Лика, ошибки её терапевта, психосоматика и тема отвержения.

Лика приходит на сессию к терапевту, и вот, незадача – терапевт перепутал время и вообще не сможет принять её сегодня, только в другой день. Терапевт приносит извинения, предлагает следующую бесплатную встречу, в режиме скорой помощи пытается предположить, что у Лики есть основания злиться, однако Лика быстро перестраивает планы, её уже ждёт следующее мероприятие, предстоит ещё пара встреч на работе, они передоговариваются, и она убегает по своим делам. Однако, через 10 минут наша героиня замечает, что больше не может быстро идти. Ещё через пару минут осознаёт почему – это астматическая одышка. Ух ты, этот симптом довольно давно не беспокоил, уж пару лет как… И вот тут, Лике приходится признать, что наверное, она всё-таки переживает какие-то чувства в связи с внезапной отменой сессии… Вернее, теперь уже, эти чувства переживает не она, а её тело… Конечно, зачем ей переживать чувства по поводу уже прошедшей ситуации, это ведь такое бесполезное занятие…. Приходится телу перерабатывать эту энергию каким-то своим, давно забытым способом…

На следующей встрече Лика делится с терапевтом этой «занимательной ситуацией»: «Представляете, ничего не чувствовала такого, и, вдруг – бац, такой симптом. Видимо я погорячилась, сказав в тот раз, что это для меня обычная рабочая ситуация. У меня очень давно не было таких симптомов». Терапевт предлагает использовать сложившуюся ситуацию и поговорить об этих переживаниях. «Да, только я не знаю как» - говорит Лика – «симптом прошёл давно». Но, у терапевта помимо человеческого сопереживания есть методология: «А что телесно ты чувствуешь, когда о той ситуации сейчас вспоминаешь и рассказываешь мне? Если ты сосредоточишься на этих ощущениях, какие ещё ассоциации всплывают, о чём думается?»

Так, ошибка терапевта превратилась в повод впервые поговорить о теме отвержения, о болезненности отвержения, особенно значимым человеком. И, конечно, о тех детских ситуациях, когда Лика впервые научилась справляться со своими чувствами по поводу переживаемого отвержения значимым человеком через симптом. Диагноз «бронхиальная астма» у Лики с 4 лет. Некоторые действия родителей приводили к тому, что она чувствовала отвержение. А поскольку она была тогда ещё совсем маленькой девочкой, её силы не хватало пережить эти невыносимые чувства, и её тело нашло другой выход. Это ведь так спасительно – симптом занимает всё твоё внимание, не нужно уже никаких чувств чувствовать, «тебе уже не до чего», лишь бы получить телесное облегчение. И что характерно – сейчас Лика взрослая и сильная, её организм вполне может вынести даже сильные и болезненные переживания, но срабатывает усвоенный телом рефлекс. Определённый класс ситуаций, могущих спровоцировать те переживания, которые ещё с детства маркированы как «невыносимые», сразу по накатанной дорожке, минуя область чувств, переводится в симптом, в Ликином случае в астматический приступ.

В конце сессии Лика с терапевтом улыбнулись тому, что если бы не этот случай, то неизвестно, когда ещё они имели бы повод и возможность начать исследование большой и важной темы переживания отвержения. Конечно, прошло ещё много времени, и было сделано ещё много их совместной работы, пока Лика смогла более свободно обращаться со своим чувством отвержения и страхом отвержения. И то, КАК они вышли на эту тему, запомнилось ей гораздо больше, чем сама тема. Тему запомнил терапевт, как маркер незавершённых процессов, с которыми ещё работать и работать. И, кстати, не подумайте что терапевт у Лики не обязательный, такое случилось только один раз за все несколько лет Ликиной психотерапии:)))))))

Часто имею в виду эту историю, когда мы с коллегами обсуждаем опасения терапевта сказать или сделать что-то «не то». Уж что может быть более «не то», чем сорвать договоренную встречу, когда клиент уже пришёл.

Терапевт обычный человек и сделать или сказать он может иногда не самые удачные вещи, но решающим часто оказывается не это, а то, как терапевт будет обрабатывать ситуацию, хватит ли у него личной устойчивости не только признать свою ошибку, но и поддержать клиента в исследовании его реакции на эту ошибку.



Просмотров: 373
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Когда вы в спортзале и нет результатов, что происходит и как всё не бросить? Почему ещё не худеется?
  • Когда вы поняли, что ваши чувства уже угасли… Когда равнодушие партнера уже сделало свое...
  • Иногда оказывается, что тот, кого мы так долго искали уже давно был рядом с нами...
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Достаточно ли только страсти? А что же ещё?
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • Нет нормального мужика, потому что ещё нет такого прибора, чтобы это определить
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Может, он всё ещё ждёт?
  • "Всё зависит только от тебя" — сколько раз вы уже слышали эту фразу?
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Великолепная стерва! Когда мужчины не устоят, а она ещё подумает, кого выбрать!
  • Поделись улыбкою своей и она ещё не раз к тебе вернётся...
  • Три лика Нарцисса в детских историях.
  • Платить ли детям за домашние дела? И ещё кое-что в тему...
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • 13 вредных способов ощутить, что, всё же, ещё живёшь...
  • Ещё мило или уже нездорово? О людях с «трудным характером»
  • Подростки - психологический парадокс: уже взрослые или ещё дети?!
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • После нас. Что будет с психически особым человеком, когда о нем уже не смогут заботиться близкие.
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Мы ещё птенцы, нам уже пора!
  • Вы всё еще страдаете от того, что нет мужчин, а эти дамы уже вышли на охоту!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь