Перенос или реальность?

Очень часто о работе с переносом говорят, как о неком искажении реальности, которое нужно "проработать", читай устранить. Или, в более изысканной лексике — перенос нужно разрешить. При этом переносные чувства трактуются, как эдакий привет из прошлого, который лишает возможности понять, а что происходит в настоящем? И все чувства разделяются на объективные, те, что были оправданы реальностью, и переносные. Перенос нередко объявляется врагом, который делает невозможной подлинную встречу с другим человеком, не дает увидеть его личность, не дает говорить с тем, кто правда перед нами, а делает заложником вечно играющей шарманки из прошлого.  Как будто бы существуют некие "реальные" отношения и "искаженные", в которых злобный зверек "перенос" приходит творить бесчинства. При этом, остается в тени вопрос о том, насколько в принципе правомерно  говорить о "неискаженных" отношениях, если все мы разные, и существует уникальная индивидуальность каждого человека.

Ведь любые чувства, которые мы испытываем, рождены нашей субъективностью. А близкие отношения, в которые мы вступаем, всегда так или иначе отражают наши инфантильные конфликты — и если бы этого отражения не было, у нас не было бы тяги вступать в близкие отношения с этим человеком. Более того, чем интенсивнее наша привязанность к другому, чем больше мы вовлечены в эти отношения, тем более они будут окрашены нашим внутренним миром, а значит любая сильная привязанность — это отношения переноса.

Если это иметь в виду, то гораздо логичнее говорить о переносе, как о слепке с субъективности. О переносе, как о рамках и границах этой субъективности. О переносе, как о способе воспринимать, структурировать и организовывать информацию в межличностных отношениях.

И, конечно, второй человек неизбежно и непременно откликается на это восприятие, и резонирует с ним, и так или иначе перенос к нам обращенный, проявляет нечто и в нас самих. И контрпереносные реакции — это тоже не искажение реальности, а наш отклик на тот способ восприятия и организации отношений, который транслирует клиент, наш способ обходиться с его способом структурирования.

И да, бывают такие злокачественные способы структурирования информации в межличностных отношениях, которые раз за разом наносят травмы, которые эти отношения разрушают. Которые не дают возможности другому проявить свою отдельность. Которые проявляют, расцвечивают, запускают в резонанс тяжелые деструкции. И да, в частных случаях переносы могут сопровождаться и тяжелыми искажениями реальности, когда тестирование реальности вследствие попадания в зону напряженных внутренних конфликтов, становится очень трудным либо вовсе невозможным.

В норме отношения переноса обогащаются в течение всей жизни, мы постоянно учимся в новых отношениях — новым отношениям. И к концу жизни уже иначе организуем и структурируем ту информацию, что получаем в них от другого человека, чем, скажем, в подростковом возрасте. При этом раз за разом и год за годом мы проигрываем свои ранние конфликты, свои ранние детско-родительские отношения, но в норме — словно бы идем по спирали, и каждый раз во время этого витка — находим для себя что-то новое, и через присваивание этого нового — выходим в новое измерение и обретаем новую степень свободы.

Однако порой спираль превращается в бесконечный бег по замкнутому кругу, исключающий любую возможность взять из внешнего мира что-то для себя, исключающий возможность наполниться новым опытом, и действительно делает человека заложником своего детского прошлого. Собственно, любое тяжелое личностное расстройство затягивает человека в этот бег по кругу, когда в новых отношениях нет шанса на что-либо, кроме повторения и разыгрывания прежних деструктивных паттернов.

И терапия тогда будет заключаться не в разрешении и устранении переноса, как такового, а в том, чтобы на базе того, что есть помочь собрать и вырастить более сложные и более адаптивные формы переносов. Называть это можно по разному, в зависимости от теоретических предпочтений: и интеграцией частичных объектных отношений, и интернализацией аналитического объекта, и выращиванием новой внутренней рабочей модели, и т.п.  Трансформация структуры переноса по сути означает личностную трансформацию, которая произошла в терапии.

Встреча с другим происходит не тогда, когда мы становимся сферическим человеком в вакууме с "проработанными и разрешенными" переносами, а тогда, когда наша собственная субъективность — начинает допускать эту встречу. Когда несмотря на собственные напряжения и конфликты, мы сохраняем способность видеть и принимать новое. Ходить по спирали, а не по замкнутому кругу.



Просмотров: 411
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда отношения настоящие, а не "деревянные" и "прилизанные"
  • Развивайте свои отношения, а не постоянно ищите "новую любовь"
  • Когда говорить об "этом"?..или половое воспитание в семье
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Отношения минус эмпатия - когда услышать друг друга невозможно?"
  • Отношения в ожидании чуда: "когда же ты изменишься?"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Когда отношения держатся на "нельзя"
  • Как наладить отношения, когда "заел" быт
  • "Попасть в яблочко" – устранить конфликты в отношениях
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"
  • Отношения "клиент - психолог". Что им нужно друг от друга?
  • Узаконенные отношения или "Гражданский брак" (Чувства решают)
  • Терапевтическая сказка "Лесная девочка" (детско-родительские отношения)
  • "Я влюблен в своего психотерапевта!": эротический перенос в психотерапии
  • Неосознанный перенос детско-родительского сценария на взрослые отношения отношения в паре.
  • Пять признаков того, что отношения умерли или находятся в "коме"
  • "Жесткие" фильмы о маньяках, которые заставят взглянуть на мир по-другому
  • "Как не потерять себя в отношениях?" Или: "Немного эгоизма не повредит"
  • 50+. Отношения. Часть 1. ДРУЖБА."Если друг оказался вдруг..."
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Токсичные отношения: "Я всем должен" или "Мне все должны"
  • "Эти не простые отношения"...Из цикла "Истории любви".
  • Почему мы "влетаем" в отношения "на всех парусах"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Близкие отношения: как не "слиться"?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • "Перенос" в обычной жизни
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Большая разница в возрасте - "плюс" или "минус" в отношениях?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь