|
Аскетика в практике психотерапииАвтор статьи: Белорусов Сергей Анатольевич
Религиозно-ориентированная психотерапия является особым направлением психологической помощи и поддержки людям, находящимся в ситуации страдания, болезни, кризиса или нуждающимся в понимании смысла происходящего с ними в процессе жизненного пути. Сравнительно с другими психотерапевтическими модальности, данный подход раздвигает рамки контента происходящего в лечебном процессе. Здесь, личность клиента рассматривается не только в контексте фактологической обыденности, но предусматривается анализ перспектив, основанный на базисных ценностях традиционной духовности. Исходя из этого принципа, задачей религиозно – ориентированного психотерапевта является определить, найти и применить тот ключевой символ/архетип, который наверняка содержится в сокровищнице традиционной духовного опыта человечества. Свидетельства духовных поисков и находок человечества просеяны через сито веков и то, что осталось действительно истинным и ценным запечатлено в устных и письменных источниках вероучительных традиций. Катехизические истины, жития святых, те или иные аспекты богослужения могут открывать именно то, что значимо для нашего клиента в его патологической ситуации. Вот иллюстрация к сказанному в виде недавнего клинического случая. Эта супружеская пара обратилась к специалисту без запроса о какой-либо духовной помощи. Все проще – они, прожив два года вместе и, будучи очевидно неравнодушны друг к другу, не могут найти общего языка, прийти к единой точке зрения, каждый считает что знает, что лучше для обоих и «тянет одеяло на себя». Психотерапевт, анализируя ситуацию, припоминает нечто из апостольского послания – «Жена не властна над своим телом, но муж, также и муж не властен над своим телом, но жена». (1Кор.7, 4). Спроецированное на семейную реальность этой пары, апостольское увещевание послужило триггером к инициации новой терапевтической техники. «- Ребята, я предложу вам упражнение, после которого ваша жизнь изменится. Правда это немного опасно, но вижу - вы молоды, сильны и любите друг друга. Пожалуйста, в течении 24 часов пусть каждый из вас высказывает как можно больше желаний партнеру в уверенности, что партнер обязательно выполнит его. Так поочередно. Желание его, желание ее. Постарайтесь не быть очень брутальными, воздержитесь от разрушительных желаний, ведь по условиям задания, если один из вас повелит другому спрыгнуть с девятого этажа – это должно быть выполнено». Они уходят – удивленные, притихшие, присмиревшие, заинтригованные. Вернувшись сутки спустя, они рассказали, что сначала поэкспериментировали с капризами друг друга – ты меня понеси на руках, а ты своди меня в пиццерию, но потом им как то резко, доступно, опытно открылась потребная от них степень бережности по отношению к партнеру и ответственность друг за друга. Эта история вполне проецируется на древнюю монашескую притчу, обосновывающую значимость взаимопослушания, приведем ее здесь в стихотворной форме: Старец с послушником жили в пустынях Египта Как полагается – зеленью в землю, а вверх корнями. Только тот не уймется – Сделал ты все как надо? К осмыслению аскетики мы неминуемо придем, изучая все религиозные традиции. Для того, чтобы выросло «духовное», необходимо выкорчевать сорняки «плотского». Но аскеза, в сокровенном ее смысле, не есть угрюмое самобичевание, напротив, правильно построенный процесс борьбы с низшим для того, чтобы пробудить в себе высшее, может быть увлекательным и оптимистичным, как в одном из великопостных песнопений упоминается «время веселое поста». Аскетическое делание начинается с готовности к подвигу. Само слово подвиг, ведь еще несет в себе смысловую нагрузку - подвИг, то есть элемент движения, динамический компонент, осуществляемый в направлении преодоления себя - себя отжившего, устаревшего, окостеневшего. Из опыта работы со столь ныне распространенными тревожными расстройствами, можно утверждать, что страх это изнанка агрессии. И практическую значимость этого подкрепляет следующий пример: Клиент – девушка 23 лет, на протяжении последних трех лет не выходит из дома, так как в ситуации открытых пространств, скоплений людей, транспорта или любой непривычной ситуации испытывает приступы по типу панических атак. В беседе она насторожена, склонна к конфузливости и робости. Однако при тщательном сборе анамнеза выясняется, что до этих лет, когда после ряда стрессов запустилась программа немотивированных страхов, она была по ее словам «безбашенной» настолько, что участвовала в драках футбольных фанатов, а зачастую являлась их зачинщицей. Да и поныне, в отношениях с матерью, с которой отношения выстроены симбиотически, она нередко проявляет реакции капризности до брутальной грубости. Иногда, снижение неосознаваемой агрессии, которая является источником поверхностной тревожности, является практика добродетели прощения. На терапевтических сессиях практикуется припоминание возможных обид, начиная с детства и проводится анализ возможности прощения обидчика. Важность этого также видна из сказания об иноках Киево-Печерской лавры, которое также мы изложим стихотворно: Жили вдвоем подвижники. Спасение стяжали Только Врагу не в радость, если все ладно И вновь, через время, в болезни, упав в колени Что тут случилось - видно духовным оком: Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|