|
Умственная отсталость. Ошибки в постановке диагноза.Автор статьи: Ноздрунова Елена Николаевна
Когда ребенку ставят диагноз умственная отсталость, сразу возникает много вопросов - что нужно делать, окончательный ли это диагноз или нет, уже можно отчаяться и опустить руки или еще рано и т.д. Действительно это может оказаться ошибочный диагноз. Его могут поставить вместо таких нарушений, как ЗПР, аутизм и алалия. 1. Время постановки диагноза. Как правило, уверенно говорить об умственной отсталости можно не ранее 7-ми лет. Если диагноз поставили раньше 7-ми лет, то тут речь будет идти о наличие отставания в развитии у ребенка, но, о каком именно точно, сказать будет еще нельзя. Отставание в развитие фактор важный и опасный, поэтому меры по лечению и коррекции нужно предпринять немедленно, но все же об окончательном диагнозе речь еще идти не может. 2. Диагноз ставится по итогам прохождения психологической диагностики. При этом необходимо пройти диагностику на умственную отсталость у двух разных специалистов. Основной тест, который используется – это тест Векслера. Основанием для постановки диагноза не может быть краткая беседа или «немножко порасскладывать картинки». Иногда дети более собраны вместе с родителями, иногда наоборот. При прохождении диагностики надо помнить об этом. Поэтому нужно сначала попробовать и посмотреть будет ли разница в поведение ребенка, вместе с родителем и без них. 3. Профессионально проведенное тестирование может с очень большой долей вероятности отделить умственную отсталость от задержки психического развития(ЗПР). Для точной диагностики аутизма или алалия – этого недостаточно. Поэтому необходимо обратиться к психологу, специализирующемуся в области аутизма и к логопеду. Как правило, в районной комиссии осмотр логопеда назначается в общем порядке, если нет, то нужно уже самостоятельно получить данную консультацию. Логопед определяет характер нарушения речи ребенка. Это очень важный момент, так как, и при нарушении развития интеллекта, может запаздывать речь, так и наоборот – если есть, то или иное нарушение речи, то оно может тормозить развитие мышление и вообще всё психическое развитие ребенка. Найти психолога, работающего с аутизмом, на сегодня не так просто. Но, в первую очередь, нужно спросить там, где уже проходите обследование. Но скорей всего придется искать самостоятельно. Это три основных момента, которых нужно иметь ввиду и отнестись к ним очень серьезно. - Важно помнить, что точный диагноз может быть поставлен не раньше 7-ми лет. - Необходимо пройти стандартную диагностику, не менее, чем у двух специалистов. - И важно убедиться, что диагноз точный, а не перепутан с похожими нарушениями развития. Но независимо от конкретного диагноза и его точности, если вообще возник вопрос о нем, это значит, что у ребенка всё-таки присутствует то или иное отставание в психическом развитии. В такой ситуация самое главное как можно быстрее начать необходимое лечение и коррекцию психического развития. Все дети развиваются немного по-разному, но, когда речь идет об отставание развития, то это значит, что недоразвитие тех или иных психических процессов у ребенка действительно большое, и не вписывается, ни в какие вариации нормального развития. Само по себе отставание не пройдет. Более того, если не предпринимать необходимых усилий, оно будет все больше с каждым годом. Именно поэтому оно требует внимание и лечение. И как можно быстрее. Потому что, чем раньше начать исправлять нарушения, тем быстрее и проще их будет исправить. В первую очередь, проходят обследование у врачей. Это нормально и нужно, но не стоит рассчитывать на получение какай-то особенной, решающей информации. Так как, врачи занимаются физическим здоровьем ребенка, а у нас речь идет об отставание психического развития. Важными врачами будут невролог и психиатр. Если ребенка направили к психиатру, это вовсе не значит, что его посчитали сумасшедшим. Иногда это просто формальность. Но в любом случае в ответственность психиатра входит самые различные затруднения в работе нервной системы ребенка. В том числе и не имеющие никакого отношения к психической ненормальности. Психиатр может назначить необходимые для нормального функционирование ребенка, лекарства, и это очень важно. Родители, часто услышав от врача об отставание ребенка, бояться обратиться еще куда-либо. Причины самые различные, начиная от стыда за ребенка до страха насильственного помещение в какое-нибудь учреждение. На сегодня подобные страхи можно оставить в прошлом – где будет учиться ребенок решают только родитель. Это закреплено законодательством. Такие направление ПМПК имеют только рекомендательный характер. Не говоря о том, что у нас просто слишком мало, некоторых специальных учреждений, например, детских садов для особых детей. Специалистами по лечению, а вернее по коррекции отставаний в психическом развитии являются психологи, специализирующиеся в этой области. Отставание в психическом развитии ребенка надо сокращать, подтягивать уровень развитие ребенка к возрастным нормам. Это делается с помощью коррекционно-развивающих занятий. На коррекционно-развивающих занятиях с ребенком занимаются развитием его интеллектуальной и эмоциональной сферой. Именно недоразвитие этих сфер входит в понятие отставания в психическом развитии. То есть, главное, что необходимо – это как можно быстрее начать ликвидировать это самое отставание в развитие ребенка, то есть, заниматься его интеллектуальный и эмоционально-волевым развитием. Важным может оказаться отставание и в речевом развитии. Этим должен заниматься логопед, но желательно, в сотрудничестве с психологом. При этом время от времени необходимо показываться лечащему врачу. Если ребенок будет получать именно необходимое лечение, то в большинстве случае, со временем нарушение развитие пройдет, он подтянется к сверстникам, и вырастит полноценным человеком. Если этого не произойдет, и со временем, к сожалению, подтвердиться диагноз умственная отсталость, то эти усилия всё равно не были напрасными. Так как, если бы с ребенком не занимались его развитием, то с каждым годом он отставал бы все больше. И мог бы превратиться в действительно тяжелого инвалида. Не смог бы учиться в школе, требовал постоянного ухода и заботы. Поэтому важно полноценно развивать ребенка в любом случае. Если у ребенка ЗПР, то с помощью психологической коррекции отставание в развитие полностью исчезает уже к середине школьного возраста. Если аутизм или какое-то речевое нарушение, то шансы на нормальное будущее очень велики, если умственная отсталость, то речь пойдет о легкой степени этого нарушения. Что даст ребенку очень большие возможности, на учебу, работу и личную жизнь (хотя и меньшие, чем при других нарушениях). На сегодня ситуация того или иного отставания в развития встречается очень часто. В каком-то плане, это стало нормой современной жизни. Возможно плохая экология и питания, слишком быстрый темп жизни, очень плохое здоровье современных людей – все это привело к огромному росту детей с нарушениями развития. Но большинство этих нарушений – это легкие нарушение. Те нарушения, которые при своевременной и правильной коррекции полностью исправляются, и ребенок вырастает полноценной здоровой личностью. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|