|
Знаешь ли, чего ты хочешь?Автор статьи: Панина Ирина Николаевна
Это слово используют в своем лексиконе как психологи, так и следователи по уголовным делам. «Каков мотив преступления и у кого он есть, этот мотив?» – эта фраза так прочно укоренилась в детективных фильмах, что мы запутались, кто автор слова этого - "мотив". Так что же такое мотив? Полного согласия среди психологов в его определении нет, но интуитивно мы понимаем, что мотив – это причина поведения, не правда ли? Они бывают разными. Существует несколько классификаций по разным основаниям. Одна из них делит мотивы на материальные, социальные и духовные. При этом под материальными мотивами понимаются «простые житейские вещи»: квартира, машина, отпуск, новое платье, дорогая косметика и прочее в том же духе. Духовные мотивы включат в себя экзистенциальные вещи. Миссия, смысл жизни, следование духовному пути. В своей статье я хочу особое внимание уделить мотивам социальным. Мотивам, которые могут возникнуть только при взаимодействии людей в социуме. Почему именно им особое внимание? Духовные мотивы слишком неопределенные и "эфемерные", с особым личностным смыслом, зачастую не понятные никому, кроме обладателя этих мотивов. Да, и довольно редки, с моей точки зрения. Поправьте меня, если думаете по-другому. Материальные мотивы наоборот, слишком широки. Точнее, безразмерны! Это как бездонный колодец, который люди наполняют своими желаниями благ, а их (благ) разнообразие растет с геометрической прогрессий. Ведь в прошлом веке не было такого мотива: купить телевизор, а нынче - есть. И отдых на Сейшелах относительно недавно вошел в список реальных желаний бывших советских граждан. Мы ненасытны. Повышая доход, мы повышаем свои запросы к качеству жизни. Некоторые "доросли" до "золотых унитазов", помните? А мотивы социального поведения…. похоже, их количество достаточно стабильно со времен, аж даже Аристотеля. Какие это мотивы? Я перечислю те, что вспомню, и буду благодарна вам за ваши дополнения. Итак, мотив достижения успехов, а так же избегания неудач. Материального «субстрата», как видите, здесь нет. Мотив аффилиации (стремления к людям) а также аффилиации (боязни отвержения другими людьми). Мотив оказания помощи. И мотив власти. Всегда на протяжении истории, люди стремились занять определенное место в обществе. Оскомину набила фраза, что «люди – социальные животные». И, кстати, про желательное место в обществе и, вследствие этого, реализацию мотивов социального поведения вам честно и правдиво ответят, наверное, только дети. «Кем хочешь стать», - спрашивают девочку. «Балериной!», гордо отвечает та. - А почему? - А потому что хлопать мне все будут! И платье у меня красивое будет! Точнее, даже, обращу ваше внимание на то, что девочка скорее всего скажет «Я буду красивая». Поскольку, в детском возрасте такое дело – бант повязала – и красавица! А если серьезно, то девочке действительно нужно не платье, а стать красивой. Так она и скажет: «Я буду красивая, все будут любоваться мной, и все мне будут хлопать!» Что нужно девочке? Признание. Возможно, у нее присутствует мотив достижения успехов, а может быть, мотив власти. Признание по душе людям, мотивированным властью, и людям, мотивированным на успех. А вот недавний случай. Приехал на прием клиент. В руке – мотоциклетный шлем. «Какая прелесть, - говорит, - совсем без пробок! И с детства я мечтал о мотоцикле. Красном. «Яве». И вот… Купил себе….» Я спрашиваю: «Яву?» «Куда там… да какая «Ява»…мне сорокет уже… ну, что я щас могу купить? «Харлей» купил…» И улыбается как мальчик, которому «всамделишный» самосвал подарили. Мечтал о Яве… а купил … а что купил –то? Детскую свою мечту! Мечту иметь такой крутецкий мотоцикл! Теперь вот только крутость другой маркой "железного коня" измеряется, потому и не «Ява». Купил этот мужчина ощущение счастья, такого, которое в детстве получил бы от заветного красного «коня». А отпуск? Положим руку на сердце и спросим себя о том как хорошо мы отдохнули, скажем, на Бали? Ответ у людей часто бывает таким, что «отдохнули хорошо, только устали очень». А, ведь, если нами движет только физическая усталость, трактуемая, как материальный (выживательный) мотив… куда это, интересно узнать, мы попремся в такую даль? Ведь есть же немало возможностей отдохнуть и в родном городе. Можно питаться в ресторанах, как делали бы на отдыхе. Массаж позволить, СПА. Спать до обеда, гулять, выбрать санаторий или дом отдыха не далеко от дома. По деньгам- это конечно, даже неизвестно, что дороже. Но мы хотим "как бы" что? Отдыхать? Но как же мы расскажем потом всем на свете, что мы свой отпуск просидели дома! Где фотки фешенебельных отелей? Где лиловые негры, подающие манто? Что в «инстаграмм» выкладывать, позорище какой! А эта… ну, которая такая недотепа… хоть в «лоховской» Египет, а съездила, а я ваще…. лохушка, что и говорить. Сидела дома. И что же люди скажут?... В общем, вы понимаете. Отсутствие "успеха" переживается некоторыми из нас болезненно. А вот молодой человек. Устраивается на работу по рекомендации. Не очень много платят, зато и близко к дому, и дядя посодействовал, тут точно не откажут, да и относится будут снисходительно, не с улицы пришел по объявлению. Хороший вариант, не правда ли? И рост карьерный там… через некоторое время. И…куча всяких разных вполне рациональных объяснений. Копнуться глубже, и может оказаться, что человек боится неудачи. И свои действия объясняет другими мотивами. Точнее, потребностями. Материальными. Знакомство, близость к дому. А где то глубоко внутри он может попросту бояться неудачи. Мотив избегания неудач реализуется, прикрываясь мишурой сознательных желаний или осознаваемых мотивов. К слову, по другому основанию, мотивы делятся на осознаваемые и неосознаваемые. Слово «бессознательные» в классификации А.Н. Леонтьева отсутствует, но это вопрос терминологии. Я думаю, что реже всего остаются за гранью нашего сознания мотивы именно социальные. Вот, даже новая машина. Вот, для чего она нужна? Смотря какая, конечно, и смотря для какой цели покупается. Не раз я видела, как покупают в кредит шикарные машины. Зачем? Чтобы возить свою замечательную попу? От дома до работы. Не покупают, чтобы «жить» в машине, где комфорт, конечно, важен, если работа такая, что весь день «на колесах». Не покупают, чтобы просто доехать, чтобы машина хорошо «везла». Покупают для ощущения престижа. Роскоши. Недаром люди поговаривают о машине, как об «удлинителе члена». А платье нам зачем? Чтоб стать красивой. Детская мечта. А похудеть? Чтоб что? У каждого свое. Возможно, чтобы влезть в то платье, а про платье, как говорится, смотрите выше. Вот, даже на этом замечательном ресурсе, в статье Татьяны Николаевны Силаевой о живототворящей силе Б17… мы что назвали, когда обсуждали «подарки» сайта Б17? Обретение друзей, полезные материалы, и так далее… А ведь это все – возможные способы реализации мотива аффилиации. Аффилиация - это стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Стремление к сближению с людьми, дружба, любовь, общение — всё это попадает под понятие аффилиация. По нашим текстам, аватаркам, фотографиям и комментам, мы сами можем наблюдать свое как и стремление к людям, так и боязнь отвержения нас другими людьми. А также наблюдать за другими людьми. Ведь это только у себя бревна в глазу не видно, а у людей – соломинку видать! Конечно, здесь реализуются и другие мотивы. Присмотритесь - увидите сами. Виртуальные "материальные вещи" покупаются за огромные деньги на сайтах с компьютерными играми. Шутка ли - виртуальный ножик стоит 22 тысячи долларов! Его продали за такую сумму в игре "Counter Strike: Global Offensive" (Информация от сына). Вот, никакой от него пользы, кроме вреда, с моей точки зрения. А с точки зрения довольно богатых людей, которые смогли его купить - необходимая в хозяйстве вещь! Сомневаюсь, это этот мотив покупки - о материальном.... Подумайте на досуге, какие вы мотивы реализуете, покупая дорогую косметику или дешевую одежду. Какую цель преследуете, размещая информацию в сетях? И что хотят по-настоящему, по правде, ваши близкие? (Это я о соломинке). О чем они ругаются и обижаются? Какую детскую мечту пытаются догнать? Чем заполняют бездонный колодец материальных атрибутов - символов своей Мечты? Ваша Ирина Панина. Вместе мы отыщем путь к вашим скрытым возможностям. Мой Сайт Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|