|
Целеполагание, как оно есть. Часть 1.Автор статьи: Молчанов Дмитрий Сергеевич
Целеполагание, как оно есть. Часть 1.
Нам часто приходилось слышать расхожее выражение о том, что жизнь это движение. Бесспорно. А что это дает нам в практическом плане? Любое ли движение нас устроит, чтобы чувствовать себя живыми? Только ли в движении дело или нам нужно что-то еще, что лежит за ним, то для чего это движение совершается? Этот момент очень лаконично сформулировал Виктор Франкл: «если знаешь ЗАЧЕМ, можно преодолеть любое КАК». Вопрос «зачем» позволяет раскрыть смысл совершаемых действий и, когда появляется ответ, движение становится не просто движением, подобным Броуновскому, оно становится ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМ. Если опустить всякого рода высокопарные диспуты, целенаправленность и есть единственная и исчерпывающая характеристика жизни и живого, которая определяет развитие этой самой жизни. Здесь нужно заметить, что не только наличие личного смысла делает наши действия целенаправленными. Целеполагание это процесс и этот процесс имеет ряд этапов, наличие смысла это необходимое условие перехода желания в действие, мечты в реальность. Собственно все этапы уже названы: мечта-смысл-реальность. Можно их выразить в форме вопросов: «что я хочу?», «зачем?», «как я этого достигну?». Сложности могут возникнуть в любом из звеньев и чтобы их преодолеть, полезно знать, где именно они возникают. Далее мы подробно разберем каждый из этапов, а прежде выясним, что вообще такое цель. Цель, как говорит нам Головин С. Ю., есть осознанный образ предвосхищаемого результата. Бернштейн Н. А. выражался еще более метко – «образ потребного будущего». В такой формулировке четко видна направленность, наличие некоторой точки, отстоящей от нас во времени и пространстве. Назовем эту точку точкой «Б». Раз есть точка «Б», в которую требуется попасть, значит, есть точка «А», из которой начинается движение. Это идеальный вариант, при котором мы точно знаем, где находимся в данный момент (точка «А»), куда нам хочется из этого места попасть, и где это находится (точка «Б»), сколько нужно идти и какие ресурсы необходимо затратить. При таком положении легко оценить стоит ли точка «Б» тех ресурсов, которые потребуются для ее достижения или лучше двигаться, скажем, в точку «В». Но ведь так идеально бывает далеко не всегда. Чаще всего мы не знаем, где точка «Б» или нам кажется, что эту конкретную точку «Б» выбрали не мы, иногда мы не совсем честны перед собой относительно точки «А», а это значит, что мы не имеем опоры, но мы все равно движемся, ведь жизнь это движение, и тратим при этом ресурсы. В результате мы все время оказываемся там, где быть не хочется. Точнее, иногда оказываемся там, где быть хочется, и это воспринимается как случайность или везение, благоприятное стечение обстоятельств. А затем возникает черная полоса и тоже, как бы сама собой. Итак, понимание узловых моментов процесса постановки цели позволит нам видеть, где мы находимся, куда движемся и чем платим за это движение. Кроме этого мы сможем осознать, где конкретно лежат наши сложности и какими способами с ними можно справиться.
Этап 1. Мечта или «что я хочу?». Льюис Кэрролл вложил в уста своих бессмертных персонажей замечательный диалог: <<... — Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
А Вы бы хотели попасть куда-нибудь? Может быть, есть какое-то конкретное место? Чтобы такое место появилось нужно запустить чрезвычайно важный процесс в нашей психике – фантазию. Фантазия это выражение активного творческого начала в человеке и только с ее помощью создаются те самые «ОБРАЗЫ потребного будущего», о которых говорил Бернштейн. К счастью, фантазия процесс иррациональный, она позволяет нам не ограничиваться рамками реальности, позволяет видеть нечто желаемое, когда этого желаемого еще нет, представлять в мельчайших подробностях цвет, запах, форму, внешние обстоятельства, свои ощущения и эмоции, самые разнообразные варианты промежуточных форм воплощения. Результатом этого творческого процесса становится мечта, такая же не рациональная, как и само творчество, но при этом, выражающая наши желания, потребности и способы их удовлетворения. Мечта это первичный образ нашей цели, точки «Б», которую мы ставим на карте нашей жизни. Этот первичный образ становится тем материалом, из которого строится цель. Нет глины - нет горшка. Нет мечты – нет цели. Другими словами, цель это и есть мечта, переведенная в ряд выполнимых и достижимых шагов. К примеру, можно мечтать о летающем замке, но воплотить такую мечту почти невозможно, а вот завести добротный дом высоко в горах, где будет ощущение полета, особенно утром, когда облака низко, как бы под ногами – вполне. Застрять на этом этапе можно в силу нескольких причин: во-первых, сам процесс крайне увлекателен и его побочным продуктом могут быть не мечты, а иллюзии. В иррациональной части нашей психики отсутствует понятие времени и то, что строится там, может восприниматься как уже существующее в реальности. Во-вторых, многим взрослым людям часто приходится снова учиться фантазировать и мечтать, ведь в процессе взросления они много раз разочаровывались невозможностью достичь своей мечты в силу разных причин, общество слишком рьяно давило на них своими требованиями быть реалистами и прагматиками, а в результате мы там, где мы есть. В-третьих, может не быть навыка рационализации мечтаний, что не дает видеть самое ценное и важное, видеть, где вода, а где ребенок. В-четвертых, при переходе с этого этапа на следующий, могут возникать весьма разнообразные эмоции, например, страх неудачи, стыд, вина и тому подобные, которые замыкают процесс фантазирования на самом себе и превращают его в фабрику иллюзий. Преодолеть эти причины возможно, лишь видя их. Если же на этом этапе не возникает сложностей или они преодолеваются, то с готовой мечтой человек переходит на следующий уровень, где он отвечает на вопрос «зачем?». Об этом во второй части статьи. Целеполагание, как оно есть. Смысл. Часть 2. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|