теории. И, кстати, может быть подмастерья, годами находившиеся в услужении у Мастера,  так же неявно понимали это? А вы это чувствуете?

Ваша Ирина Панина.

Вместе мы отыщем путь к вашим скрытым возможностям!



Просмотров: 473
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Почему все так? За что мне это?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Это мне? Тебе! А за что? Просто так!
  • Гордецы, придурки и путь знания - что здесь общего?
  • Почему я это съела, или что заставило меня так поступить?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Шопинг-терапия или почему мне так важно сейчас что-то купить...
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Грань 15. Почему ты решила, что тебе в жизни просто так что-то дадут
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Опыт делает нас серьезнее. Осознавание — грустнее. Так зачем это все?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Вопрос «Как вы сейчас себя чувствуете», и зачем мы все это обсуждаем.
  • Выход из травмы есть! (Или не так страшен чёрт, как его малюют)
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • - После смерти хорошие люди попадут в рай. - Почему это так? - Потому что я хороший и хочу туда попасть.
  • Что мешает вам выглядеть так, как вы хотите, прямо сейчас?
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Про Эдипа, его маму, психосексуальное развитие и вот это вот все.
  • Как эффективно использовать знания и опыт психолога?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь