Зачем малышу нужна мама.

"Рука, качающая колыбель правит миром". Это изречение известного американского писателя Питера де Фриза, красноречиво подчеркивает роль женщины, посвящающей себя воспитанию ребенка. Так в чем же сила этой руки? Каково ее влияние на жизнь ребенка, на мир, на наше светлое будущее? Для того чтобы ответить на эти вопросы обратимся к понятию «материнская депривация». Депривация – означает утрату, лишение, ограничение возможностей, удовлетворения жизненно важных потребностей, таких как еда, сон, движение, познание, общение и др. Одной из самых важных потребностей в жизни ребенка является потребность в материнской заботе и любви. Значение этой потребности трудно переоценить, а ее отсутствие может вызывать тотальные нарушения в развитии личности ребенка.

Материнскую депривацию переживают не только сироты, которые пережили прямую разлуку с матерью, но и те дети, чьи отношения с матерью в силу различных причин обеднены и неудовлетворительны. Горько признавать, что холодные детско-материнские отношения становятся нормой, а теплые воспринимаются как исключение.

Причинами такого отношения к ребенку может быть то, что долгие годы в нашей стране утверждался приоритет общественного воспитания. Многие родители и по сей день считают, что их задача обеспечить ребенка материальными благами, а воспитывать должны д/с, школа, гувернанты, репетиторы, психологи и пр. Часто бывает, что современная мама находит для себя более интересным быть на работе, чем уделять время собственному ребенку. Такое самоустранение родителей приводит к тому, что часто дети просто брошены на произвол судьбы.  Конечно, нельзя все списывать на несознательных родителей потому как есть и другие, не зависящие от родителей обстоятельства. Смена экономического и общественного уклада, миграция населения, интенсивная урбанизация, социальные потрясения, на фоне которых даже самые любящие и преданные родители могут испытывать сильнейшую тревогу, депрессию и неуверенность в себе и могут быть попросту «выбиты из колеи». Тем не менее, по «уважительной» причине или нет, ребенок, переживший материнскую депривацию имеет мало шансов на самоуважение, теплые и дружеские отношения с другими людьми, устойчивый положительный образ Я. Было доказано, что дети, лишенные в раннем детстве материнской заботы и любви, испытывают задержку в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии.

Одним из наиболее тяжелых и трудно компенсируемых следствий м.д. является отсутствие базового доверия к миру, которое порождает страх, агрессию, недоверие к другим и самому себе, нежелание познавать новое, учиться. Так, словацкая исследовательница М.Дамборска сравнивала детей сирот в возрасте 6-10 месяцев и их сверстников, воспитываемых в семье. Она помещала их в непривычную ситуацию, предлагала им новые незнакомые игрушки. «Семейный» ребенок вначале испытывал страх, но, обратившись к маме и получив утешение, постепенно начинал разглядывать игрушку и играть с ней. Малыши из дома ребенка прятались за медсестру, пытались отвлечься от пугающей ситуации, ощупывая ее халат, пуговицы и так и не приступали к исследованию нового объекта.

Один из самых чудовищных экспериментов, который доказывает влияние  материнской заботы на развитие ребенка, был проведен в годы гитлеровской Германии. Для создания «сверхлюдей» чистой расы были отобраны лучшие физически и психически здоровые мужчины и женщины арийской расы, без наследственных заболеваний. Полученные в результате таких «супружеских» союзов дети забирались у матери и воспитывались самыми большими научными умами в специально созданных домах. В результате только одного из 20 воспитанников можно было считать нормальным, все остальные сильно отставали в развитии, некоторые были просто идиотами. Современные исследователи выделили следующую причину провала: «Они были лишены самого важного, т.е. любви, настоящей любви матери. Младенцы лежали как телята в инкубаторе. Никто к ним не обращался с ласковым словом».

Важность материнской заботы подтверждает и следующее исследование, проведенное Г.Дюрфе и К.Вольф. Они изучили 94 грудных младенца, которые воспитывались:

  • незамужними матерями,
  • специально обученными медсестрами и
  • матерями других детей, находившимися в этом же учреждении.

Самый высокий коэффициент развития имели дети, воспитанные собственными матерями, не смотря на то, что они были необразованны, нерадивы и рассматривали ребенка как обузу.

Необходимость проявления эмоциональной теплоты, как ни странно, признается далеко не всеми. Часто даже любящие матери полагают, что детей надо держать в строгости, не баловать, чтобы они росли самостоятельными. Последствия подобного воспитания часто печальны: когда детям исполняется 7-8 лет, они нередко оказываются клиентами психологических и медицинских консультаций с жалобами на эмоциональные расстройства. А все дело в том, что на первом году жизни ребенок, с точки зрения идей Э.Эриксона и концепции привязанности, нуждается не в принципиальности матери и не в собственной самостоятельности, а в постоянном, неизменном, безусловном проявлении материнского тепла, любви, ласки. Для маленького ребенка не может быть «слишком много» внимания и заботы, при условии, что эти внимания и забота в каждый момент времени учитывают потребности ребенка, не являются назойливыми и навязчивыми.

 Зачем малышу нужна мама


 


Просмотров: 553
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Дон Жуан-одинокий неуверенный в себе ребенок-Нарцисс, не познавший материнской любви и заботы.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Быть авторитетом для ребенка: баланс заботы и власти
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Качества молодой матери, которые необходимы для воспитания здорового и счастливого ребенка
  • Мир глазами ребенка, или Когда деревья были большими
  • "Папа может" или Роль отца в развитии ребенка!
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Когда мы были большими или четыре этапа взросления ребенка.
  • Когда родители не виноваты. Как воспитывать ребенка с отклонениями в психическом развитии.
  • Языки любви у детей. Как определить язык любви у моего ребенка?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • Размышления матери о материнской любви
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Слезьте с ребенка! или еще раз о развитии детей
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • 5 важных потребностей ребенка или что же нужно на самом деле детям.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Дочки-матери: как мама влияет на ребенка
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • Влияние матери на формирование идентичности ребенка в русле психодинамического подхода



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь