|
Выбираем психолога с умомАвтор статьи: Юрий Анатольевич Ионов
Психолог – специальность некогда диковинная, редко встречавшегося вида, из рода помогающих профессий. Это теперь психологов великое множество. И если ещё совсем недавно было проблемой найти его, то теперь серьёзная проблема – это его выбор. Как же не ошибиться?! Выберем психолога с умом? Если вы доверяете своей интуиции, то этот материал вам поможет обосновать её, если полагаетесь на разум, то сможете свериться со своими размышлениями... Что же, попробуем разобраться в ситуации и возможностях психолога, оценим имеющееся у него из должного и желательного и отмежуем от нежелательного. В последнее время стало популярно говорить о «своём» психологе. «Свой» – это не просто личный психолог, один из многих, с которым человек разбирается в текущих вопросах своей жизни или глубоко познаёт себя, аспекты личности, отношений, взаимоотношения со значимыми лицами, разрешает довольно многие задачи организации, оптимизации своей жизни, нет, этот какой-то другой – особенный. «Свой/не свой» – эта тема нередко поднимается в контексте обсуждений ухудшения состояния клиента в ходе психотерапии/консультирования, выражения неудовлетворённости ходом психологической работы, отсутствием желаемых результатов.., расставанием с ним. И объяснение, дескать – «Не сложилось. Жаль. Значит, это не мой был психолог», сводящее действие многих факторов к одному, на мой взгляд, выглядит довольно странно, если не сказать больше. Каким же он должен быть, этот особенный психолог, которого можно назвать – «свой»?! Да и бывают ли такие – исключительные – заточенные под некоего человека, как ключ к замку? Мне представляется, что вопрос о «своём» психологе появляется тогда, когда ожидания от него перегружены и встречается несоответствие этих ожиданий и того, что есть в действительности, при неготовности перестраивать свои ожидания. Но тогда можно весь мир обойти, а «своего» так и не найти… Здесь речь пойдёт не о таком исключительном психологе, а о психологе обыкновенном, но грамотном, ответственном, спокойно и честно делающем свою работу, свободно говорящем, как о своих возможностях, так и ограничениях, открытом к любым вопросам, темам, опыту... Таком психологе, который подойдёт многим для оказания помощи в разрешении различных задач, в меру своей компетентности. И наряду с этим, готовности клиента встретиться с самим собою, как он есть, по контрасту с воображаемым автопортретом и пройти путь принятия себя и изменения до возможного раскрытия и реализации своих потенциалов в силу своих интересов.
Т.е. этот специалист не какой-то там «свой», а вполне обыкновенный специалист, как и многие другие, только в своей области, и необходим нам лишь временно и не просто так, но и не для чего-то особенного. А для разрешения вполне конкретных задач – развития, восстановления сил, здоровья, прояснения и переосмысления опыта, разрешения поблем, переживания кризиса, изменения личностных отношений, развития саморегуляции, самосознания… и так далее и тому подобное. И раз так, то и не стоит делать из него что-то необыкновенное. Такому психологу обыкновенному важно обладать некоторыми специфическими качествами, опираясь на которые, он может способствовать нам разрешать наши социально-психологические задачи. Такими специфически полезными качествами я считаю личностную зрелость, порядочность и профессионализм (собирательный термин, включающий довольно широкую палитру, наиболее значимыми из которых являются профессионально важные личностные качества, способность к специфическому восприятию и отношению к клиенту, опыт, знания и компетентность в определённых областях, понимание её границ, приверженность проф.этике, забота о создании психологических условий, способствующих выполнению профессиональных задач). Всеми этими качествами в той или иной степени может обладать любой психолог. Психологами ведь не рождаются, ими становятся в ходе развития и образования. Впрочем, есть и такая точка зрения, что психологами рождаются. Соглашусь. Можно сказать, что эти люди от природы обладают некоторыми задатками, которые со временем развиваются в профессионально важные личностные качества. Они глубоко и точно чувствуют других людей и им важно проявлять эмоциональное участие к другим людям… Обычно они эмоционально теплые, чуткие, открытые и легко откликающиеся. С ними легко, кажется, что они всё понимают, поддерживают, некоторые даже подсказывают в сложной ситуации. Если приложить ещё личный интерес, труд и образование, дальнейшую подготовку, может получиться хороший, толковый психолог. Подведём краткий итог – психолог должен быть обыкновенным, но профессиональным, личностно зрелым и порядочным. Ошибиться с выбором можно, если психолог-консультант лукавит – выдаёт себя за другого, например, за компетентного, когда сам не такой. Но зачем ему это? Наверное, «чтобы заработать побольше» – так полагают люди. И это довольно странно, поскольку психолог зарабатывает не за одну консультацию или тренинг, а всей своей практикой, пока занимается ею. И, значит, заинтересован в том, чтобы о нём думали, говорили хорошо, оценивали положительно, как грамотного специалиста, работа с которым может быть полезной и поэтому – стоящей... Впрочем, есть и такие «специалисты» – их называют «гастролёры» – они ездят с гастролями по городам и весям, нигде особенно не задерживаясь – этим и характерна их практика – поскорее собрать побольше и уехать подальше – взять от жизни всё и сразу, а там – трава не расти, хоть потоп... Тогда он шарлатан. А может быть, специалистом движут мотивы власти? Тогда его можно узнать по указаниям, настоянию, давлению, принуждению, раздражению и гневу при выражении клиентом своего мнения, отличного от мнения психолога, желания уточнить понимание. Специалист стремится быть сверху, если рассматривать позиции взаимодействия. Может ли быть полезен такой специалист? – Сомневаюсь. Вред причинить может. Ведь важно в психологической работе сделать так, чтобы человек встал на свои ноги, а не оставался зависим от специалиста. В таком случае это уже позиция гуру, а не психолога. Подумалось, может «свой» – это такой, которому смотришь в рот? Ходишь за ним по пятам, собираешь его публикации, стремишься попасть на его семинары, посетить все его публичные мероприятия, конечно же, и консультации – этот «свой»? Т.е. такой, которым восхищаешься, которым очарован? Который собою весь свет затмил? Получается, здесь взаимное притяжение – одному нужна власть, второму подчинение. Что ж, бывает и такое. А бывают и просто Мастера, которым не требуется обожествление, им это претит, это увлечённые люди, и тогда личные результаты людей – их клиентов, нужны им именно для статистики – это большие учёные, они поглощены процессом познания, их стремление – разгадать загадку, постичь тайну, совершить открытие... С Мастером рядом можно заразиться его воодушевлением, устремиться с ним рядом к чему-то великому, многое узнать и понять, быть с ним рядом... Но не вместе... Опыт прекрасный, если принимаешь это. Но вернёмся к нашим психологам обыкновенным. Как же узнать, что психолог профессионален в работе с нами? Самое важное при выборе психолога – понимать для чего нам нужен этот специалист. Тогда сверив с тем, чем он занимается, можно понять, может ли он нам быть полезен. Человек – сложнейшая система, а с учётом того, что он находится в постоянном движении, становится понятно, что понять эту систему чрезвычайно сложно. Что и говорить про системы, образуемые этими сложными системами – семьи, группы, коллективы, общества... Психолог проводит психологическое исследование, тестирует, помогает определять психическое состояние человека, интеллект, характерологические особенности и личностные отношения, интересы и склонности, осознанность, направленность личности, её движущие силы, конфликты, стратегии совладания, механизмы саморегуляции, психологическую атмосферу в коллективе, в семье, особенности взаимоотношений участников группы, психологию восприятия и поведения людей… И всё это требует различной специализации и отрабатывает психолог разные задачи для разных клиентов – индивида, семьи, педагога, тренера, руководителя коллектива, директора фирмы или лидера политической партии… А это лишь исследовательская деятельность. И для её выполнения требуются такие условия, в которых можно было бы, повторив исследование, получить близкие результаты. Т.е. задача – максимально объективировать исследование для достоверности результатов. В иной деятельности, например, при оказании психологической помощи важнее субъективные факторы – создание и поддержание оптимального уровня напряжения, обеспечивающего интерес, поисковую активность клиента для самоисследования, обеспечение поддержки для переносимости боли при соприкосновении с болезненными зонами личности… Здесь очень много переменных и важно то, что специалист умело ими жонглирует, обеспечивая прогресс психотерапии/консультирования. Но и повторить эту магию оказывается невозможно – лишь создать свою и каждый раз что-то иное, поскольку психотерапия – скорее творчество, хоть и проводится по своим законам. Исследование может быть этапом психотерапевтического курса, обычно начального и заключительного. Сознавая это, можно понять смену отношения специалиста с нейтрального (стремящегося к объективации получаемых данных) к эмпатическому – понимающему и принимающему, выражающему участие на этапах поддержки, и стимулирующему, побуждающему для проведения психотерапевтической/консультативной части работы для достижения желаемых целительных изменений. Психолог может выполнять и другие социально-психологические задачи – помогать с воспитанием ребёнка, оптимизировать образовательную деятельность, обеспечивать уход за пожилым человеком, может и преподавать, тренировать (правда, в этом случае, это особый – психологический тренинг, направленный на развитие психологических навыков, чаще всего в сфере личного общения, делового взаимодействия), может снижать негативные переживания, преодолевать последствия травмы, может быть и вдохновителем (не зря из них вышло столько менеджеров по персоналу), способствовать повышению производительности механического труда, рекомендуя лишь изменить окрас стен в помещении и предложив делать перерывы с разумным интервалом времени, чтобы снять эффект монотонии, или же поднять эффективность через усиление мотивов, и, конечно, может повлиять на рост производительности труда умственного и творческого, на повышение покупательской способности (всего лишь сменив этикетку, или переставив товар на другую полку, или включив определённые мелодии…), и также решить задачку по подбору команды людей в далёкую и долгую экспедицию, отягощённую отсутствием контактов с близкими и другими людьми… Психолог может… Психолог многое может, потому что, мы, люди – носители и пользователи психики, и без знания и понимания закономерностей психических проявлений далеко не уедешь, так что в новом столетии мы всё более прибегаем, если не к знаниям по психологии, то к услугам психологов в той или иной сфере деятельности и общения. В нашей стране о норме обращения к услугам психологов в частной жизни широко заговорили с 90-х годов. Именно тогда начался бурный рост психологических служб, открывались психфаки, психологов стали готовить даже при технических ВУЗах. Тогда помогающая психология начала выбираться за стены клиники и установила ориентир на людей в их частной жизнедеятельности. Тогда и появился тезис – «Психотерапия слишком хороша, чтобы принадлежать только больным» (Екатерина Михайлова, психотерапевт, г.Москва) В сфере частной жизни, психолог наиболее всего востребован в качестве консультанта – эксперта в области социально-психологической жизни, взаимоотношений людей разного социального статуса, ролей, вероисповеданий, но более всего – возраста и, особенно, пола. Мужчины и женщины названы существами с разных планет, которые не могут жить друг без друга, но и зачастую друг с другом долгое время не могут ужиться… Взрослость и детство – это два различных мира. Взрослые, пройдя за определённую черту, напрочь забывают о своём личном опыте, и лишь счастливчики умело сочетают навык пребывания там и тогда – в своём детстве, и здесь и теперь – во взрослости, благодаря чему легко справляются с проблемами понимания и перевода языков. Многие же, к несчастью, вскоре забывают свой опыт и теряют сам доступ к своему ресурсу детства. А кому-то не повезло с самого начала – их опыт детства травматичен, тягостна и взрослость, так что им понять детей тем более трудно и сложно - не на что опереться в своей жизни. Психолог-эксперт – эта роль только кажется завидной. Потому что, обычно при обращении к психологу клиент перечисляет тяготы своей жизни, описывает сложности общения, предъявляет жалобы на слабость.., и заканчивает вопросом: «Так что же мне делать?! Вы же Психолог! Помогите дельным советом!» Т.е. при обращении клиент наделяет специалиста неким даром разбираться в его ситуации и давать подходящий ему совет, который разрешит его проблемы. Но стоит только уважаемому эксперту промолвить «вещее» слово, следует сакраментальное «Да, НО…» … и психолог оказывался в луже своего самомнения… Ведь у каждого есть свои обстоятельства, которые неминуемо перечисляются, начиная с отрицания предложения психолога, даже, когда оно и принимается с благодарностью, за то, что слушал, понял, и поработал, чтобы нечто предложить. Аналогично и учитель оценивает ответ ученика, который учил, работал, но не выучил, и даёт не тот ответ. Получается, клиент уже знает нужный ответ, оценивая ответ психолога, как неподходящий? И именно его и ожидает услышать? Тогда зачем же обращается, за что же платит деньги?! Хочет найти подтверждение своей правоте? Что же, нередко это оказывается дороже денег… Игры, игры… «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.» - как только книга была переведена, сразу же стала бестселлером. С 2000 по апрель 2014 года книга переиздавалась 32 раза. Источник: http://www.books.ru/books/igry-v-kotorye-igrayut-lyudi-lyudi-kotorye-igrayut-v-igry-469981/ © Books.ru Так начинали психологи-консультанты в 90-е, вышедшие большим счётом из стен клиники и ориентированные на авторитет врача. Но авторитет врача распространяется лишь на области расстройств и их лечения, а не на частную жизнь людей. И это и хорошо, это и правильно. Справедливости ради, стоит сказать, прошлая жизнь советского человека способствовала тому, чтобы советоваться со знающими людьми, и без совета сведущего человека трудно было даже шаг ступить в определённых слоях общества, настолько всё было расписано и предписано… В некоторых обществах и теперь подобное, хотя уже и чуть посвободнее дышится. Т.е. предрасполагающие факторы имеются. И всё же – частная жизнь – это именно частная жизнь, в ней нет той объективности, к которой может привязаться, например, врач, да и ответственность за неё несёт сам её живущий – тот самый, который пользуется своей свободой – мыслей, чувств, решений, действий, поступков. Может ведь и не советоваться, а если советоваться, то не принимать советы или принимать осознанно, критично, перенося на свою жизнь с поправкой на свои обстоятельства, тем самым формируя личный опыт. С обрушением прежнего устройства общества и шквальным развитием свобод – мысли, чувств, совести и поступков, стало зарождаться новое общество, общество людей, думающих и действующих самостоятельно, независимо, хоть и не всегда осознанно и ответственно. Это не могло не отразиться и на практике психотерапии/консультирования, преобразовав лечебное воздействие в клинике во взаимодействие за её пределами, обратив пациента психотерапевта в клиента психолога-консультанта, выровняв участников этого взаимодействия, как в правах, свободах, так и в обязательствах. Ну, и нынешних специалистов на мякине уж не проведёшь, даже студенты-психологи уже знают подобные игры и неплохо подыгрывают. А кто-то перестал брать на себя эту роль – эксперта в области жизни людей, а стал представляться специалистом в области коммуникации, и так поныне устроением межличностных взаимоотношений и занимается. Итак, что же, раз понимаем необходимость психолога и уже знаем, в чём именно его участие и какое именно нам требуется, стоит начать, как водится, с самого начала – действительно, всё же не причёску предстоит создавать – душой трудиться, к самым сокровенным, значимым темам прикоснуться, то и подход требуется тонкий, деликатный и бережный. По сути, многие некогда искали своим детям воспитателя, няню, подбирали первого учителя, понимая значимость влияния взрослого на детскую неокрепшую психику, открытую, чувствительную и беззащитную душу. С психологом дело обстоит похожим образом, плюсом идут дополнительные требования к его проф.подготовке ввиду случая, ситуации, в связи с которой нам требуется его помощь. Тем, у кого душа плачет, вовсе не хочется новых ран, прежние ещё не закрылись... так что эта обеспокоенность по поводу разумного выбора очень понятна. Выбор специалиста - сложное дело, и это право и ответственность клиента. Рекомендую. Нет, не советую. А именно рекомендую, оставляя право выбора за вами, уважаемый клиент, лишь предлагая приметить, учесть некоторые, на мой взгляд, значимые различия. Психолог – это специалист с высшим образованием в области психологии – мнение, не вызывающее сомнений. Соглашусь и с мнением о том, что практикующий психолог должен иметь профильную своей практике дополнительную подготовку и добавлю – опыт работы, как крайне желательное условие. Дополнительная подготовка – это подготовка помимо ВУЗовской программы общего психологического образования, специализация по тому или иному направлению (нескольким) психотерапии/консультирования. Здесь отмечу лишь одно принципиальное различие – клинического подхода и психологического. Первый ориентирован на выявление расстройств и постановку клинического диагноза, и терапии, восстановления к возможно оптимальному уровню функционирования психики и личности, психофизического и социального здоровья. Второй – на рассмотрение особенностей личности, живущей в определенных условиях, разрешающей вопросы качества жизни и развития осознанности, осмысление Бытия, регуляции своей активности в окружающем мире, разрешение социально-психологических проблем, оптимизацию индивидуального и семейного бытия, деятельности и творчества. Для дальнейшего углубления в тему и понимания в деталях отсылаю к статье «2 парадигмы психотерапий. Психологическое консультирование» http://www.psyoffice.ru/article/2_paradigm_of_psychotherapy/ А здесь продолжим размышлять о выборе психолога с умом. Грамотный психолог понимает границы своей компетенции и не возьмётся за выходящий за грани его возможностей, компетенций случай, рекомендует обращение на консультацию к врачам. Даже, когда человек сам полагает себя здоровым, не следует пренебрегать такой рекомендацией. За ней редко стоит неумение и страх специалиста. Скорее всего, за ней стоит опыт и внимание к клиенту, желание помочь ему избежать лишних трат времени и сил. Заболеть может каждый, и, причём, внезапно, и своевременное обращение за профессиональной помощью критично. Другое дело, когда проблемы сопровождают человека почти всю его жизнь чуть ли не с младенчества, но уж точно с детства, и охватывают разные сферы психики и проявляются разрушительным образом во многих сторонах его жизни – в учёбе, в повседневном общении, на работе, в досуге, в семье. Он уже привык к тому, что так складывается, но вот решает что-то изменить в этом сложившемся сценарии, и обращается к психологу, психотерапевту. Болен ли он? Вроде бы и нет, но страдает сам, и с ним тяжело окружающим его людям – у него, как говорят, «тяжёлый характер», и если он страдает, то надо ли ему лечиться? И если да, то, как и у кого? Лечится ли характер? Ответ сложный, поскольку предполагает понимание того, какого рода расстройства, чем могут быть купированы – сняты. Например, некоторые расстройства могут успешно лечиться в ходе разговорной психотерапии и других безмедикаментозных методах. А в иных случаях человеку просто не помочь без грамотно построенной схемы приёма препаратов, пусть и не на постоянной основе, но с учётом специфики протекания его расстройства, так что, оставляя его без терапии препаратами, можно и навредить! И в этом случае, решающее слово за психиатром, врачом-психотерапевтом. Ответственный психолог вряд ли станет препятствовать, скорее, напротив, будет выступать за комплексный подход, и содействовать обращению человека за необходимой ему помощью. Что касается характера, он не лечится, но отдельные черты могут быть поправлены, плюс изыскиваются и рассматриваются условия адаптации в социуме. Это вопросы психотерапии. Нередко бывает так, что человек долго и трудно идёт к признанию необходимости обращения к врачам-психиатрам, психотерапевтам, и обращается он к ним уже, как к последней инстанции, когда больше ничего не помогло. Возможно, стоит всё же рассматривать этот визит не как последний шанс, а именно, как первый шаг. Обычно людей останавливает страх постановки на учёт со всеми вытекающими. Довольно странное опасение, если бы не психиатрическая практика прошлых лет, когда любого неугодного власти можно было легко признать в качестве ненормального, несоответствующего всеобщему единственно правильному взгляду на жизнь, и если не «залечивать до состояния растения», то, по крайней мере, изолировать несогласных от общества. Конечно, это и теперь останавливает, страшит. И всё же нынче времена иные, хоть, страх и остаётся, и при этом подвержены этому страху больше те, кому психиатрическая помощь была бы показана более иных. Наверное, теперь в каком-то смысле можно говорить о фобии обращения к психиатрам и лечить эту фобию, как и прочие фобии – поскольку обстоятельства действительно изменились. В 80-х годах ХХ века в среде медицинских работников началась дискуссия о неправильности такого отношения в психиатрии, и в 1992 году был принят Закон РФ «О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ». В этом законе существуют чёткие критерии, по которым, исключительно по решению суда, могут производиться психиатрическое обследование, лечение и госпитализация человека:
Никаких других оснований для недобровольных действий нет. Консультативный приём у психиатра не является поводом для постановки на учёт, не несёт никаких ограничений дееспособности и прав. Когда мы приходим к врачу, всё, о чём мы с ним говорим, является тайной. Выписку из карты может получить только тот человек, на которого она заведена. Даже нотариальные доверенности здесь не действуют. Никто без ведома пациента не может получить никаких данных о нём, о его состоянии, диагнозе и проводимом лечении. А с учётом практики последних лет, когда психиатрические пациенты выписываются ввиду того, что заканчивается срок лечения (!), а не ввиду восстановления их состояния, то беспокоиться о «залечивании» и принудительном удержании и вовсе чудно. Что же, будем считать, что человек, ищущий помощи, прошёл консультацию психиатра и врач, не найдя отклонений в функционировании психики, рекомендовал консультацию психолога (курс консультирования), чтобы разрешить имеющиеся психологические проблемы, оптимизировать индивидуальное бытиё, пережить кризис, поработать над характером, личностными отношениями, разрешить конфликты, укрепить взаимоотношения… Продолжим искать психолога. Мы уже определились в базовом образовании специалиста, его психотехнической подготовке, его квалификации и понимании её границ, профессиональных связях, комплексном подходе специалиста, что говорит об его ответственности. Что же ещё? К другим формальным критериям можно отнести научный статус специалиста, и род занятий. Т.е. то, чем специалист занимается, последние 3-5-7 лет, скажет нам значимо больше, чем его кандидатская диссертация, посвящённая исследованию в некоторой области психологии, но не относящаяся к практике оказания психологической помощи. Однако если его научная работа связана с его практикой – это огромный плюс. Опыт преподавания в ВУЗе также больше скажет о широком круге научных интересов, чем о собственно практике психотерапии/консультирования, если только преподаваемой дисциплиной не является «Практикум психологического консультирования» и ему подобное. Мне известны преподаватели, являющиеся так же и клиницистами, которые успешно и удачно совмещают опыт психотерапии и преподавания, проведения подготовки практикующих психологов. Ещё и просветительской деятельностью занимаются – статьи пишут, книги издают. Таких немного и время их бесценно. А ещё? Видимо, собственно знания и опыт, что скажется непосредственно в понимании сложностей клиента и возможностей оказания ему помощи. Т.е. это уже то, что можно наблюдать в непосредственном общении с психологом. Но тут может быть подвох, будем осторожнее и оценим специалиста непосредственно в работе – не тот хорош, кто сыплет знаниями, как из рога изобилия. А тот, кто выслушает – даст нам выразить себя, создаст для этого все условия, и услышит, соотнесёт индивидуальный путь развития с общими закономерностями развития личности человека, поймёт и выскажется с учётом услышанного, понятого, осмысленного, притом и выскажется, даст внятный ответ на понятном нам языке, а не на своём научном. Т.е. будет вести продуктивный диалог в духе сотрудничества с нами по нашим запросам. Понимание соответствующих возрасту человека психосоциальных этапов развития, соответствующих им жизненных задач, помогает различать кризисные периоды развития, позволяет специалисту предвидеть наши возможные сложности, так и сознавать нашу зону ближайшего развития, актуальные, значимые области жизни, оценивая успешность прохождения соответствующих жизненных циклов, понимать степень нашей удовлетворённости своей жизнью и делать предположения о наших перспективах. Имеет значение и специфическая подготовка по направлениям: бизнес, политика, спорт.., частная жизнь – семья, воспитание, развитие (перинатальный период, младенчество, детство, юношество, средний и поздний периоды), взаимоотношения, здоровье/клинические расстройства… Специалист, опираясь на свои знания, с учётом сложившегося понимания трудностей и ресурсов клиента, своих психотехнических возможностей сможет после предварительно проведённого исследования и предположительно оценить, сколько потребуется времени на психологическую работу в общем виде, и сделать прогноз по терапии. Нередко упоминаемый опыт личной психотерапии/консультирования действительно важен, но не с точки зрения, так называемой, «проработанности», поскольку, сколько ни прорабатывайся, а всегда остаётся зона для роста, развития – личность формируется, формируется и формируется, покуда жив человек, его личностные отношения находятся в движении, да и эта задача всерьёз и надолго, и имеет мало отношения к оказанию помощи. В самом общем виде, это может лишь сказать о том, что человек живёт, с приоритетом личностного развития. Возможно, благодаря этому он может побуждать к тому же и клиентов. «Личностная проработанность» имеет значение, чтобы переживания клиента (клиентский материал) личностно не затрагивали специалиста, иначе обоих унесёт в дальние дали. Это своего рода защита для клиента. Как отсутствие этой проработанности можно распознать? – По утрате позиции нейтральности. Специалист вдруг становится напряжённо насторожен, избыточно обеспокоен, весьма заинтересован, расспрашивает о деталях, выражено эмоционально реагирует, становится сверх восприимчив.., его поведение меняется, откуда ни возьмись, появляются советы, и настойчивость в их предъявлении, этакая непрошенная опека или растерянность…
Клиентский опыт в минимальной степени важен специалисту именно с точки зрения приобретения опыта по ту сторону психотерапии – переживания клиентского опыта в терапии. Чтобы понимать – каково приходится клиенту, чтобы лучше его чувствовать и, когда необходимо, поддерживать, и, когда необходимо, конфронтировать с его опытом, чтобы психотерапия продвигалась вперёд. Из этого положения вытекает практика использования различных стилей в психотерапии/консультировании – нередко специалист самоопределяется в каком-либо одном стиле – «пошерстном» или «противошерстном» в соответствии с личностными предпочтениями. Вместе с тем, нельзя не заметить, что наиболее действенным оказывается именно адекватное сочетание обоих стилей – как поддержки, так и побуждения, стимуляции к активности, к жизни. Т.е. консультант даёт возможность клиенту останавливаться, если ему становится как-то не по себе, но и себе оставляет право и свободу действовать, стимулировать клиента к работе – ведь собрались дело пытать, а не от дел лытать. Мастерству проведения психологической работы специалист обучается, как уже было отмечено в процессе дополнительной подготовки в области того или иного направления психотерапии. В ту пору начинается и супервизия – процесс введения в профессию и сопровождение в ней опытным(и) наставником(ками). Можно полюбопытствовать, если не именами мэтров, то хотя бы общим количеством часов супервизии и если не частотой её проведения, то хотя бы датами последнего курса. Как уже сказано, одно дело начало, но и в ходе работы важно встряхиваться и получать оценку себя со стороны, поддержку, обмениваться новыми идеями, поддерживать себя в тонусе – профессиональная мудрость – это не что-то однажды приобретённое, а постоянно обновляемое качество. Необходимо быть готовым и к тому, что и работа с нами может стать для нашего консультанта предметом для его работы с супервизором. Во всяком случае, в контракте может быть пункт об этом условии. И это скорее плюс, чем минус! Но если и не будет, то не стоит и ревновать. Бывает по-разному. Супервизия может быть плановой, а может быть и экстренной. Говоря о техниках, необходимо отметить, что их применение должно быть на пользу делу – обусловлено решаемыми задачами, как задачами терапии/консультирования, так и задачами поддержания рабочих взаимоотношений. В ходе работы неизбежны эти два пространства – непосредственно психологическая работа по заявленному предмету, и условия, в которых она осуществляется. Последняя задача заслуживает отдельного рассмотрения. Поскольку, когда эти взаимоотношения рабочие, то тогда и происходит работа, потому они так и названы. И, когда они расстраиваются, то расстраивается и работа по запросу клиента – настолько велика их значимость. Некоторые люди не решаются обратиться к психотерапии по причине предположения того, что для этого им придётся обнажать свой внутренний мир, как говорится, «выворачивать себя наизнанку», а им это претит – то ли, потому что они этого не умеют, то ли, потому что они этого не хотят. Однако, ни консультирование, ни психотерапия (в которой в отличие от консультирования, самораскрытие действительно имеет большее значение) не требуют ни предельного, ни максимального раскрытия себя с самого начала. Это самое самораскрытие происходит, как по мере продвижения в ходе знакомства клиента и психолога, так и по мере продвижения с разрешением психологических задач. Другими словами, психотерапевтическое пространство – это такое пространство, в котором должно быть достаточно удобно исследовать, открывать нечто, что прежде было под замком, открывая себя, как есть, принимать себя и таковым тоже, и вместе с тем, стремиться исполняться сил для достижения желаемых перемен в жизни. В этом смысле, современный психолог-консультант – эксперт, но не в области выборов, поступков, жизни и судьбы человека, а в построении особых психотерапевтических, целительных взаимоотношений с ним, в которых человек, опираясь на поддержку психолога, исследует свои тайные пространства, воссоединяясь со своими ресурсами, прежде утраченными, вновь обретает возможность действовать, творить, как живой меняющийся человек в динамично меняющемся мире. Нынче акцент в психологической работе – это прояснение опыта человека, поддержка в его проживании. «Многие знания – многие печали» Такова цена знания. Открывая путь к знанию, неизбежно приходят и печали, закрываясь от них, мы закрываемся и от знания. «Меньше знаешь, лучше спишь» – говорят некоторые люди... и со временем становятся пациентами соматических клиник. Выбор делать нам, друзья. Нам жить. Подытожим? Психолог – это специалист, полезный нам для разрешения социально-психологических проблем, развития, восстановления, оптимизации бытия... Ключевое – польза. Если её нет, нет и нужды вкладывать время и деньги. Правда то, что польза не подаётся на блюдечке, её надобно вырабатывать, добывать, что ту рыбку из пруда, вкладывая своё старание – в этом и есть суть психологической работы – взаимодействие с психологом по своим задачам. Для этого психолог:
И в заключение по теме выбора специалиста, краткие предостережения от Олега Владимировича Корсак (Врач-психотерапевт, Когнитивная психотерапия): «Кроме сбора отзывов, можно понаблюдать, о чем он говорит. Если обещает гарантированно и полностью помочь за пару сеансов, скорее всего, обманывает. Если утверждает, что у него есть универсальная техника и с ее помощью он избавит Вас от всех проблем, не верьте, так не бывает. Если для самовозвышения принижает других специалистов, значит, нет у него достоинств для хорошей самооценки…» А вот кратко сформулированные тезисы от одной из пользователей услуг психолога – «Есть смысл идти к психологу очно или общаться онлайн, если: 1.Он не критикует работу коллег. 2.Уважителен к клиентам 3.Стрессоустойчив 4.Имеет опыт работы и прошел супервизию 5.Не "психует "в демо консультации на клиента 6.Состоит в браке, если ему уже за 30. 7.Не считает себя супер пупер» На мой взгляд, вполне можно положиться. Вы тоже заметили, что последний пункт и пользователя услуг и психотерапевта практически об одном и том же – о чувстве собственного достоинства специалиста? Это обычно чувствуется, проявляется в отношении к клиентам и коллегам, в общении, в манерах, в самообладании – это можно приметить. По-моему – хороший критерий для выбора. Может его и одного достаточно? А что думаете вы? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|