«Навигация» по книге Ф. Перлза «Эго, голод и агрессия».

 

Пять лет эта книга стояла первой в очереди обязательных для прочтения литературных источников. Читались следующие, а Она всегда оставалась первой, обрастая слухами о сложности и значительности. С началом обучения на третьей ступени я решила положить конец своему малодушию и лично познакомиться с этим, уже мифическим для меня, произведением.

Слухи о сложности – подтвердились. Однако, в процессе чтения  абстрактная «сложность» трансформировалась в конкретные вопросы. Например, что, по большому счету, хотел сказать автор, написав эту книгу, и как встроить прочитанное в уже имеющиеся представления о гештальт-терапии. Ответом именно на эти вопросы и стала предлагаемая «навигация» по книге Ф. Перлза «Эго, голод и агрессия». Написанная в жанре «заметки на полях», она, возможно, станет полезной тем, кто также пытается изучить этот богатый мыслями первоисточник.

В этой своей первой книге Ф. Перлз представил философию, методологию, теорию и практику нового подхода к лечению неврозов, который впоследствии будет назван гештальт-подходом или гештальт-терапией (ГТ).

Книга написана в форме полемики с психоанализом, и даже не столько с психоанализом, сколько с его основоположником – Зигмундом Фрейдом. Эта полемическая форма будет, по возможности, сохранена и в предложенной навигации.

Навигация по книге Ф Перлза Эго голод и агрессия
 

Идеи и теории, какими бы они ни были новаторскими, никогда не возникают на пустом месте. Им обязательно предшествуют другие идеи и теории. Такими предпосылками для возникновения ГТ стали:

  • Психоанализ (Фрейд, Адлер, Хорни, Фрейдер), психоаналитический подход к работе с телом (Райх, Александер).
  • Холизм (Смутс).
  • Диалектический материализм (Маркс).
  • Идея «Творческого безразличия» Фридландера.
  • Гештальт-психология (законы восприятия), в противовес ассоциативной психологии.
  • Теория относительности (Эйнштейна).
  • Семантика (раздел языкознания, изучающий значения слов).

 

I.Философия нового подхода.

 

Философия представляет собой систему взглядов, убеждений, идей и принципов, которыми руководствуется наука или человек в своей частной и профессиональной деятельности. Исходя из этого, можно говорить как о личной философии, так и о философии деятельности.

Мировоззренческие вопросы всегда сложно объяснить. Будучи знанием о знании, они касаются области мышления, которая оперирует абстрактными понятиями. При этом слова, в которые облекаются эти понятия, тоже превращаются в абстракции. Понятными остаются только примеры, которыми авторы иллюстрируют свои идеи и принципы. Так и в книге «Эго, голод и агрессия»: примеры понятны и красивы, а идеи, которые иллюстрируют эти примеры, в моё читательское сознание проникали с трудом и не сразу.

 

Далее представлена попытка осмысления философии как Фрица Перлза, так и нового психотерапевтического направления, так, как это было понято мною.

 

1. Дифференциальное мышление.

Так названа первая глава книги «Эго, голод и агрессия». И именно этими словами можно охарактеризовать мировоззрение автора.

Основные идеи его взяты из диалектики*. Исключив метафизический** компонент, Перлз свой философский подход назвал дифференциальным мышлением (мышление противоположностями (разницами)).

Маркс, в своё время, поступил подобным же образом, применив законы диалектики к развитию общества, и назвал такое научное мировоззрение диалектическим материализмом.

 

* Диалектика  (греч. – искусство спорить, рассуждать) – учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления, имеющий своим предметом противоречие содержания этого мышления.

** Метафизика – наука о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия.

 

 

Далее будут приведены три основных закона диалектики с цитатным подтверждением из книги.

 

Законы диалектики:

 

а) Единство и борьба противоположностей.

«Каждое событие сначала относится к нулевой точке, с которой затем начинается дифференциация на противоположности. Эти противоположности в их специфическом контексте обнаруживают большое сходство между собой (Фридландер)».

Противоположности: стыд – гордость; отвращение – влечение; разочарование – ожидание; сопротивление - содействие.

 

б) Переход количественных изменений в качественные.

Всякая эмоция, всякое ощущение превращается из приятного в неприятное, когда их напряжение или интенсивность превышает определенный предел.

Пример. Когда напряжение возрастает, удовольствие становится болью, объятия - костоломством, поцелуй -  укусом, ласка – ударом.

 

в) Закон отрицания отрицаний. Суть этого закона заключается в том, что каждая следующая стадия развития отрицает предыдущую. При этом двойном отрицании развитие возвращается к исходной точке. Однако  эта точка отличается от той, первоначальной, ибо за время развития она приобрела новые свойства и качества, присущие всем этапам развития. Так появляется новый феномен, в котором можно проследить признаки феномена-прародителя.

Примеры:

v  Отвращение – сопротивление неподходящей пище. Сопротивление сопротивлению (подавление отвращения) – ведет к появлению нового качества – жадности, которая проявляется в потере чувствительности и способности получать насыщение.

v  Стыд – эмоциональное сопротивление; подавление стыда вызывает сверхкомпенсацию – бесстыдство.

 

2. Холистический (а, точнее – организмический) принцип.

Холизм – (греч. весь, целый) – означает философию целостности. Термин и сама идея были введены Смутсом (1926). Смутс рассматривал такие аспекты как материя, жизнь, сознание, Перлз же – аспекты тела, души и сознания. Поэтому можно сказать, что Перлз руководствовался не столько холистическим подходом, сколько организмическим.

 

Пример целостного подхода. Эмоции отражают потребности. Эмоции включают телесный компонент (ощущения) и психический компонент (переживания). При этом в сознании формируется образ, комплементарный потребности (Так, недостаток жидкости в организме, в теле ощущается как обезвоживание, в душе - как жажда, а в сознании  - как образ источника воды).

 

Психоанализ руководствовался принципом изоляционизма. Примером этого являлся подход к душе, телу и сознанию как к разным частям, которые можно разъединить и собрать вместе.

 

3. Принцип релятивизма* (Фрейд – руководствовался принципом детерминизма**).

Пример: субъективизм в восприятии «хорошего»/«плохого», как «знакомого»/ «незнакомого».

 

Функциональное мышление Перлза,  в отличие от каузального*** у Фрейда, позволяло вместо ответов на вопросы «почему?», искать ответы на вопросы «как?»

 

*Релятивизм - (лат. – относительный) – признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил.

** Детерминизм - (лат. – определяю) – философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений.

***Каузальный (лат. – причинный) - причинно-обусловленный.

 

4. Принцип реальности.

Если предположить, что объективный мир существует, то для конкретного индивида он представлен, лишь, в виде субъективного мира. И этот субъективный мир организован для него по принципу «фигура/фон», где фигурой становится актуальная потребность индивида.

Фрейд придерживался другой трактовки принципа реальности. В его философии принцип реальности - это противопоставление «импульсивного» биологического поведения способности к сублимации и отсрочке удовлетворения, требуемой обществом. При этом наблюдается некоторое сходство с законом «фигура/фон», которое заключается в выделении катектированных* объектов. Однако, это сходство относительно, т.к. подразумевался только либидозный катексис.

 

*Катексис — (греч. - удержание, задержание) психоаналитическое понятие, обозначающее направленность психической энергии (либидо) на объект и фиксацию на нем.

 

5. Принцип настоящего (здесь и сейчас).

Этот принцип использовался Перлзом в противовес «историзму» Фрейда и футуризму Адлера. «Нет иной реальности, кроме настоящего. Можно изолировать настоящее от прошлого (причинность) и от будущего (целеполагание), но любой отказ от настоящего может привести к потере равновесия и ориентации» (Перлз).

 

 

 

II.Методология* гештальт подхода.

 

Методология*(от греч. methodos — путь исследования или познания, logos — понятие, учение) — учение о методах** и принципах познания.

Метод**(в широком смысле) — способ организации познавательной деятельности.

Метод (в узком смысле слова) представляет собой организацию исследования, предполагающую использование соответствующих приемов и процедур.

 

В основе методологии лежит определенное мировоззрение. Философский аспект методологии нового подхода к лечению неврозов, предложенный Перлзом в его первой книге, был рассмотрен выше.

Непосредственное же изучение личности пациента (еще ни клиента) было организовано вокруг феноменологического метода, который разрабатывался К. Левиным и группой гештальт психологов в 20-40гг ХХ века. Позднее эти исследования были названы Теорией поля. В настоящее время Теория поля является методологической основой ГТ.

Психоанализ же руководствовался и другими идейными принципами, и другими методами, которые вытекали из этих принципов. Соответственно, метод свободных ассоциаций вызывал много нареканий Перлза.

 

III. Теория ГТ.

 

В своей более поздней книге «Свидетель терапии», Перлз отмечал, что в книге «Эго, голод и агрессия» он представил:

 

  • теорию агрессии,
  • теорию личности и
  • теорию осознавания.

 

Эта подсказка автора очень помогла в дальнейшем структурировании текста изучаемого первоисточника.

 

Теория агрессии.

 

Фрейд считал, что агрессия присутствует в природе человека и обусловлена наличием инстинкта разрушения (смерти – Танатоса).

Перлз же был убежден, что агрессия имеет дентальную  природу. Она связана с пищеварительным инстинктом. При этом ей необходим объект приложения.

 

Биологической ролью агрессии является – ассимиляция физической и ментальной пищи.

Восстановление здорового психического и физического функционирования индивида происходит за счет восстановления биологической функции агрессии, что включает в себя:

 

  • восстановление чувствительности к вкусу пищи (физической и ментальной),
  • полноценное откусывание (принятия в себя нового),
  • активное пережевывание
  • удаление из организма продуктов метаболизма.

 

Если дентальная агрессия не находит здорового применения (в результате запрета на «кусание» или запрета на действия по освоению мира), то агрессия:

 

  • сублимируется (разряжается на косвенном предмете);
  • растрачивается впустую (комплекс пустышки – направляется на безопасный объект);
  • подавляется;
  • накапливается (что приводит к её преувеличению).

 

 Подавление дентальной агрессии приводит к:

 

  • конфлюэнции – (подавление отвращения приводит к оральной фригидности, что в свою очередь приводит к тому, что материальная и ментальная пища попадают в организм беспрепятственно);
  • интроецированию – (в организм попадает непережёванная пища, которая так и остается частью окружающей среды; при этом контакт с любым интроецированным материалом - бессильно агрессивен, что выражается в злобности, ворчании, придирках, жалобах, раздражении);
  • проецированию – (из организма выводится интроецированный материал (в неизменном виде)).
  • ретрофлексированию – (когда агрессия перенаправляется на сам организм).

 

Интроекция и проекция образуют часть паранойяльного комплекса.

 

 

Теория личности.

 

В вопросах теории личности, Фрейд придерживался идей структурности. Даже в самом названии (психоанализ) отражен структурный, изоляционистский подход к личности, что вполне соответствовало парадигме индивидуализма.

 

Анализ (др.-греч. — разложение, расчленение) — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части.

 

Перлз же, руководствовался идеями процессуальности и интегративности, которые в парадигме постмодерна, были трансформированы в теорию self.

 

Фрейд, в своем новаторстве, рассматривал личность с топографической, структурной, энергетической и исторической точек зрения. Попробуем сравнить взгляды этих двух великих людей, придерживаясь этого же контекста.

 

Топографическая модель уровней сознания.

Фрейд выделяет такие структуры личности, как Сознательное ↔ Бессознательное (↔ демонстрирует взаимопроникновение психического материала). Он был убежден, что все влечения и инстинкты, а также вытесненный или спроецированный материал, локализуются в одном месте – в Бессознательном. Задача врача – возвращение неосознанного материала в сознание, что автоматически, по мнению Фрейда, приводит к излечению.

 

С точки зрения Перлза, спорным является вопрос Бессознательного. Он обращает внимание на следующее противоречие. Если психический материал находится в Бессознательном, то как с ним работать, ведь на то оно и Бессознательное, что доступа к нему нет.  Если же материал доступен для сознания, то какое же это Бессознательное?

Перлз выражает свою готовность рассматривать существование Бессознательного, если предположить существование двух его видов:

 

  • биологического Бессознательного (в понимании Гартмана* – как единства Воли и Идеи – Бессознательного, которое лежит в основе возникновения Вселенной).
  • психоаналитического Бессознательного, что включает элементы, прежде бывшие сознательными (аспекты Эго). Эти элементы являются очевидными для наблюдателей, но не для самого субъекта. Поэтому можно говорить о материале, неосознаваемом в данный момент. Исцеляющим является интегрирование в Эго возвращенного материала.

 

*Гартман Эдуард (1842-1906) - немецкий философ, создатель «философии бессознательного».

 

Различались взгляды двух мыслителей и по вопросам Подсознательного (Предсознательного). Фрейд отрицал его существование. Перлз же считал, что можно признать его существование в случаях, когда эмоции осознаются, но не могут быть выражены (например, в случаях застенчивости).

 

 

Структура личности.

 

Фрейд выделил в личности следующие структуры:  Ид → Эго ← Суперэго (стрелки указывают направление воздействия на структуры).

«Ид» синонимично понятию «Оно» Гроддека*. Будучи вместилищем инстинктов, «Ид» оказывает давление на Эго. Эго образовано интроектами, тесно связано с идентификацией,  и является слабой структурой, на которую также оказывает давление Супер-Эго. Причем, понятия Супер-Эго и Эго-Идеал используются почти синонимично.

 

*Гроддек (Grodek) Георг (1866 – 1936) — немецкий психиатр, психоаналитик и писатель,  один из основателей психосоматической медицины. В 1923 г. в работе "Книга об "Оно" ввел в научный оборот идею и понятие "Оно" ("It"), которые в модифицированном виде ("Оно", "Id") были использованы З. Фрейдом при разработке психоаналитической теории личности.

 

Перлз считал, что следует разделить понятия Супер-Эго (совесть) и Эго-Идеал (идеалы). Такое разделение позволяет заметить различие в направлении воздействия данных структур на Эго и придает ему силу. Выглядит такое воздействие следующим образом. Совесть в виде вербальной агрессии направляется на Эго. Напряжение между ними воспринимается как чувство вины. От Эго к идеалу, существующему в виде образов, направляется основная эмоция – любовь. Напряжение между Эго и идеалом переживается как неполноценность. Ид выражает инстинкты, которые проявляются в ощущениях. Напряжения, возникающие между Ид и Эго, воспринимаются как влечения, побуждения, желания. Таким образом, Эго не является столь слабым образованием.

 

Более того, Эго представляет собой символ, а не субстанцию, и является функцией организма. Примечательно, что Перлз, выдвигая идею процессуальности Эго, часто, в своей книге, ей же и противоречил, называя Эго «образованием», чем возвращал ему структурный характер.

Из работ Федерна Перлз почерпнул идею границ Эго. Преобразовав её, он утверждал, что Эго состоит сплошь из «пограничья» - зон контакта.

 

Функции Эго:

1. Идентификация (на основе ассимилированного материала). Следует отличать от воображаемой идентификации (псевдо - идентификации), которая заключается в слиянии с образом. Механизмы псевдо - идентификации: интроекция,  расширение границ Эго. Отказ от идентификации часто требует затрат энергии.

2. Отвержение (отчуждение). В противовес рассматривается псевдо–отчуждение, которое проявляется в подавлении и осуществляется за счет проекции и/или сужения границ Эго.

3. Интеграция (выбор).

4. Ответственность.

5. Организмическая регуляция (в дальнейшем, эта идея преобразована в идею цикла контакта). Задача её – организмический баланс (метаболизм  между организмом и окружающей средой). Регуляция включает в себя следующие процессы и стадии:

 

  • Организм в состоянии покоя.
  • Раздражающий фактор, могущий оказаться:
  • внешним раздражителем – требованием по отношению к субъекту или любым вмешательством, принуждающим его к обороне;
  • внутренним раздражителем – потребностью, набравшей достаточную силу стремления к удовлетворению.
  • Создание образа или реального объекта (функции добавления/исключения и феномен фигуры – фона).
  • Ответ на ситуацию, нацеленный на снижение напряжения (достижение удовлетворения или исполнение требований), приводящее к:
  • Возвращению организмического равновесия.

 

 

Отдельно стоит отметить тему сопротивлений. В некоторых местах своей книги, автор пишет о сопротивлении как о  функции Эго, а в некоторых – как об её утрате.

Перлз был убежден, что сопротивление уничтожить невозможно, да и не нужно. Сопротивление – это энергия, представляющая ценность для нашей личности.

 

В психоанализе же сопротивление рассматривались как помеха выздоровлению. Поэтому перед врачом-психоаналитиком стояла задача  - сломить сопротивление пациента.

 

Перлз выделял следующие виды сопротивления:

Анальное сопротивление – стремление к удержанию.

Оральное сопротивление – отказ от поглощения физической или ментальной пищи: прямое избегание, которое проявляется в игнорировании присутствия других, блуждании мыслей, вежливое, но безразличное слушание, притворный интерес, навязчивая склонность противоречить, интеллектуализация.

Генитальное сопротивление – отказ от гетеросексуального контакта, который может быть вызван стеснительностью, страхом заразиться и т.д., следствием чего является фригидность и импотенция.

 

Эти виды сопротивлений выделялись и в психоанализе, но Перлз рассматривал их в более широком контексте, не связывая жестко с сексуальным инстинктом.

 

Дентальное сопротивление – отказ от применения своих агрессивных импульсов для добычи и пережевывания ментальной и материальной пищи.

Дентальный запрет проявляется:

А) характерологически в виде:

  • Неограниченного паразитизма (нужно все);
  • Подавленного паразитизма (как бы ничего не нужно);
  • Сверхкомпенсированного паразитизма (страх остаться голодным).

Б) в социальном развитии – накоплении паранояльной агрессии.

В) в оглуплении (проявляется в поощрении интроецирования, в снижении уровня дентального метаболизма (проглатывание только легкой ментальной пищи)).

Сенсорномоторные сопротивления (проявляются в виде телесных реакций).

Интеллектуальные сопротивления – оправдания, рационализации, словесные требования совести.

Эмоциональные сопротивления. Перлз приводит механизм развития данного вида сопротивления. Переживание отрицательных эмоций (страха, отвращения, стыда, смущения) останавливается (подавляется). При этом подавляется только экспрессия (проявление), но не сама эмоция. Остановка приводит к незавершенным ситуациям.   Заменить отрицательную эмоцию на положительную - невозможно. Перлз был убежден, что эмоция должна быть выражена адресно и прямо. Выражение приведет  к разрядке напряжения, которое  сначала станет терпимым, а затем перейдет в нулевую точку.

 

 

Энергетический подход к изучению личности. Энергия драйвов.

 

Фрейд считал, что движущими силами поведения являются инстинкты, которые проявляются в виде желаний (телесных потребностей).  Желания вызывают возбуждение (скопление энергии в одном месте), которое требует разрядки. При этом существует 2 вида энергии (влечений, инстинктов):

v  Энергия жизни – сексуальная энергия, либидо.

v  Энергия смерти – агрессивная, деструктивная энергия - Танатос.

 

Перлз  рассматривал понятие «Энергия» как аспект функции организма. Он считал, что энергия имманентна (свойственна) событию и не должна  считаться силой, которая будучи неотделимой от события, все же некоторым магическим способом вызывала его. Перлз недоумевал, как такой великий ученый как Фрейд смог допустить существование такой магической силы, как эти два вида энергии. 

Однако, несмотря на свое оппонирование психоанализу в лице З. Фрейда, Перлз, возможно решив оправдать своего великого учителя, предложил свое объяснение ходу мыслей Фрейда: «…навязчивые повторения становятся ригидными и безжизненными как неорганическая материя. Размышления об этой жизнеотрицающей материи привело к мысли о существовании инстинкта нирваны или смерти, который проявляется в страсти к разрушению».  Оправдав, Перлз продолжает возражать, утверждая, что при этом ничто не может подтвердить существование инстинкта смерти. А «влечением к нирване» Перлз предлагает назвать врожденное стремление к восстановлению покоя посредством удовлетворения инстинкта. Правда, как он утверждал,  постулирование «инстинкта» нирваны может оказаться принятием желаемого за действительное, т. к. период покоя длится очень недолго, пока не нарисуется новая потребность.

 

Развивая далее тему инстинктов, Перлз высказывал убеждение, что все инстинкты можно разделить на 2 группы:

 

  • самосохранение (удовлетворение пищевой потребности, самозащита);
  • видосохранение (сексуальные инстинкты).

 

 

.

 

Исторический подход к изучению личности.

 

Фрейд, взяв за основу сексуальный инстинкт,  в своей психодинамической концепции личности выделял следующие фазы психосексуального развития:

 

  • оральная (от 0 до 2лет);
  • анальная (от 2 до 4лет);
  • фаллическая (от 3 до 5,6 лет);
  • латентная (от 6 до 12лет);
  • генитальная (с 12 лет).

 

 

Перлз же, проведя анализ  пищевого инстинкта, выделил следующие стадии в развитии индивида, увязав их с появлением зубов и изменением пищевого поведения:

 

  • Пренатальная (до рождения).
  • Предентальная (грудной младенец - зубов нет; пищевое поведение – сосание).
  • Резцовая (связана с появлением резцов и способностью к кусанию).
  • Молярная (появление моляров приводит к уверенному откусыванию и способности к  пережевыванию).

 

При этом отмечается аналогия в процессах потребления физической и ментальной пищи.

 

Теория и практика сосредоточения (в дальнейшем – осознавания).

 

В книге «Эго, голод и агрессия»,  слово «осознавание» - еще не является термином, и употребляется просто как глагол. В дальнейшей литературе (Практика ГТ) – «осознавание» становится термином, характеризующим контакт.

Выделяется сосредоточение:

 

  • идеальное – гармонический процесс сознательной и бессознательной кооперации;
  • негативное – исключительно функция Эго – идентификация с долгом, совестью. При этом принуждение ретрофлексируется. Характеризует цепляющееся отношение;
  • навязчивое – принуждение проецируется. «Пустышечное» отношение.

 

 

Сосредоточение применяется для:

 

  • излечения невротических и параноидных расстройств (излечение неврозов – более сложно);
  • для улучшения качества жизни (полнота ощущений, интерес).

 

 

Правда, в других местах книги автор не столь оптимистичен в отношении применения данного метода и считал, что положительных результатов можно добиться при лечении только неврастении. Признаками неврастении он считал:

 

  • недостаточную сосредоточенность (избегание);
  • нарушение координации моторной системы (головная боль, боль в спине, усталость);
  • отсутствие интереса к жизни.

 

 

В психоанализе основным методом лечения является анализ свободных ассоциаций, сновидений, оговорок. Считается, что их интерпретация приводит к возвращению вытесненного материала из Бессознательного в Сознательное, а это автоматически приводит к излечению. На самом же деле, убежден Перлз, возвращенные части часто не становятся функциями Эго, а вновь проецируются.

 

Сосредоточение же позволяет работать с материалом, который представляет собой незаконченный гештальт, и является настолько сильным, что выходит на передний план в виде симптома или другой замаскированной формы выражения.

 

Такими симптомами могут быть:

 

  • нарушения приема пищи;
  • отвращение;
  • запор (связан с отказом припоминать);
  • застенчивость;
  • бессонница;
  • заикание;
  • тревожность.

 

Для работы с ними Перлз предлагал использовать результаты анализа пищевого инстинкта, а также следующие приемы и убеждения:

 

  • метод описания (изложение фактов, а не оценок),
  • необходимость устанавливать факты, а не выдвигать версии причин,
  • убеждение в том, что речь используется для передачи смысла, и не может заменить непосредственное чувство;
  • использование первого лица единственного числа (при этом ответственность возлагается не на «оно», а на «Я»);
  • визуализация (использование осознанного воображения - фантазирования);
  • обращение к текущей ситуации (мечтания рассматриваются для выявления направления интереса);
  • обращение ретрофлексий;
  • возвращение проекций (представить ситуацию наоборот).

 

 

При этом Перлз приводит подробные практические рекомендации по выполнению упражнений, направленных на сосредоточение.

 

* * *

 

В заключение хотелось бы отметить, что, закладывая основы новой психотерапевтической парадигмы, в основе которой лежит процессуальность «Я» (self), Перлз во многом опирается на существующую еще со времен Платона парадигму изоляционизма. Особенно это заметно в подходе к структуре личности. Беря за основу фрейдовские структуры «Ид», «Эго» и «Супер-Эго», Перлз высказывает свои новаторские идеи только относительно Эго и, частично – «Ид», развивая идеи инстинктов и влечений. Тема  «Супер-Эго» им здесь практически не разрабатывается. Кроме того, вводя в психотерапевтическую практику феноменологический метод, основным способом получения теоретического материала Перлз продолжал считать анализ. Так, например, в последней главе он отмечал необходимость проведения анализа дыхательного инстинкта для расширения терапевтических возможностей. При этом он писал, что Фрейд провел анализ сексуального инстинкта, Адлер – анализ комплекса неполноценности, Хорни – потребности в любви, а сам Перлз – пищевого инстинкта. Кому-то еще предстоит провести анализ дыхательного инстинкта, пишет автор.

 

Отмечая эти особенности мировоззрения автора, я понимаю, что высказывать идеи и высказываться о чужих идеях это совсем не одно и то же.  Ведь чтобы только в общих чертах понять написанное, мне понадобилось полгода и три прочтения книги «Эго, голод и агрессия». Сегодня, завершив первую часть знакомства с ней и оставляя более тонкое её изучение на будущее, я расстаюсь с автором, испытывая огромное уважение к его образованности, глубине и нестандартности мыслей.

 

 

 

 

Литература.

  • Кондрашов В. А. Новейший философский словарь. М.: Феникс, Торговый дом,  2008. -  668с.
  • Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. СПб: Питер, 2007. – 320с.
  • Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. – 358с.
  • Яндекс. Словари. История психологии в лицах: персоналии. http://slovari.yandex.ru

 

 

Присоединяйтесь ко мне в Skype "irinachekhova" и записывайтесь на консультацию!

С уважением,

Ваш психолог, физиолог, гештальт-терапевт, супревизор Ирина Чехова

Контакты: Skype "irinachekhova", http://online-psiholog.com/,+38050368-35-44 (Viber, WhatsApp)

 



Просмотров: 668
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Внутри и вне помойного ведра» Ф.Перлз (обзор книги)
  • Фредерик Перлз и три вида дерьма
  • «Разрешение запретов» Фредерик Саломон Перлз
  • Конспект книги "Эго, голод и агрессия"
  • З. Фрейд. Энергия жизни. Энергия смерти
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Психологическое сопротивление. Разочарование собой нарциссической личности.
  • Обесценивание себя как личности как частный случай работы иерархического инстинкта
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Когда говорить об "этом"?..или половое воспитание в семье
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • Психологический подход к развитию современной личности(об элективном курсе "Мой выбор")
  • Куда приводит теория границ в реальности?
  • "Не очень-то и хотелось" Как стремление казаться сильной приводит к одиночеству
  • Позитивное мышление и аффирмации в чистом виде не "прокатят": "тени" не дадут
  • Эссе по работе Зигмунда Фрейда "Положение о двух принципах психической деятельности"
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Групповое гештальт - изнасилование "личности"
  • В этом сезоне носят только это! Так положено! Интроекция - стадное чувство.
  • "Я тебя не хочу, но не знаю как сказать об этом"
  • Как понять, что вы уже "залиплы" на этом мужчине: всего один признак
  • К работе З. Фрейд "Вытеснение"
  • Одиночество травматика 2. "Мы чужие на этом празднике жизни".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Миф Самооценки, или Теория Личности "На Пальцах"
  • Фрейд и искусство, которое он не любил
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • Виртуальная психотерапия на этом сайте - "за" и "против".
  • Опыт регрессии в прошлую по запросу "Хочу понять, что меня держит в этом городе"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь