Целеполагание, как оно есть. Часть 1.

Целеполагание, как оно есть. Часть 1.

 

Нам часто приходилось слышать расхожее выражение о том, что жизнь это движение. Бесспорно. А что это дает нам в практическом плане? Любое ли движение нас устроит, чтобы чувствовать себя живыми? Только ли в движении дело или нам нужно что-то еще, что лежит за ним, то для чего это движение совершается? Этот момент очень лаконично сформулировал Виктор Франкл: «если знаешь ЗАЧЕМ, можно преодолеть любое КАК». Вопрос «зачем» позволяет раскрыть смысл совершаемых действий и, когда появляется ответ, движение становится не просто движением, подобным Броуновскому, оно становится ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫМ. Если опустить всякого рода высокопарные диспуты, целенаправленность и есть единственная и исчерпывающая характеристика жизни и живого, которая определяет развитие этой самой жизни.

Здесь нужно заметить, что не только наличие личного смысла делает наши действия целенаправленными. Целеполагание это процесс и этот процесс имеет ряд этапов, наличие смысла это необходимое условие перехода желания в действие, мечты в реальность. Собственно все этапы уже названы: мечта-смысл-реальность. Можно их выразить в форме вопросов: «что я хочу?», «зачем?», «как я этого достигну?». Сложности могут возникнуть в любом из звеньев и чтобы их преодолеть, полезно знать, где именно они возникают.

Далее мы подробно разберем каждый из этапов, а прежде выясним, что вообще такое цель.

Цель, как говорит нам Головин С. Ю., есть осознанный образ предвосхищаемого результата. Бернштейн Н. А. выражался еще более метко – «образ потребного будущего». В такой формулировке четко видна направленность, наличие некоторой точки, отстоящей от нас во времени и пространстве. Назовем эту точку точкой «Б». Раз есть точка «Б», в которую требуется попасть, значит, есть точка «А», из которой начинается движение. Это идеальный вариант, при котором мы точно знаем, где находимся в данный момент (точка «А»), куда нам хочется из этого места попасть, и где это находится (точка «Б»), сколько нужно идти и какие ресурсы необходимо затратить. При таком положении легко оценить стоит ли точка «Б» тех ресурсов, которые потребуются для ее достижения или лучше двигаться, скажем, в точку «В».

Но ведь так идеально бывает далеко не всегда. Чаще всего мы не знаем, где точка «Б» или нам кажется, что эту конкретную точку «Б» выбрали не мы, иногда мы не совсем честны перед собой относительно точки «А», а это значит, что мы не имеем опоры, но мы все равно движемся, ведь жизнь это движение, и тратим при этом ресурсы. В результате мы все время оказываемся там, где быть не хочется. Точнее, иногда оказываемся там, где быть хочется, и это воспринимается как случайность или везение, благоприятное стечение обстоятельств. А затем возникает черная полоса и тоже, как бы сама собой.

Итак, понимание узловых моментов процесса постановки цели позволит нам видеть, где мы находимся, куда движемся и чем платим за это движение. Кроме этого мы сможем осознать, где конкретно лежат наши сложности и какими способами с ними можно справиться.

 

Этап 1. Мечта или «что я хочу?».

Льюис Кэрролл вложил в уста своих бессмертных персонажей замечательный диалог:

<<...

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно… — сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.
— … только бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.
— Куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот. — Нужно только достаточно долго идти>>.

 

А Вы бы хотели попасть куда-нибудь? Может быть, есть какое-то конкретное место?

Чтобы такое место появилось нужно запустить чрезвычайно важный процесс в нашей психике – фантазию. Фантазия это выражение активного творческого начала в человеке и только с ее помощью создаются те самые «ОБРАЗЫ потребного будущего», о которых говорил Бернштейн. К счастью, фантазия процесс иррациональный, она позволяет нам не ограничиваться рамками реальности, позволяет видеть нечто желаемое, когда этого желаемого еще нет, представлять в мельчайших подробностях цвет, запах, форму, внешние обстоятельства, свои ощущения и эмоции, самые разнообразные варианты промежуточных форм воплощения. Результатом этого творческого процесса становится мечта, такая же не рациональная, как и само творчество, но при этом, выражающая наши желания, потребности и способы их удовлетворения.

Мечта это первичный образ нашей цели, точки «Б», которую мы ставим на карте нашей жизни. Этот первичный образ становится тем материалом, из которого строится цель. Нет глины - нет горшка. Нет мечты – нет цели. Другими словами, цель это и есть мечта, переведенная в ряд выполнимых и достижимых шагов. К примеру, можно мечтать о летающем замке, но воплотить такую мечту почти невозможно, а вот завести добротный дом высоко в горах, где будет ощущение полета, особенно утром, когда облака низко, как бы под ногами – вполне.

Застрять на этом этапе можно в силу нескольких причин: во-первых, сам процесс крайне увлекателен и его побочным продуктом могут быть не мечты, а иллюзии. В иррациональной части нашей психики отсутствует понятие времени и то, что строится там, может восприниматься как уже существующее в реальности. Во-вторых, многим взрослым людям часто приходится снова учиться фантазировать и мечтать, ведь в процессе взросления они много раз разочаровывались невозможностью достичь своей мечты в силу разных причин, общество слишком рьяно давило на них своими требованиями быть реалистами и прагматиками, а в результате мы там, где мы есть. В-третьих, может не быть навыка рационализации мечтаний, что не дает видеть самое ценное и важное, видеть, где вода, а где ребенок. В-четвертых, при переходе с этого этапа на следующий, могут возникать весьма разнообразные эмоции, например, страх неудачи, стыд, вина и тому подобные, которые замыкают процесс фантазирования на самом себе и превращают его в фабрику иллюзий. Преодолеть эти причины возможно, лишь видя их.

Если же на этом этапе не возникает сложностей или они преодолеваются, то с готовой мечтой человек переходит на следующий уровень, где он отвечает на вопрос «зачем?». Об этом во второй части статьи.

Целеполагание, как оно есть. Смысл. Часть 2.



Просмотров: 371
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Риск: что делать, куда идти как попасть туда, куда нужно?
  • Куда и зачем я иду: целеполагание в нашей жизни
  • Оставить всё как есть или идти туда, не зная - куда?
  • Зачем идти к психологу? Ведь есть друзья!
  • Целеполагание, как оно есть. Смысл. Часть 2.
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Почему нам не нужно бояться психолога? Или, куда идти, чтобы не прослыть сумасшедшим.
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Цель - есть. План - есть. Результата - нет... Почему?
  • Нас невозможно сбить с пути – нам всё равно куда идти!
  • Эта статья только для тех, у кого есть цель!
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • Мне всегда есть место в этом мире!
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Куда уходит детство, в какие города? И где найти нам средство, чтобы попасть туда?
  • Уверенным в себе быть легко! Что для этого нужно?
  • Волшебный пендель. Как выйти из зоны комфорта и попасть туда, куда хочется
  • Стыд возникает только там, где есть зритель
  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • Надо ли есть, когда не хочется есть?
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Жизнь - это живой процесс, в котором остановки быть не может.
  • «…Чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями» или Чем мечта отличается от цели.
  • Бессознательное рулит! Есть ли место сознанию, осознанности в нашей жизни? Где оно?
  • Школьник на распутье или Куда идти учиться, а главное-зачем?
  • Ребёнок отказывается есть. Нужно ли заставлять его есть?
  • Есть ли жизнь после развода? (Заметки той, которая точно знает, что есть).
  • «Я такой какой есть. И не изменюсь!» — о мужской иллюзии, что их примут такими, какие они есть.
  • Самовольные уходы: куда и зачем бегут наши дети. Часть 1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь