|
Уйти Нельзя ОстатьсяАвтор статьи: Чистякова Элина Владимировна
Есть люди, которые получают от посещения театра настоящее эстетическое удовольствие. Есть те, которые ходят туда, потому что это охарактеризует их в глазах окружающих как культурных и интеллигентных. Есть и другие, кто бывал там просто за компанию, и даже те, кто только по принуждению близких был вынужден изображать удовольствие от наслаждения прекрасным. Такие же взаимоотношения у людей, по большому счёту, и с работой. И даже с браком. Игра слов позволяет себе представить даже комбинации: "в театр, как к себе домой", "домой, как на работу", "на работу, как на праздник (ну или в театр)". А поскольку мы вскользь коснулись темы работы, здесь не лишним будет вспомнить, что по-настоящему успешным становится только тот, кто работает не только за деньги, но и в значительной мере – ради удовольствия от процесса. Аналогично и с браком: не ради статуса, финансовой обеспеченности и т.д., и т.п. Кстати, не лишним будет отметить, что для ЧЕСТНОГО ответа на вопрос: "Любите ли Вы театр?" - необходимо хотя бы однократное его посещение. Не театра как здания, а самого что ни есть спектакля (это тоже важно!). Если, конечно, Вы не любитель высказываний а-ля: "Я книгу не читал, но с автором не согласен!" То бишь: "Я там не был, но мне там не понравилось!" «Весь мир – театр, а люди в нём актёры»…Ну почему же только актёры? Если посмотреть с другой точки зрения, то мы и зрители. Давайте сейчас представим себя как раз в роли зрителей? Я хочу предложить вам обратить внимание на ситуацию, которая очень часто разыгрывается в наших с вами судьбах. Ту ситуацию, когда мы принимаем решение: уйти или остаться? Ведь такой же точно выбор люди совершают, когда не удовлетворены своим браком. Или работой. Или отношениями с давним знакомым. Представьте, как Вы (Зритель) прошли через высокие тяжёлые входные двери, пересекли хорошо освещённое и чуть прохладное фойе, сдали в гардероб верхнюю одежду и полные гордости за свой достойный вид и в предвкушении соприкосновения с неизвестным прекрасным ступаете по ковру, смягчающему звуки ваших шагов. Третий звонок традиционно исполняет свой почётный долг. Свет постепенно тускнеет и, наконец, гаснет. Образы других зрителей меркнут в густой темноте, и всё ваше внимание устремляется на сцену. Спектакль начинается… ...Прошло полтора часа. Первая половина спектакля отыграна. Постепенно пространство вокруг Вас освещается и вместе с очерчиванием фигур многочисленных зрителей озарение происходит и внутри Вас. Неприятно тянущее чувство в груди даёт понять одно: Вам НЕ понравилось. Многим зрителям, и это видно не вооружённым биноклем глазом, наоборот, понравилось очень. Кто-то свои эмоции не афиширует или просто-напросто в них ещё не разобрался. Но мы сейчас не о них. Мы о ВАС. А Вам явно не понравилось. Однако, АНТРАКТ… Через несколько минут, согласно правилам, зрители возвратятся на свои места и начнётся вторая часть спектакля. Кстати, здесь можно бы было написать «зрители должны вернуться…», или «зрители могут…», или «зрителям надо…». Думаю, ключевое слово здесь – зрителям. Если ты зритель – займи своё место к концу антракта. Как и положено груздю в таких случаях, отправляйся в кузов. Это если зритель. Но ты МОЖЕШЬ перестать быть зрителем. Антракт – это не только прекрасная возможность перекусить, перекурить и заодно – перемолвиться. Это ещё и повод подумать, а также прекрасная возМОЖНОсть уйти. Если, конечно, Вы этого хотите. Вообще-то единственное, от чего зависит наполнение антракта – это Ваше ЖЕЛАНИЕ. И тут начинается самое интересное!!! И хочется, и колется. А то ещё и мама не велит. Такое тоже бывает, тогда Вам ещё сложнее. Давайте поподробнее. «Я бы с радостью ушёл, но ведь это как-то неудобно…Все сразу заметят после антракта, что моё место пустое, подумают, что…Ой, нет, я так не могу, все остались и я останусь...» «Конечно, уйти хочется. Но актёров обижать не хочется. Да и в главной роли-то вон какая знаменитость. А мне, видите ли, не понравилось! Как я вещи свои буду из гардероба забирать на глазах у всех?» «Мне-то не понравилось, конечно. Но вот эти справа вон как аплодировали! Они ещё перед спектаклем рассказывали, что это самая лучшая постановка в этом театре. А театр-то не абы какой. Не ценитель я просто, не театрал…Плохой из меня Зритель...» «Я высидел эти 1,5 часа и тут так просто взять и уйти? Нет уж. Я заплатил кругленькую сумму за этот спектакль и уж придётся досмотреть его до конца!» «Я ради такого дела вырядился в костюм/ надела лучшее вечернее платье! И что, вот так взять и уйти? Уже? Спектакль этот, конечно, досматривать уже не интересно, но зря что ли мы наряжались и друзьям рассказали, что в театр пошли?» «Пока что-то не понравилось…абсолютно не понравилось. Ни как актёры играют, ни декорации. И слышно плохо. И места, я думал, будут поближе…Ну ладно, как-нибудь. Авось, там потом интереснее будет…» Знакомо? Какая реплика Ваша? Или Вы использовали комбинацию из нескольких? Вполне возможно. Это чтоб наверняка... Наверняка быть уверенным, что уйти нельзя вне зависимости от Вашего желания. Мало ли, чего Вы хотите!!! Так? Вообще-то не совсем… Ситуация выглядит следующим образом: УЙТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ. ВЫ ставите запятую там, где ХОТИТЕ. Где Вы считаете нужным и справедливым её поставить сейчас, во время антракта этого спектакля. Согласно правилам этикета, законам государства и правам человека, запятую здесь ставите ВЫ. А теперь про «почему» и «потому что». Несколько фактов, доказанных опытом и здравым смыслом. Уходя во время антракта, Вы ни коим образом не обидите актёров. Другое дело, если Вы встанете в самом разгаре акта, многозначительно и громко хлопнете сиденьем, и ругательствами будете аккомпанировать выдвижению собственного полуосвещённого силуэта из зала на глазах у изумлённой публики. Уйти можно по-разному. Но можно. Кстати, в тот первый момент, когда всем станет ясно, что Вы уже не вернётесь на своё место (а большее внимание этому уделят скорее другие зрители, нежели актёры), удивлённые лица действительно будут. По теории вероятности будут даже возмущённые этим фактом. Те, которые бурно рукоплескали в конце первого акта. Да-да, увы и ах. Но через пару минут даже они внимание своё полностью отдадут сцене. Да, конечно, они ещё вспомнят о Вашей «вызывающей» пропаже - дома! Один раз...ну пусть даже два. И всё. И Вы снова перестанете существовать в их жизни и памяти. Как не существовали до начала спектакля, кстати. У каждого актёра своё амплуа, приносящие успех и неудачные роли, своя харизма и главное - свой зритель. Спектакль – это больше, чем актёры. Театр – тем более. Актёры играют не только для Вас. Актёры ПРОЖИВАЮТ роль или проигрывают её, исходя из своих же интересов, которые не сводятся к получению конкретно Вами удовольствия. Это тоже живые люди. У них свои интересы, СВОЯ жизнь, а играть здесь и сейчас эту роль – это их работа. В конце концов, их задачей было передать основную мысль Автора и создать соответствующую атмосферу. Если Вам лично они оказались не близки, то некого винить и некому тут обижаться. У Вас с актёрами в некоторй степени деловые отношения. Вы оплачиваете билет – они играют. Кстати, если Вы даже не придёте и не сдадите при этом заранее билет, и Ваше место окажется пустым, спектакль всё равно состоится. Вне зависимости от того, где и в каком настроении будете находиться в это время Вы. Более того, есть вероятность того, что свободное место заметят и предложат занять его другому, который бы хотел посмотреть этот спектакль и которого устраивает этот ряд. Когда Вам жалко уже потраченного времени, но Вы остаётесь (ведь деньги за билет никто не вернёт)…Кого Вы обманываете? Давайте рассуждать логически. Что Вы уже потратили? Во-первых, деньги. Вне зависимости от того, пойдёте ли Вы на спектакль вообще, посмотрите его полностью или только частично, никакой процент от суммы Вам уже не вернуть. Что Вы ещё потратили? 1,5 часа реального времени. 1,5 часа Вашей жизни. Что Вы приобрели? Если в целом, то ПОЧТИ ничего. Искомого удовольствия Вы не приобрели. Приобрели некоторый ОПЫТ. Данный опыт был достаточен для осознания, что это не то, что Вы хотели? Хорошо бы, чтобы сформировалось ещё и примерное представление о том, какого плана АЛЬТЕРНАТИВУ этому спектаклю или театру в целом Вы бы ХОТЕЛИ... Хм…Деньги потеряны безвозвратно, сколько бы Вы тут ни сидели. Удовольствия Вы уже не получите, сколько бы Вы ни сидели. Можете даже уйти в минус, потому что на смену неудовлетворённости придёт невыносимый физический дискомфорт, тоска, ещё большее разочарование, раздражение и прочие неприятности. Своими вздохами, частой сменой поз и несдерживаемыми комментариями Вы начнёте мешать другим. Особенно тем, кто смотрит то же самое, но получает при этом ИСКРЕННЕЕ удовольствие. А главное – с каждой последующей минутой выжидания и досиживания Вы будете терять ВРЕМЯ. То, что является самым ценным и безвозвратным, не идущим ни в какое сравнение с деньгами. Главным не "в жизни"... Наша жизнь - это в некотором смысле и есть время. Вы уже потратили 1,5 часа драгоценного времени, и их не вернуть! Никаких реальных приобретений (кроме вторичных выгод типа: «зато я хороший, потому что поступаю, как положено») не ожидается. Вопрос в следующем: сколько ещё времени Вы готовы выбросить? 10 минут? 1,5 часа? Всю жизнь? А все те "зато", ради которых Вы не уходили со спектакля раньше, всё ещё актуальны и не потеряли своей ценности для Вас теперяшнего? (Это, кстати, был прям серьёзный вопрос на подумать) Если Вы внутренне уже поняли для себя к антракту и в первые его минуты, что «не моё», «хотел не этого», «ожидания не оправдались», «по рассказам у меня сложилось совсем другое представление», "я себя недооценил и переоценил"…То осталось только честно самому себе об этом сказать. Иначе сколько ещё времени Вы готовы потратить на то, что Вам не доставляет удовольствия и не отвечает Вашим требованиям? Подчеркну: требованиям к качеству собственной жизни (а ведь это не из разряда "должно", это как раз "хочу"). Экономически выгодно прекратить инвестировать такой ценный ресурс как время в дело, которое признано невыгодным или тем более - убыточным. Это время уже можно начинать тратить на поиск альтернативы, которая будет по-настоящему отвечать вашим требованиям. Ну а наряды и образы, созданные по такому случаю… Да мало ли куда можно пойти прямо сейчас в этом наряде? Главное, что Ваш вид доставляет удовольствие Вам самому и вашему спутнику. А уж какое обрамление у него будет: театр, набережная, ресторан, проспект, гостиная…Не всё ли равно, если Вам в этом комфортно? А уж если Вам в этом ещё и некомфортно («тянет-давит-каблуки!»), тем более – просто Ваш вариант гостиная. Или переодеться и - на набережную! Обязательно найдётся образ и место, в котором будет и комфортно, и красиво – нужно только постараться. И да, инвестировать время. В себя. Конечно, кто-то Вам очень рекомендовал этот спектакль. Он, может, сам на него ходит регулярно, как на работу или как на праздник. Может, он так уговаривал Вас и убеждал, что Вы останетесь довольны. Теперь не хочется разочаровывать его? А Вы уверены, что он не получает процентов от продажи билетов (читай - "своих зато")? Он, возможно, имеет связи с закулисным миром и даже успел представить Вас кому-то из актёров...? И теперь Вам сложно будет решиться признать, что Вам не понравилось. Ведь на Вас возлагали надежды, в Вас видели ценителя великого искусства, Зрителя с большой буквы, а Вы не оправдали надежд. Вы - плохой Зритель! Скажите ещё, что весть разлетится по всем театрам города, и Вас не пустят больше ни на один спектакль, ведь Вы не достойны теперь смотреть спектакли… Скажите, Вам чьи надежды важнее: того человека или свои собственные? Вы в театр сегодня шли ради того человека или по собственному желанию? Вот по собственному желанию имеете право в антракт и уйти, раз Вам лично не понравилось. А разбираетесь Вы в театре или нет, по одному спектаклю не поймешь. Отрицательный результат – это тоже результат. В следующий раз тщательнее отнеситесь к покупке билетов. Театров много и спектакли в каждом ставятся разные. Это зависит и от главного режиссёра, и от труппы актёров, и т.д. И кстати, о спутнике (который может быть любого пола и степени родства) или маме, которая не велит. Например, им/ей понравилось. Ну в самом деле, нравится человеку. Тоже имеет право. Уходить не собирается. Более того, просит остаться и Вас. Что делать? Здесь уже разыгрывается Ваш внутренний спектакль под названием «борьба мотивов». Приоритеты расставлять Вам. Просьба ведь к Вам относится. Главное, при данной расстановке не терять достоинства. Хотя даже в таком случае есть ещё вариант сопроводить-посадить и встретить, как только свет снова озарит зал, потратив время второго акта на прогулку/ перекус/ телефонный разговор/ мысленное планирование и прочие дела вне зала. С выражением уважения выбора спутника и собственного права на свободу того же самого выбора способа провести время. Разумеется, похвально и благородно уступить и ради удовольствия близкого человека сдержаться, перетерпеть, высидеть. Хорошо, если речь идёт буквально о спектакле в театре... ...Ведь с коллегами можно и вне работы встречаться, если вы стали хорошими приятелями. Да и вместе с бывшим супругом/гой вполне можно иногда и выпить кофе, если он Вам дорог как собеседник и удалось расстаться "по-хорошему"... А для всего этого необязательно продолжать проверять нервы на прочность, высиживая в соседних креслах брака или офиса, когда Вы вынуждены наблюдать очередное действо давно наскучившего спектакля, ощущая длину каждой тянущейся минуты... Вспомните об этом в следующий раз, когда перед вами будет стоять вопрос выбора из серии «УЙТИ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ». Изменить что-то в жизни или изменить…СЕБЕ? P.S. Ну да, конечно, возможен ещё такой вариант: "Ой, да всё равно у меня на этот вечер других планов не было, а там ещё и дождь идёт...Уж посижу в тепле среди культурных людей..." Для тех, кому близок этот вариант, может быть полезно обратиться к вопросу эффективного использования времени. P.S.2. Задумайтесь, возможно, стоит перечитать начало статьи, осознанно заменяя при этом слово "театр" на какое-то другое? Какое именно - знаете только Вы. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|