Общее собрание детей и взрослых как практика равного диалога при обсуждении совместных решений

   Дети и взрослые хотят самостоятельно определять свою жизнь, необходимость существовать рядом друг с другом ведёт нас по пути либо компромиссов, либо конфликтов. На обоих полюсах мы теряем нюансы и не можем реализоваться полноценно. Опыт Общих собраний детей и взрослых предлагает в качестве альтернативы совместное конструирование ценностного поля, в котором очерчены границы возможного, но поощряется разнообразие и инициатива. Везде, где имеет место тесное взаимодействие детского и взрослого коллективов и есть заинтересованность в развитии личной осознанности участников, инициативности, позитивного самоотношения, будет полезно использовать в том или ином виде элементы общих встреч, которые будут описаны ниже.

   Субъектное взаимодействие ребёнка и взрослого, основанное на уважительном личностноориентированном отношении к ученикам, подопечным – это норма цивилизованного общества, и именно диалог является самой успешной формой коммуникации.

   Однако не всегда в формате школьных занятий есть место для того, чтобы ученики могли рассказать сверстникам и педагогам что-то важное о себе, что-то личное, и вместе с тем оказывающее большой влияние на весь процесс обучения и эмоциональный фон ребёнка. И у школьных психологов, и у педагогов недостаточно инструментов, которые позволили бы ученикам и педагогам высказывать свою позицию, обмениваться мнениями, совместно принимать решения.

 Хорошо известен опыт авторских школ как отечественных: «школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «адаптивная школа» Е.А. Ямбурга, школа 548 «Царицыно» Е.Л.  Рачевского, так и зарубежных: Summerhill School, East Kent Sudbury School, TING-Schule. Опыт этих детских организаций открывает нам новые возможности сосуществования в образовательном пространстве ученика и педагога, которые объединены совместной значимой деятельностью, поощряется инициатива учащихся, есть возможность выстраивать индивидуальные образовательные маршруты.

  Событийность мира взрослого и ребёнка, возможность учить и учиться друг у друга, взаимно влиять на решения друг друга позволяет активно участвовать в решении жизненных задач и способствует формированию сильной внутренней позиции личности школьника.

  В этой статье я бы хотела рассказать о структуре и правилах Общего собрания детей и взрослых, его возможностях в работе детско-взрослого коллектива для создания здорового эмоционального климата.

  Общие собрания детей и взрослых – это регулярные встречи всех членов сообщества, коллектива, целью которых является совместное обсуждение проблем, вопросов, поиск решений и ответов для построения непротиворечивой среды и общих ценностей.

  Описанная ниже форма работы может быть индивидуально адаптирована для школ, детских сообществ, реабилитационных центров, а также любых структур, которые предполагают близкое и постоянное взаимодействие и взаимовлияние ребёнка и взрослого.

  Общие собрания детей и взрослых возникли благодаря переосмыслению практического опыта проведения Терапевтических собраний (далее - ТС), возникших как форма работы с детьми с трудным поведением в школах постоянного пребывания в Великобритании. Расскажем об этом подробнее.

История Терапевтических собраний

  Как явление ТС возникло в 1970-х годах  в Великобритании в организациях, которые работали с детьми-сиротами, детьми с «трудным поведением», и получили название «терапевтические сообщества». Их целью было преодолеть синдром госпитализма, помочь восстановить базовое доверие к миру, чувство идентичности и возможность управлять своей жизнью. Дети и помогающие взрослые проживали постоянно на территории посёлка или населённого пункта что благотворное воздействие на реабилитацию и адаптацию детей с трудностями поведения или детей-сирот оказывает ситуация, при которой система требований, поощрений и запретов одинакова для всех членов коллектива, независимо от возраста или положения. Одним из пионеров в реформировании системы помощи детям с трудностями в поведении был Дэвид Дин, директор частной школы Rаddery School.

  На этих встречах взрослые и дети на равных обсуждали вопросы, проблемы, принимали договорённости, обязательные для всех участников. Дети учились управлять миром, в котором они живут, для того чтобы реализовывать свои желания, мечты, понимая, что это связано с принятием ответственности за своё поведение, отношения с окружающими людьми.

  В основу модели ТС легла идея американского семейного психотерапевта Вирджинии Сатир о том, что каждую неделю необходимо «измерять температуру» в семье, то есть совместно оценивать уровень эмоционального комфорта её членов. Она предложила обсуждать эти показатели каждое воскресенье во время завтрака, условием было обязательная деятельная включенность и детей, и взрослых как в процесс обсуждения, так и в процесс принятия решений. Таким образом, каждый член семьи мог чувствовать себя полноправным участником, учился нести ответственность и понимал, как он может влиять на ситуацию.

  В. Сатир писала: «На «термометре», измеряющем температуру в нашей семье, обозначено пять показателей: понимание и любовь; жалобы; труд­ности; новая информация; надежды и желания. Сделайте большой «термометр» с этими пятью показателями. Нарисуйте его, сделайте из ткани или шерсти. Повесьте его в комнате, где обычно собирается вместе ваша семья, и обозначьте «показатели температуры» [Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд. — М,: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с: ил.].

  Идея семейных встреч, созданная Вирджинией Сатир, была творчески переосмыслена в практике работы взрослых и детей в Radderry  School в структурированные встречи всех участников педагогического процесса – терапевтические собрания.

  Встречи были еженедельными, регулярными и обязательными. Спустя какое-то время, Дэвид Дин (директор Radderry  School ) и его коллеги открыли для себя, что решения, которые они приняли при активной поддержке детей, выполнялись лучше, чем те, что были «спущены сверху». Самые «сложные» дети выбирали интересные ответственные задания, поручения и успешно с ними справлялись.

 Терапевтические собрания со временем стали обязательным элементом терапевтической работы во всех сообществах для детей и подростков в мире, его структура варьируется в зависимости от возраста членов, особенностей развития, квалификации и состава персонала. Около 15 лет назад эту форму работы стали использовать в России в детских организациях «Китеж» и «Орион» (сообщества приёмных семей).

  Сейчас практика заключается в том, что педагоги и психологи в «Китеже» изменили формат ТС, который был ориентирован на работу с детьми-сиротами, в связи с тем, что детский коллектив пополнился кровными детьми из приёмных семей и детьми из семей волонтёров, постоянно проживающих на территории посёлка. Раньше ТС применялось как один из инструментов в процессе психологической реабилитации детей-сирот: для восстановления субъективного чувства безопасности, базового доверия, развития коммуникативных способностей, умения управлять эмоциями, дифференцировать их. ТС давало возможность травмированным детям влиять на события своей жизни, высказывая мнение о происходящем в сообществе, внося предложения, что могло бы измениться к лучшему и, главное, как они сами могут этому способствовать.

  Обмен идеями, подходами к работе в гуманитарных областях достаточно распространён и является источником новых методов и эффективных решений: психология обогащает педагогику, антропология питает психологию, - мы ищем новые подходы. Интеграция социальных дисциплин помогает искать лучшие практики, которые могут быть адаптированы для использования в разных сферах. Так методики из реабилитационных, «помогающих» трансформируются в развивающие.

 После изменения состава детского коллектива в сообществе «Китеж» перестроилась и направленность еженедельных встреч: теперь педагоги и психологи используют их как инструмент социализации и развития навыков коммуникации. Поэтому решили, что правильным шагом будет изменить название этих встреч – «Общее собрание детей и взрослых» вместо «Терапевтическое собрание». Однако структура и принятые правила проведения ТС остались прежними.

  Собрание проходит в конце каждой недели в холле Образовательного Центра «Китежа». В нём участвуют все дети и взрослые, а также гости, волонтёры. Ведущий собрания, как правило, является либо лидером коллектива, либо уважаемым детьми взрослым, который способен дипломатично и точно исполнять функцию медиатора процесса. Условия: одно и тоже время, место, структура проведения.

  Мы встречаемся в достаточно просторном помещении, чтобы участники могли сесть в круг и видеть каждого. Круг - это подходящая форма для демократического диалога. Он позволяет максимально «уравнять» участников, снять психологический барьер «взрослый-ребёнок», даёт возможность всем видеть говорящего и наоборот. Взрослые сидят вместе с детьми, чтобы не создавать визуальной оппозиции.

  Ведущий стоит в кругу рядом с флипчартом, на котором будет записывать вопросы к обсуждению и принятые решения. (В каком-то виде собрания, безусловно, напоминают тренинг развития навыков общения). Напомню, что роль ведущего – это медиация диалога детей и взрослых: все мнения имеют место быть, каждый может быть услышан. Ведущий также суммирует сказанное, делает вывод и сверяет его с группой, кроме того, помогает держать временные рамки и структуру процесса.

  Первые 1-2 встречи следует посвятить рассказу о возможностях собрания, поговорить о том, какое позитивное влияние оно может оказать на всех участников, каковы ресурсы и плюсы участия лично для каждого. Затем вместе обсудить правила проведения собрания так, чтобы всем, особенно детям, было удобно и психологически безопасно высказывать своё мнение, выносить предложения на обсуждение.

  При смешанных возрастных группах очень важно обговорить процедуру, которая позволит самым младших участникам выступить. Как показывает опыт, полезно вначале поделиться с сидящим рядом взрослым, согласовать форму высказывания и содержание, а затем вынести его на «круг».

 Какими могут быть правила? В сообществе «Китеж» опытным путём сформулировали такие:

- правило «одного микрофона»: один высказывается - другие слушают и не перебивают;

- правило «поднятой руки»: любое мнение будет выслушано, если человек поднял руку и так заявил о своём желании;

- правило «нейтрального высказывания»: даже о сложной проблеме можно рассказать спокойно и затем обсудить её;

- правило «ориентации на решение»: можно долго говорить о том, кто «плохой» и что «неправильно», и лишь умное решение поможет справиться с этим;

- правило «равенства»: мнение ребёнка так же важно, как и мнение взрослого;

- правило «совместного решения»: решения принимаются совместно детьми и взрослыми путём договорённости или голосования;

- правило «разделённой ответственности»: решения и договорённости, принятые на собрании, одинаковы к исполнению как детьми, так и взрослыми.

Структура Общего собрания детей и взрослых в сообществе «Китеж»

  Начинаем Общее собрание приветственным словом и принятым ритуалом – это может быть предложение улыбнуться окружающим, взяться за руки, просто помолчать несколько секунд. Его цель – настроиться на происходящее в это время в этом месте.

  Затем ведущий предлагает проверить, кто присутствует на собрании и кого нет и почему (каждый может назвать, подняв руку). Это даёт детям ощущение предсказуемости и осведомлённости, снимает тревогу, связанную с отсутствием значимого члена коллектива.

  Следующий шаг – это озвучивание планов на неделю (ведущий или другое лицо делится важными событиями: отъезды или чьи-то приезды, собрания и встречи, мероприятия). Также можно напомнить про дни рождения, олимпиады, спектакли. Дети могут присоединяться к этому процессу, называя свои личные мероприятия.

  Основной блок Общего собрания – это обсуждение вопросов и проблем, которые интересуют участников. Ведущий предлагает назвать их и записывает кратко на доску. Если получилось много пунктов, можно вместе проранжировать список. Затем по очереди озвучивается вопрос заинтересованным лицом и желающие высказываются. Каждый может заявить о своих потребностях и получить отклик. В конце обсуждения ведущий подводит итог и озвучивает его всем. Если требуется, участники голосуют, и ведущий фиксирует результаты голосования.

  Иногда какие-то сообщения носят только информационный характер, тогда как другие высказывания требуют долгого, деликатного и глубокого обсуждения. Это может быть нарушение договорённостей, грубость, непонимание, конфликт интересов и так далее. Здесь очень многое зависит от умения ведущего и коллектива взрослых направить детей по пути поиска удачного решения, но не прямо, а задавая вопросы и активно слушая. Иногда это бывает невозможно, и задача ведущего – взять паузу в решении вопроса на какое-то время.

  Последние две части Общего собрания дают возможность выразить ожидания и высказать одобрения в адрес любого члена группы.

  Вечный вопрос: как указать другому на ошибку, не обидев его, да ещё и создать внешнюю мотивацию для её устранения? Высказанное и положительно окрашенное ожидание и есть ответ на него. Ученик не делает «домашку» - тогда можно произнести: «Я ожидаю от N на следующей неделе выполнения домашней работы, если тебе понадобится помощь, обращайся». И о трудностях сказали, и не обидели, и помощь предложили. Или так: «Мне бы хотелось, чтобы по субботам на уроках русского мы выполняли задания-головоломки, что-то весёлое делали, так проще переключаться». Такое вот настоящее послание учителю. Ожидание – это недирективный способ сообщить о своих потребностях другим людям. Этот пункт не нуждается в долгом ответе или комментариях.

  Собрания могут нести самую разную эмоциональную нагрузку для участников, поэтому очень важно завершить его на «высокой ноте» - позитивно, бодро, дружески. В самом финале встречи мы высказываем друг другу одобрения за всё – за помощь, за улыбку, за попытку, за старание, за понимание, за лёгкий нрав, за отличный урок. По законам психологии, именно эта – последняя - часть будем доминировать в сознании по окончании встречи.

  Дэвид Дин рекомендовал делать позитивное подкрепление, раздавать конфеты участникам, например. В его школе в Шотландии каждое собрание завершалось «сладким столом» с соками и печеньем. 

  Все договорённости, решения, которые были приняты на Общем собрании, становятся обязательными для выполнения всеми членами сообщества, группы – взрослыми и детьми, таким образом формируется общая среда, и дети получают представление о функционировании общества, о том, как работает культура в контексте запретов, возможностей и ответственности. Детям легче справиться с ограничениями, если эту ношу с ними разделяют другие люди.

В помощь коллективу, начинающему практику Общих собраний

  Каждый коллектив может смоделировать собственный вариант собрания, ответив на некоторые ключевые вопросы для себя:

- каков возраст и особенности детей, для которых мы будем проводить встречи?

- какими навыками обладают взрослые в группе, позволят ли эти навыки поддержать глубокий и вместе с тем дружественный характер взаимодействия на собрании?

- достаточно ли навыков у человека, который будет вести собрание, для того чтобы быть эмоционально не вовлечённым в обсуждаемую проблему, вопрос?

- может ли коллектив, который планирует проводить терапевтические собрания, обеспечить их регулярность и достаточно хорошее место встречи?

  Ключ к успеху в создании индивидуальной модели Общего собрания детей и взрослых в том, чтобы начать с решения самых актуальных задач, имеющих отношение к ежедневному функционированию группы, и главное – задачи не должны быть «большими», «сложными». В противном случае, это может привести к конфликтам и вызвать отторжение этого инструмента.

  Многие сообщества, начинавшие практиковать подобные собрания, ставили перед собой и коллективом в самом начале пути завышенные ожидания: выносили на обсуждение сложные конфликты, имевшие место в детской среде, к разрешению которых ни педагоги, ни воспитанники были не готовы, специалисты были директивны в высказываниях, требовали активного участия от детского коллектива и тем самым сильно снизили функциональные возможности этих встреч.

  Всегда проще что-то начинать, если можно увидеть и понять, как это получилось у других. С этой точки зрения примечателен опыт английского педагога, писателя Александра Нилла, основателя школы Саммерхилл, и его дочери Зои Редхед, которая сейчас возглавляет школу. В Саммерхилле, основанной на принципах свободы выбора, были придуманы и проходят до сих пор регулярные демократические собрания детей и взрослых. Они, с одной стороны, отличаются по структуре и правилам от описанного мною, а, с другой стороны, хорошо передают атмосферу встреч – непринуждённости, равноправия. В качестве визуальной иллюстрации я рекомендую сериал «Саммерхилл», повествующего о жизни интереснейшей английской школы, в нём есть небольшие фрагменты проведения детско-взрослых собраний.

  Принципы и формы работы, описанные мною в этой статье, в том или ином виде присутствуют в разных детско-взрослых коллективах, и я буду рада оказать помощь в разработке и внедрении Общих собраний детей и взрослых в практику детских организаций. Мне можно написать по адресу: [email protected]



Просмотров: 445
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Советы мамы бесят взрослых детей. А дети точно взрослые?
  • Заметки о работе с детьми. Детская психологическая травма (у детей и взрослых).
  • О детях, о взрослых, которые когда-то были детьми и о психологах.
  • Как понять друг друга в семье. От детей до взрослых.
  • 10 фраз, которые делают из детей закомплексованных взрослых
  • 12 родительских программ, которые делают из детей закомплексованных взрослых
  • Дети и перфекционизм взрослых: как уберечь детей от невроза
  • Как можно кричать на детей? Советы и размышления для взрослых
  • Между миром детей и миром взрослых: почему так трудно быть подростком
  • Философия игры. Правила для детей и взрослых.  
  • Закрытые группы в месссенджерах, как заменитель психотерапии для взрослых детей
  • Методики для исследования интеллекта и способностей у детей и взрослых.
  • Поговори со мною, мама. Или детские обиды взрослых детей.
  • мамы, отпустите своих взрослых детей!
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Играем в Большие Желания детей. Или растим смелых взрослых.
  • Развитие эмоциональной жизни детей и взрослых
  • Тревоги и страхи у детей, подростков и взрослых.
  • Синдром дефицита внимания (СДВ) у взрослых и детей
  • «Хороший» и «плохой» родитель. Следствия для взрослых детей.
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Личностные проблемы взрослых детей алкоголиков
  • Несколько рекомендаций по выбору профессии для детей и взрослых.
  • Страхи у детей и взрослых.
  • Детоксикация взрослых детей.
  • Сказка для взрослых детей
  • Сказкотерапия для детей и взрослых.
  • Ценности детей и взрослых
  • Сложности взрослых детей.
  • Родители взрослых детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь