|
Как помочь ребенку справиться с сильными чувствами?Автор статьи: Ливенцова Нина Александровна
Добрый день! Моя старшая дочь очень эмоциональная, но совершенно не умеет справляться с эмоциями, особенно с отрицательными. Радуется довольно тихо и не долго, но если какая-то печаль, то будет страдать несколько дней. Иммунолог назначал тенотен, но на него аллергия (она часто болеет, врожденный иммунодефицит, но и я, и врач склоняемся к тому, что постоянные стрессы ее дополнительно ослабляют). Месяц назад в садике мальчик сказал, что «родители тебя не любят, мама тебя не заберет». И любимый садик стал самым страшным местом на земле, через 2 дня заболела, сидим дома, и постоянно это вспоминает, не хочет в садик, спрашивает, любим ли мы ее, не забудем ли забрать, не уйдем ли на прогулку/в магазин/к бабушке без нее. Как ей помочь научиться справляться с обидами и страхами? Здравствуйте! Помочь ребенку справляться с сильными сложными чувствами, конечно, можно. Хотя это дело не одного дня. Большинство детей учатся этому у родителей, перенимая их опыт и поведение на протяжении длительно времени. Однако случается, что взрослые и сами с трудом могут справиться со своими негативными чувствами (подавляют их, уходят в болезнь), и именно в таких семьях дети испытывают большие трудности с проживанием и отпусканием негативных чувств. У меня есть подозрение, что в вашей семье есть такая проблема и у взрослых членов. Из вопроса мне видится еще одна особенность – неуверенность, низкая самооценка у ребенка. С этим надо тоже разбираться. Плюс ослабленное здоровье. К решению вашего вопроса надо подходить комплексно, и лучше получить очную консультацию психолога. В данном посте отвечу на вопрос о чувствах. Для начала вам нужно помочь дочери вербализовать (выразить словами) свои чувства, назвать их, что поможет понять их. Для этой цели отлично подходит прием «Активное слушание», который подробно описан в книге Ю.Б. Гиппенрейтер (книга продается во всех книжных, а так же есть в свободном доступе). Этот прием позволяет ребенку рассказать о своих эмоциях, понять и принять их, а главное отпустить. Освоить его не сложно, но довольно полезно всем родителям (описывать здесь его не буду, в книге все очень подробно). Так же стоит занимать ребенка творческой деятельностью, побуждать через творчество выражать то, что она чувствует. Это могут быть рисование красками, карандашами, мелками; лепка из пластилина, глины, теста; игры с песком, водой, крупой. Видя, что дочь находится в подавленном настроении, предложите ей нарисовать то, что ее беспокоит, изобразить свои чувства. Можно сказать: «Я вижу, тебя очень расстроил тот случай в детском садике, нарисуй, пожалуйста, то, что тебя сейчас беспокоит». Рисунки могут содержать сюжет, а могут быть бессмысленными каракулями одного цвета. Это не имеет значения. Важно, чтобы она смогла выразить свои чувства через творчество. Если ребенок затрудняется с такими заданиями, помогите ей, нарисуйте свое настроение, свои чувства. Все это должно происходить в игровой форме. Читайте сказки о чувствах, о страхе, об обиде, о гневе. Вы можете найти их в интернете или придумать самостоятельно. Побуждайте ребенка к сочинению таких историй. Можно подключить фантазию и придумать на какое животное (персонажа, существо, человека) похоже то или иное чувство. А затем пофантазировать как тот или иной персонаж может измениться (как персонаж страха, может перестать бояться). Очень много идей о том, как помочь ребенку справиться с негативными чувствами, можно найти в книге Оклендер Вайолет «Окна в мир ребенка». Это чудесное пособие для родителей, которое я сама с удовольствием использую в родительской практике. Так же есть отличная книга «Дети с небес» Грея, где автор подробно рассматривает тему негативных чувств детей. Рекомендую вам обратиться к этим книгам, чтобы иметь полное представление о том, что происходит с ребенком и как ему помочь в кризисных ситуациях. C уважением, Нина Ливенцова. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|