Лика, ошибки её терапевта, психосоматика и тема отвержения.

Лика приходит на сессию к терапевту, и вот, незадача – терапевт перепутал время и вообще не сможет принять её сегодня, только в другой день. Терапевт приносит извинения, предлагает следующую бесплатную встречу, в режиме скорой помощи пытается предположить, что у Лики есть основания злиться, однако Лика быстро перестраивает планы, её уже ждёт следующее мероприятие, предстоит ещё пара встреч на работе, они передоговариваются, и она убегает по своим делам. Однако, через 10 минут наша героиня замечает, что больше не может быстро идти. Ещё через пару минут осознаёт почему – это астматическая одышка. Ух ты, этот симптом довольно давно не беспокоил, уж пару лет как… И вот тут, Лике приходится признать, что наверное, она всё-таки переживает какие-то чувства в связи с внезапной отменой сессии… Вернее, теперь уже, эти чувства переживает не она, а её тело… Конечно, зачем ей переживать чувства по поводу уже прошедшей ситуации, это ведь такое бесполезное занятие…. Приходится телу перерабатывать эту энергию каким-то своим, давно забытым способом…

На следующей встрече Лика делится с терапевтом этой «занимательной ситуацией»: «Представляете, ничего не чувствовала такого, и, вдруг – бац, такой симптом. Видимо я погорячилась, сказав в тот раз, что это для меня обычная рабочая ситуация. У меня очень давно не было таких симптомов». Терапевт предлагает использовать сложившуюся ситуацию и поговорить об этих переживаниях. «Да, только я не знаю как» - говорит Лика – «симптом прошёл давно». Но, у терапевта помимо человеческого сопереживания есть методология: «А что телесно ты чувствуешь, когда о той ситуации сейчас вспоминаешь и рассказываешь мне? Если ты сосредоточишься на этих ощущениях, какие ещё ассоциации всплывают, о чём думается?»

Так, ошибка терапевта превратилась в повод впервые поговорить о теме отвержения, о болезненности отвержения, особенно значимым человеком. И, конечно, о тех детских ситуациях, когда Лика впервые научилась справляться со своими чувствами по поводу переживаемого отвержения значимым человеком через симптом. Диагноз «бронхиальная астма» у Лики с 4 лет. Некоторые действия родителей приводили к тому, что она чувствовала отвержение. А поскольку она была тогда ещё совсем маленькой девочкой, её силы не хватало пережить эти невыносимые чувства, и её тело нашло другой выход. Это ведь так спасительно – симптом занимает всё твоё внимание, не нужно уже никаких чувств чувствовать, «тебе уже не до чего», лишь бы получить телесное облегчение. И что характерно – сейчас Лика взрослая и сильная, её организм вполне может вынести даже сильные и болезненные переживания, но срабатывает усвоенный телом рефлекс. Определённый класс ситуаций, могущих спровоцировать те переживания, которые ещё с детства маркированы как «невыносимые», сразу по накатанной дорожке, минуя область чувств, переводится в симптом, в Ликином случае в астматический приступ.

В конце сессии Лика с терапевтом улыбнулись тому, что если бы не этот случай, то неизвестно, когда ещё они имели бы повод и возможность начать исследование большой и важной темы переживания отвержения. Конечно, прошло ещё много времени, и было сделано ещё много их совместной работы, пока Лика смогла более свободно обращаться со своим чувством отвержения и страхом отвержения. И то, КАК они вышли на эту тему, запомнилось ей гораздо больше, чем сама тема. Тему запомнил терапевт, как маркер незавершённых процессов, с которыми ещё работать и работать. И, кстати, не подумайте что терапевт у Лики не обязательный, такое случилось только один раз за все несколько лет Ликиной психотерапии:)))))))

Часто имею в виду эту историю, когда мы с коллегами обсуждаем опасения терапевта сказать или сделать что-то «не то». Уж что может быть более «не то», чем сорвать договоренную встречу, когда клиент уже пришёл.

Терапевт обычный человек и сделать или сказать он может иногда не самые удачные вещи, но решающим часто оказывается не это, а то, как терапевт будет обрабатывать ситуацию, хватит ли у него личной устойчивости не только признать свою ошибку, но и поддержать клиента в исследовании его реакции на эту ошибку.



Просмотров: 425
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Три лика Нарцисса в детских историях.
  • Два лика доверия.
  • Четыре лика агрессии
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Может ли терапевт вносить свой интерес в терапевтическую сессию
  • Злой терапевт, добрый терапевт. Фрустрация и поддержка. Скрытые мотивы.
  • Почему он не позвонил?! Магические грабли на которые наступаешь, когда у тебя травма отвержения
  • Когда не устраивает терапевт...
  • Переработка травмы отвержения (только для женщин)
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • Страх отвержения. Или когда жить?
  • "Здравствуй, симптом!" Зачем нужен симптом, если он мешает жить?
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Страх перед терапией: А поможет ли мне именно этот терапевт? Ч.1
  • Страх перед терапией: А поможет ли мне именно этот терапевт? Ч.2
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Когда одиночество не симптом.
  • Ты больше не нужна и не интересна. Как работает травма отвержения
  • нет такого персонажа в природе, как «терапевт»
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • Как медицинский симптом или заболевание может носить психологический характер?!
  • Еще раз об отношениях между коллегами: психиатр, психолог, семейный терапевт.
  • Кто такой телесный терапевт?
  • Кто такой духовный арт-терапевт ДАТ
  • Артроз - возраст или мысли через симптом?
  • Клиент и терапевт первая встреча
  • Терапевт и клиент - фасилитация контакта.
  • Границы взаимодействия терапевт-клиент
  • Родители хотели, чтобы я повзрослел, теперь терапевт...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь