|
О наших «внутренних жителях»- Субличностях (по книге Р.Шварца) Часть 1Автор статьи: Елена Кислова
«Две личности живут во мне и обе не в ладах друг с другом» В.Гете. Способы мышления, выработанные психиатрами для понимания семьи как системы, будут в дальнейшем использованы для понимания индивида как системы. Это станент фундоментальным переворотом в привычном пространстве психологии» Г.Бейтсон. Можно ли отнестись к психике человека как к группе людей с разными характерами, а значит представлениями, чувствами, поведением..? Ричард Шварц поддерживает, развивает идею множественности психики, соединяя работу с частями (субличностями) и, что важно, теорию семейной системной психотерапии. Он разработал удивительный подход, позволяющий терапевту легко переходить с уровня внутренней системы (частей, взаимодействующих между собой) на уровень внешней системы человека (семьи, его окружения). Подход, дающий возможность исследовать взаимодействия между членами конкретной семьи и реакциями субличности каждого из них на это взаимодействие. Субличности, потенциальные или актуальные, существуют с самого рождения. Множественность заложена в природу психики, а не является результатом процесса интроекции или внешним явлением (хотя части по многим причинам могут зафиксироваться на образах или манерах поведения значимых людей), или результатом травматического расщепления когда-то единой личности.
Думаю, каждому знакомы споры с самим собой, противоположные желания или «провалы» - захлестывание, затопление чувствами: например Вы вдруг начинаете злиться на какую- то фразу человека, с которым только что мирно общались. Лично у меня происходил внутренний «разговор» частей всю жизнь, пока я не пошла на личную терапию, во время которой терапевт показал мне, что оказывается -это разговаривают мои субличности, знакомство с которыми еще предстояло-:) Хочу заметить сразу, что моя терапия не ограничивалась только ССТС ( Системная семейная терапия субличностей), о которой я поведу здесь речь. Так же применялся гештальт-подход, когнитивно-поведенческая психотерапия, много работы в телесном подходе, особенно при переработке травмы и утрат. Выскажу мнение Р.Шварца, полностью совпадающее с личным и как клиента и как терапевта. Работа с частями, когда на каждое отщепленное детское переживание и главное свое «Я»-Самость, клиент выбирает подходящую ему фигурку (для лучшей визуализации)- снимает тревогу, напряжение и, как итог, сопротивление. При встрече с той или иной частью клиент, выбирая ее среди прочего многообразия фигурок, дает части имя и предполагает ее возраст, а так же пол. Терапевт знает о наличие здорового ядра личности «Я» даже у клиентов с глубокой травмой и возможность «Я» самому работать с субличностями с поддержкой терапевта. Благодаря этому, метод оказывается очень уважительным к автономии человека и делает психотерапевтическую работу с клиентом комфортной для обеих сторон. ССТС- основа для сотрудничающей, непатологизирующей, доставляющей удовольствие психотерапии, в том плане, что она не рассматривает человека как больного или страдающего дефектом, а как располагающего всеми нужными для улучшения средствами. Т.е люди не ограничены в ресурсах, а ограничены в способах их применять из-за напряженных отношений с другими людьми и внутреннего напряжения. Путь к объединению системной теории с исследованием внутри психики прокладывали К.Маданес- она подчеркивала защитную роль, к которой оказываются принуждены отдельные субличности во внутренней системе. М.Боуэн и его понятие « дифференциация Я» похожа на «Я» в теории ССТС. Его цель: помогать людям выделять самих себя в массе членов семьи и снраяжать их в «экспедицию» к родительской семье, аналогично тому, что делается в ССТС. По аналогии Боуэна в модели ССТС стоит задача дойти до источника ограничений принявших крайнюю форму в убеждениях или ощущениях и передающуюся из поколения в поколение. В.Сатир –единственный семейный психотерапевт объединившая системную теорию с исследованием субличностей внутри психики. Итак, основное убеждение ССТС -у каждого человека есть центр сознания- «Я» или Самость. Из этого центра человек наблюдает, в нем переживает и взаимодействует с частями и другими людьми. В нем сострадание, умение видеть целую картину, доверие, дальновидность- все то, что позволяет быть в комфорте с окружающим миром. Но ресурсы Самости часто скрыты крайностями, в которые впадают субличности. Отличе Самости от субличностей- их мы можем видеть как бы со стороны в виде образов. «Я» - наблюдающий и себя не видящий. Сама же внутренняя система- множество связанных между собой людей разного возраста – вроде племени. Там есть малюсенькие, ранимые детки, другие постарше, а так же подростки и взрослые. У них разный темперамент, способности и желания. Если система поляризована, ее члены предоставлены сами себе, нет руководства со стороны Самости, то люди ощущают себя в тревоге. А задача терапевта восстановить управление, равновесие и гармонию, при которых каждая часть могла бы успешно выступать в любимой роли. Ключевой принцип ССТС: люди относятся к своим частям так же, как к этим частям в них относились родители. Пример: родители подчеркивали важность хорошей внешности и отличных отношений с другими, и стыдили девочку, если она проявляла гнев. По итогу девушка позволяет субличности, завоевывающей одобрение других, руководить жизнью и, исключает часть, способную обороняться. Поэтому клиенты начинающие приходить на консультации часто не признают, что у них, как и у всех, на самом деле, есть и гнев, и злость и даже ярость. Таким образом, у части, завоевывающей одобрение, слишком много ответственности, влияния и доступа к ресурсам, тогда как защищающимся частям ничего не остается. Что такое поляризация в системе? Во внешней семье- это когда нет диалога , люди не могут договориться в силу низкой дифференцированности; вместо обычных ролей: мама, папа, сын и т.д, берут на себя новые, где оказываются противниками. Например: родители- враги, братья- сестры –соперники. А во внутренней семье уже субличности- антогонисты. Каждый член, вовлеченный в поляризацию, боится, что стоит ему только отступить, победит другой и система пострадает (все ведь делается для равновесия системы, ее внутреннего гомеостаза). Что во внешней семье, то представьте, и во внутренней!!! Ценности и модели взаимоотношений в семье клиента будут определять характер отношений в его внутреннем мире. Следует добавить, что чем больше исключаешь одну часть, не позволяя ей проявляться, например Грустной части, тем больше в этой части, наполненной грустью одиночества, тоски, заброшенности. Антагонистом Грустной части, может быть, часть- Перфекционист (для частей клиенты используют разные названия, приведенные выше, использует Шварц). Итак, Перфекционист не дает человеку присесть, загоняет его, находит кучу не переделанных дел, либо, заставляет тратить уйму времени на доведения до идеала того, чего объективно и не требовалось. Если спросить у Перфекциониста: «Что по опасениям этой части может произойти с личностью, у которой есть Грустная часть, если он не станет поддерживать человека в постоянном движении?» Перфекционист ответит, что тогда личность просто впадет в депрессию ( как вариант). Отсутствие баланса в ценностях и взаимоотношениях в семье- это не единственная причина поляризации. Когда человек оказывается отверженным, брошенным, потрясенным, испуганным или подвергается насилию (физическому, сексуальному или эмоциональному),- внутренняя система тоже может поляризоваться. В любой человеческой системе при угрозе нападения происходит перестройка системы таким образом, чтобы защитить главного члена, а так же самых уязвимых. Может подойти сравнение со страной. Если есть угроза наступления войны, в первую очередь усилиться охрана президента. В случае если он сохраняет спокойствие, дает поддержку гражданам и правильное руководство, то выходу из кризисной ситуации сохранит уважение и укрепит признание своего народа. В противной ситуации- доверие к президенту рухнет и власть перейдет к военным. То же происходит во внутренней человеческой системе- семье субличностей. Самость помогла предотвратить сильное повреждение в ходе травмы или после, ей удалось создать комфортное состояние поврежденным частям и вывести их из состояния «замороженности»- вера в нее внутренней системы только усилиться и это будет формировать характер. Если травма произошла в детском возрасте, важна реакция окружающих. Ведь Самость ребенка еще не сформирована. Если после травматичного эпизода ребенок возвращается в безопасное место, где ему помогают принять и понять, что с ним произошло и окружают любовью и заботой, то такой же навык получает и его Самость в отношении нарушенных частей. В дальнейшем человек способен относиться к субличностям с любовью, заботой и принятием. То есть травматическое событие проживается и переживается. Если Самости не удается защитить систему или ей нельзя реабилитировать внутренних травматиков- части теряют уверенность в способности Самости быть эффективным руководителем и начинают относиться к ней и пораженным частям с гиперопекой. Более взрослые, менее уязвимые внутренние части контролируют и защищают систему. Способы разные: какая-то часть заставляет человека резко «взбрыкивать», другая хочет вырываться из ситуации, третья- замереть и стать пассивным. Все защитники пытаются обезболить, заморозить личность, чтобы до Самости и других частей дошло как можно меньше ощущений. Но и при этом самые юные и чувствительные, ранимые части ощущают долго и сильно последствия травмы: боль, одиночество, ужас, отчаяние, предательство. Субличности существуют и далее так, будто ситуация травмы для них не закончилась, не закончились ни чувства, ни переживания. Терапевты часто видят клиентов со слабой или отсутствующей силой Эго. С такими клиентами работа особенно бережная и длительная, но всегда знаем, что Самость у них есть! Но пока не может пользоваться своими ресурсами, защищающие части не подпускают к ним и изолируют от телесных проявлений. Шварц выделяет в Системе три группы. 1.Изгнанники- раненые, оскорбленные. Запертые, обремененные стыдом, виной или идеей, что они недостойны любви. Как все угнетенные, постепенно становятся более резкими и отчаянными в попытках вырваться и поделиться своей историей. Это они устраивают человеку флешбеки, кошмарные сны или ощущуения боли и страха. Это они ищут кого-нибудь, кто бы мог их спасти и освободить. Это они в состоянии кризиса приводят человека к опасным для него ситуациям (если контроль переходит к ним). Ретравматизациям, например. Это они в погоне за маленькой толикой любви и спасения ищут тех, кто напоминает первого обидчика и готовы терпеть от них унижение и насилие лишь за иллюзорную защиту и надежду на избавление. А как итог- получение безопасности. Соответственно, Изгнанники вновь и вновь создают ситуации, в которых клиент снова и снова оказывается жертвой. 2.Менеджеры-опекающие, контролирующие, принимающие решение. Изолирующие изгнанников от них самих и от всей системы, в связи с тем, что Изгнанники склонны ее «затоплять» своими тяжелыми чувствами. Менеджеры избегают любых отношений или ситуаций, в которых Изгнанники могут вырваться на свободу. Шварц описывает общие группы Менеджеров:
Тотальный контроль как цель «обезопаситься» от перечисленного выше добившись высокого положения и благосостояния, высокого статуса и т.о наделением властью.
Итак, Менежеры могут сделать человека выдающимся, успешным, либо зависимым, вялым, ни на что не способным. Другие их инструменты: навязчивости, неодолимые влечения, затворничество, пассивность, эмоциональное отчуждение, утрата чувства реальности, фобии, ПА, соматика, периоды депрессии, сверхтревожность. Менеджеры жестки и регидны из-за того, что на них возложено слишком много ответственности. Встретив у клиента беспокойную, перфекционисткую, ищущую признания часть-Менеджера; работая с этими частями мы встретим в них чувства, связанные с ощущением собственного несчастия и оставленности. Как и Изгнанники, они нуждаются в заботе и исцелении, но уверенны, что должны прятать эти потребности и принести себя в жертву системе. Они компетентны- на них еще сильнее опирается система- у них много власти и обязанностей. А так же веры, что это они, а не Самость гаранты успеха и безопасности. А вера в Самость вера более расшатывается. 3.Пожарники. Служат для «гашения» тех чувств, которые обрушиваются на человека в том случае, если Менеджеры не смогли выдержать в какой-то момент натиск Изгнанников. «Методы» Пожарников:
Пожарные могут сделать человека сфокусированным на самом себе (нарциссичным), с нездоровой, по сравнению с другими, тягой к материальным благам. Таким образом, Менеджеры стремятся спрятать Изгнанников как можно дальше, а Пожарники искать что-то, что могло бы насытить, или успокоить Изгнанников. Большинство людей, даже тех, кто никогда не бывал серьезно травмирован, внутри организованы в соответствии с этим принципом: Менеджеры, Пожарные, Изгнанники. Это так, потому что воспитание большинства людей было направлено на изгнание тех, или иных субличностей, и процесс, стоит ему начаться, ведет к появлению кого-то в ролях Пожарных и Менеджеров. Тип симптомов переживаемых клиентами связан с тем, какая группа частей преобладает. Например, люди с зависимостями- находятся больше во власти Пожарных. Переживающие хроническую депрессию- менеджеров, страдающие от приступов грусти или страха- во власти Изгнанников. Ни в коем случае нельзя забывать, все части личности ценны и хотят исполнять во внутреннем мире полезные функции. Внешние причины и самовоспроизводящаяся природа внутренней поляризации и нарушенного равновесия вынуждают их действовать экстремально и разрушительно. Они вернуться к предпочитаемым, ценным ролям, если убедятся, что это снова безопасно. Продолжительность терапии и сложности процесса изменения зависят от степени доверия, существующей в системе к самой Самости, и от степени внутренней поляризации, а не от тяжести симптома самого по себе. Чем сильнее была травма и продолжительнее, тем больше поляризации во внутренней системе у такого человека и тем меньше его уверенность в способности Самости к эффективному руководству. Согласно модели системы субличностей, внешний и внутренний миры клиента составляют единую обширную систему, функционирующую по одним и тем же принципам и отзывающуюся на одним и тем же принципами и отзывающимися на одни и те же терапевтические воздействия. Поскольку сопряженные системы являются отображением друг друга, изменения на одном уровне производят параллельные изменения на других уровнях. Терапевт может начинать работу, как на внешнем, так и на внутреннем уровне системы, сфокусироваться на любом из них, смотря по тому, работа с какими из них покажется более целесообразной или эффективной, и, если потребуется, плавно сменить уровень. Все это возможно, поскольку, все человеческие системы функционируют в соответствии с общими принципами равновесия, гармонии и лидерства. Продолжение о терапевтической работе в модели ССТС следует. Кислова Е.В. г.Новосибирск Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|