Аскетика в практике психотерапии

Религиозно-ориентированная психотерапия является особым направлением психологической помощи и поддержки людям, находящимся в ситуации страдания, болезни, кризиса или нуждающимся в понимании смысла происходящего с ними в процессе жизненного пути. Сравнительно с другими психотерапевтическими модальности, данный подход раздвигает рамки контента происходящего в лечебном процессе. Здесь, личность клиента рассматривается не только в контексте фактологической обыденности, но предусматривается анализ перспектив, основанный на базисных ценностях традиционной духовности. Исходя из этого принципа, задачей религиозно – ориентированного психотерапевта является определить, найти и применить тот ключевой символ/архетип, который наверняка содержится в сокровищнице традиционной духовного опыта человечества.

Свидетельства духовных поисков и находок человечества просеяны через сито веков и то, что осталось действительно истинным и ценным запечатлено в устных и письменных источниках вероучительных традиций. Катехизические истины, жития святых, те или иные аспекты богослужения могут открывать именно то, что значимо для нашего клиента в его патологической ситуации.

Вот иллюстрация к сказанному в виде недавнего клинического случая. Эта супружеская пара обратилась к специалисту без запроса о какой-либо духовной помощи. Все проще – они, прожив два года вместе и, будучи очевидно неравнодушны друг к другу, не могут найти общего языка, прийти к единой точке зрения, каждый считает что знает, что лучше для обоих и «тянет одеяло на себя».

Психотерапевт, анализируя ситуацию, припоминает нечто из апостольского послания – «Жена не властна над своим телом, но муж, также и муж не властен над своим телом, но жена». (1Кор.7, 4). Спроецированное на семейную реальность этой пары, апостольское увещевание послужило триггером к инициации новой терапевтической техники.

«- Ребята, я предложу вам упражнение, после которого ваша жизнь изменится. Правда это немного опасно, но вижу - вы молоды, сильны и любите друг друга. Пожалуйста, в течении 24 часов пусть каждый из вас высказывает как можно больше желаний партнеру в уверенности, что партнер обязательно выполнит его. Так поочередно. Желание его, желание ее. Постарайтесь не быть очень брутальными, воздержитесь от разрушительных желаний, ведь по условиям задания, если один из вас повелит другому спрыгнуть с девятого этажа – это должно быть выполнено».

Они уходят – удивленные, притихшие, присмиревшие, заинтригованные. Вернувшись сутки спустя, они рассказали, что сначала поэкспериментировали с капризами друг друга – ты меня понеси на руках, а ты своди меня в пиццерию, но потом им как то резко, доступно, опытно открылась потребная от них степень бережности по отношению к партнеру и ответственность друг за друга.

Эта история вполне проецируется на древнюю монашескую притчу, обосновывающую значимость взаимопослушания, приведем ее здесь в стихотворной форме:

Старец с послушником жили в пустынях Египта
Но как то весною, когда время сажать ростки
Старец промолвил: Чадо, теперь иди ты
На огород. И все правильно там посади,

Как полагается – зеленью в землю, а вверх корнями.
- Ох и опытен авва, а с возрастом сдал
Подумал послушник и рассудивши здраво
Все посадил как водится, старцу не рассказав

Только тот не уймется – Сделал ты все как надо?
- Нет, - признался юнец, - что выросло б корнем вверх?
- Бог с ней с капустой, а только б выросло, чадо,
Чудо послушливой веры в душе твоей.

К осмыслению аскетики мы неминуемо придем, изучая все религиозные традиции. Для того, чтобы выросло «духовное», необходимо выкорчевать сорняки «плотского». Но аскеза, в сокровенном ее смысле, не есть угрюмое самобичевание, напротив, правильно построенный процесс борьбы с низшим для того, чтобы пробудить в себе высшее, может быть увлекательным и оптимистичным, как в одном из великопостных песнопений упоминается «время веселое поста».

Аскетическое делание начинается с готовности к подвигу. Само слово подвиг, ведь еще несет в себе смысловую нагрузку - подвИг, то есть элемент движения, динамический компонент, осуществляемый в направлении преодоления себя - себя отжившего, устаревшего, окостеневшего. Из опыта работы со столь ныне распространенными тревожными расстройствами, можно утверждать, что страх это изнанка агрессии. И практическую значимость этого подкрепляет следующий пример:

Клиент – девушка 23 лет, на протяжении последних трех лет не выходит из дома, так как в ситуации открытых пространств, скоплений людей, транспорта или любой непривычной ситуации испытывает приступы по типу панических атак. В беседе она насторожена, склонна к конфузливости и робости. Однако при тщательном сборе анамнеза выясняется, что до этих лет, когда после ряда стрессов запустилась программа немотивированных страхов, она была по ее словам «безбашенной» настолько, что участвовала в драках футбольных фанатов, а зачастую являлась их зачинщицей. Да и поныне, в отношениях с матерью, с которой отношения выстроены симбиотически, она нередко проявляет реакции капризности до брутальной грубости. 
Клиентке предложено обращать внимание на появление малейших признаков раздражения в первые моменты их возникновения, что соответствует (разумеется, в нисходящей проекции) аскетическому понятию «прилога», как первой стадии «страсти» 
Вторым шагом, предполагая бессознательную гиперкомпенсацию энергетики гнева видимостью застенчивости, с ней пережит, продуман и прочувствован тезис авторитетного подвижника Аввы Дорофея «Смущение есть дело неразумия и гордости». Так у клиентки сформировано, на протяжении нескольких встреч, убеждение, что путем борьбы с агрессией, гневливостью, раздражительными реакциями, она получит избавление от приступов компульсивного страха. Терапия оказалась результативной – неделю спустя клиентка позволила матери отлучаться из дома, в то время как до этого боялась оставаться одна, а через месяц сама устроилась на работу неподалеку от дома. Трудность пользоваться метрополитеном пока остается, но терапия в описанном ключе, основанная на применении рекомендаций «духовного делания» продолжается.

Иногда, снижение неосознаваемой агрессии, которая является источником поверхностной тревожности, является практика добродетели прощения. На терапевтических сессиях практикуется припоминание возможных обид, начиная с детства и проводится анализ возможности прощения обидчика. Важность этого также видна из сказания об иноках Киево-Печерской лавры, которое также мы изложим стихотворно:

Жили вдвоем подвижники. Спасение стяжали
Вместе толкли зерно, вычитывали Псалтирь
Не о чем спорить было. Обид не держали
Попеременно были: ведомый и поводырь

Только Врагу не в радость, если все ладно
Поссорил он мирных братьев, как-то, постом 
Один из них боль не забыл и зло затаил на брата -
Совсем – говорит, - не прощу – ни в этом веке, ни в том

И вновь, через время, в болезни, упав в колени
Чернец обидевший просит – прости меня брат
Только не тот, кто немощен, а кто надменен
Словно покошенный падает вдруг назад

Что тут случилось - видно духовным оком:
Когда летит в человека смерти копье
Тот, кто склонится – не будет судим жестоко,
Гибнет скорее настаивающий на своем.



Просмотров: 441
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Анализ сна: "На следующий день, после этого сна, меня предал близкий друг"
  • Упражнение «Панель»: когда очень важно услышать друг друга
  • Выражайтесь правильно или что бывает, когда друг друга не понимаешь
  • Одиночество - лишь время дозреть друг для друга
  • Быть вместе и не слышать друг друга.
  • Тест только для пары! Насколько хорошо вы знаете друг друга?
  • Мы нужны друг другу или важны друг для друга?
  • «Принимай меня таким, какой я есть!» Почему этого нельзя требовать?
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Муж и жена. Как услышать друг друга?
  • Через какое время после завершения отношений можно начинать новые?
  • Этого нам не сказали. Утверждения, которые могут изменить вашу жизнь после психологической травмы
  • Самопомощь себе и своим близким в ситуации проживания психотравмирующей ситуации
  • «Она же тепер моя жена - как её можно хотеть?» - одна из главных причин измен и как этого можно избежать
  • Меня домогался массажист. Или, я сама этого хотела? О чудесах массажа и не только...
  • Время лечит, главное не умереть во время этого лечения
  • Что делать, если друг живет в ситуации домашнего насилия?
  • Как снизить уровень тревоги во время/после экстремальной ситуации
  • Все зачем мы здесь - это дарить себя друг другу
  • Арт-терапия может ли быть самостоятельным и весомым направлением психологической помощи?
  • Родительский клуб как место, где взрослые могут поддержать друг друга
  • Когда люди друг друга не держат, и не опускают
  • 3 вопроса, чтобы понять, а действительно ли вы любите этого человека
  • Диагностическое упражнение для семейной пары - как хорошо вы знаете друг друга.
  • Праздничная сумятица: не потерять себя и друг друга
  • Почему люди не ценят друг друга, когда они рядом?
  • Как молодоженам правильно общаться с родителями друг друга?
  • Время через призму принципа "здесь и сейчас"
  • Трансформация расстройств пищевого поведения друг в друга: анализ, исследования
  • Как выбрать себе супруга (супругу)на всю жизнь и не переделывать друг друга?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь