|
Как помочь ребенку справиться с тяжелым стрессомАвтор статьи: Томина Татьяна Ивановна
Как помочь ребенку справиться с тяжелым стрессом Все мы, взрослые, привыкли так или иначе справляться со стрессом — для этого в нашем арсенале есть самые разные стратегии. У детей этих стратегий нет. Если происходит что-то по-настоящему тяжелое и эмоции ребенка долгое время бушуют, это может привести к травматическому стрессу. Психолог Хилари Якобс Хендель предлагает несколько способов помощи. Жизнь полна стресса. Чтобы расти и развиваться, нужно постоянно пробовать что-то новое. Борьба, преодоление трудностей и неудач воспитывают в ребенке уверенность в себе, убежденность в том, что он со всем справится. Но вся польза от борьбы с трудностями сходит на нет, если стресс слишком силен или продолжителен. Постоянная перегрузка нервной системы приводит к травматическому стрессу. Эмоциональные центры мозга все время находятся в состоянии «опасность», а организм — в режиме «бей, беги или замри». Постоянное напряжение может вызывать множество проблем — от головных болей до расстройств пищеварения. Помимо этого, эмоциональные перегрузки мешают детям радоваться изучению нового, ведь любопытство к внешнему миру обычно возникает при ровном эмоциональном фоне. Травматический стресс может привести к депрессии, хронической тревоге, изоляции или агрессии Представьте себе, что вы сильно напуганы. Как вы себя чувствуете в этом состоянии? Вы готовы учиться, пробовать новое, активно общаться? Нет! Когда мы — и дети, и взрослые — напуганы, мы хотим убежать, спрятаться и оставаться в укрытии, пока снова не ощутим себя в безопасности и не почувствуем себя лучше. Мы ощущаем уязвимость и неуверенность, и, если это продолжается долго, возникает чувство безнадежности, внутреннего онемения или даже омертвения чувств. Травматический стресс может привести к депрессии, хронической тревоге, алкоголизму и наркомании, изоляции или агрессии. Как помочь ребенку, страдающему от тяжелого стресса? Вот несколько способов.
Создатель теории привязанности Джон Боулби доказал, что детям для полноценного развития очень важно ощущать себя в безопасности. Страдающий от травматического стресса ребенок напуган, даже если посторонние этого не видят (его страх может принимать форму агрессии). Само ваше присутствие облегчит состояние ребенка, даже если кажется, что он вам не рад. Одиночество усугубляет страх. Ребенок, страдающий от травматического стресса, очень хрупок и раним из-за перевозбужденной нервной системы. К сожалению, в нашей культуре гораздо больше ценится то, за что отвечает левое полушарие мозга, и мы мало говорим об эмоциональной безопасности, связанной с работой правого полушария. Оно отвечает за невербальную коммуникацию, которую мы неосознанно воспринимаем при общении: тон голоса, контакт глаз, язык тела. Общаясь с напуганным ребенком, старайтесь говорить мягко и ласково, избегать резких движений, чтобы не испугать его еще больше. Согласно поливагальной теории, игры стимулируют систему социального взаимодействия, связанную с блуждающим нервом (крупнейшим нервом в нашем организме), что помогает расслабиться. Игра улучшает самочувствие ребенка, помогает ему успокоиться за счет взаимодействия с другими, обмена положительными эмоциями, активности. Может показаться неправильным предлагать ребенку в состоянии сильного стресса поиграть, но, если он сам не против, это пойдет ему на пользу. Описывая эмоции словами, мы снижаем стресс и напряжение. Чтобы помочь ребенку это сделать, поделитесь своим опытом. Например, если он пережил травму из-за стресса, можно рассказать ему: «Когда я была маленькой, как-то раз моей маме пришлось надолго уехать. Она болела и отправилась туда, где доктора могли ей помочь. Хотя я знала, что так надо, мне все равно было очень грустно и страшно. Иногда я злилась на маму за то, что ее не было рядом. Такие чувства нормальны и естественны». Есть много способов помочь ребенку выразить словами свои переживания. Например, вы можете показать ему картинки с лицами, выражающими различные эмоции, и предложить указать на те, которые лучше всего отражают его собственные чувства. Также помочь могут различные игры, рисование, куклы. Наши эмоции содержат импульсы, вырабатывающие в нас энергию, и важно ее выплескивать, не давать ей копиться внутри. К примеру, когда ребенок находится в опасности, мозг создает ощущение страха. Страх посылает всему организму сигналы, побуждающие к бегству. Но если ребенок по каким-то причинам не может сбежать в безопасное место, энергия остается запертой в теле и в конечном счете приводит к симптомам травматического стресса. Помогите ребенку выразить чувства — например, с помощью творчества: сочинения историй, фантазирования, игр с куклами. Не бойтесь экспериментировать и чутко прислушивайтесь к реакции, чтобы понять, что помогает ему лучше всего. Обращайте внимание, в какие моменты он явно испытывает чувство облегчения, выглядит спокойным и счастливым, готовым активно играть и общаться. Обнимая ребенка, качая его на коленях, гладя по голове, мы помогаем его нервной системе, истощенной хроническим стрессом, успокоиться. Важно внимательно следить за реакцией — если ребенок напрягается, ваши объятия ему явно неприятны. Если же он, напротив, спокоен и расслаблен, вы все делаете правильно. Не лгите ребенку. Найдите способ честно объяснить, что произошло или происходит в данный момент. Например, если он переживает вынужденную разлуку с родителями и временно находится у вас, можно сказать: «С мамой и папой все хорошо, скоро ты снова их увидишь. А пока я буду рядом и позабочусь о тебе». Необходимо объяснить ребенку, что он ни в чем не виноват, что он важен и нужен. Иначе он может начать считать себя «плохим» и ничтожным из-за того, что ему тяжело и плохо. Важно говорить четко и ясно: «С тобой все будет в порядке», «Эти чувства пройдут», «Ты не один», «Ты ни в чем не виноват», «Ты этого ничем не заслужил». Во всех нас от природы заложена потребность в общении и установлении связей с другими, и для благополучия важно ощущать себя в безопасности. Если по каким-то причинам ребенок этого ощущения лишился, нужно сделать все возможное, чтобы поскорее ему его вернуть. Источник: PsychCentral.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|