|
Профессия – Консультант по Зависимости.Автор статьи: Артёменко Андрей Валерьевич
Профессия – Консультант по Зависимости. Мифы о профессии. Стадии развития профессиональной идентичности консультанта. В России и в странах СНГ профессия консультанта по зависимости начала формироваться под влиянием ведущих мировых специалистов в этой области в начале 90-х годов XX века. Тогда же некоторые отечественные специалисты (психотерапевты, наркологи, психологи) заинтересовались Миннесотской программой выздоровления наркологических пациентов и проходили обучение у зарубежных коллег. Они же, в дальнейшем и передавали свои знания уже молодому поколению, осваивавшему эту интересную профессию. На сегодняшний день уже отечественные специалисты в области реабилитации накопили свой богатый опыт, в условиях наших реалий и нашей ментальности. Профессия консультант по зависимости относительная новая и авторство в ней принадлежит реабилитационным центрам для зависимых людей, нежели учебным заведениям. Некоторые ВУЗы стали включать в образовательную программу на специализированных факультетах цикла «Психологию зависимого поведения», что дает толчок к изучению и формированию еще одной клинической специализации по психологии. Исходя из реалий формирования этой профессии на постсоветском пространстве, родилось достаточное количество мифов в этой области. Миф устойчив тем, что в нем действительно есть правда, но только лишь часть. Рассмотрим самые популярные из них: МИФ ПЕРВЫЙ. Консультантом по зависимости может стать только зависимый человек. Правда здесь только в том, что наличие опыта действительно облегчает некоторое понимание зависимости и навыках избавления от нее, но любая профессия является результатом получения знаний и специфических навыков, а не личного опыта. Это означает, что консультантом может быть человек, не проходивший реабилитацию, но, при наличии специального образования и прохождении психологической практики, он может им стать. Мне доводилось наблюдать различные реабилитационные системы и участвовать в их процессе, что позволило сделать весьма ценное наблюдение, которое часто является порождением этого мифа – сотрудники некоторых центров делают ошибку, назначая консультантами пациентов, закончивших реабилитационную программу и не прошедших специального обучения. Мотивы многих центров понятны – во-первых, это немалая экономия ресурсов, ведь приглашать дипломированного специалиста и обучать его под свои реалии стоит немалых денег, во-вторых, как ошибочно считают сотрудники таких центров, это очередной этап выздоровления бывшего пациента, который получает должность консультанта. Но в этом и заключается большая ошибка, с профессиональной точки зрения. Недаром, зарубежный опыт в этой профессии четко говорит, что прежде чем взять выпускника центра выбравший на должность консультанта по зависимости, он должен в течение 2-3-х лет выздоравливать и социализироваться самостоятельно. То есть применять полученные в реабилитационном процессе знания на практике и только потом пройти специальную подготовку, что позволит за это время выявить личностные проблемы, мешающие в профессиональном плане действовать в интересах клиента, и осознанно уже принять решение - становиться консультантом или нет. Это необходимый критерий отбора, позволяющий «отсеять» случайных людей, которые могут использовать эту профессию для самоутверждения. МИФ ВТОРОЙ. Любой, закончивший успешно программу реабилитации может стать консультантом. И да, и нет. Идея, я думаю, понятна из предыдущего разбора мифа. Любой может, но не любой захочет (когда узнает что значит быть профессиональным консультантом) и не любой станет. Некоторые «передумывают» и на более поздних стадия профессиональной идентичности этой профессии. МИФ ТРЕТИЙ. Консультирование – это психотерапия. Не буду здесь уделять внимание разбору отличий консультирования и психотерапии, я думаю, вы либо это знаете, либо найдете с легкостью эту информацию. Но разница конечно есть. На практике, к сожалению, приходилось наблюдать такую картину – в расписании реабилитационного центра стоит мероприятие «Групповая психотерапия», а проводит ее человек без специального образования, знаний и навыков. Как вы уже догадались – консультант по зависимости. Хотя с профессиональной точки зрения правильнее было назвать данное мероприятие «Групповое консультирование», а это совсем другие цели и задачи. Более подробную информацию о профессии консультанта можно поискать в интернете, которая основывается на 12 профессиональных принципах консультанта по зависимости, в формате этой статьи я не буду подробно описывать эти принципы. Теперь немного о профессиональной идентичности консультанта по зависимости. Как и любой профессиональный психотерапевт и психолог, консультант по зависимости, проходит несколько стадий своего профессионального созревания. Мои наблюдения также опираются на реалии отечественного реабилитационного пространства. Путь развития профессиональной идентичности консультанта по зависимости очень схожи с описанием профессиональной идентичности психотерапевта, но имеет свои особенности (Хамитова И.Ю. «Развитие профессиональной идентичности консультанта», психоаналитическая теория идентичности Эрика Эриксона и модель сепарации - индивидуализации Маргарет Малер). Стадии профессиональной идентичности консультанта по зависимости. Стадия ориентации. На этой стадии у консультанта еще нет специфической профессиональной цели. Можно сказать, что он пока совмещает «приятное с полезным». Если это бывший выпускник реабилитационного центра, он возможно, еще не определился, чем на самом деле хочет заниматься в профессиональном плане. Если это студент-психолог, то он также пока не знает, в каком направлении своей профессии он будет развиваться дальше. Именно на этой стадии происходит наибольший «отсев» тех, кто не перейдет на следующую стадию, как на первом курсе в институте происходит отбор тех, кто в итоге дойдет до дипломной работы. Консультант может искать тех, кто поддержит его в этой профессии, это могут быть как профессионалы, так и его близкие люди. Также приходит понимание, что такое – профессия консультант. Консультант знакомится в полной мере со своими должностными обязанностями, совершает свои первые ошибки и делает первые успехи в этой профессии. Завершением этой стадии является решение продолжить профессиональную подготовку и освоение профессии консультанта. Стадия идентификации. На этой стадии консультант уже имеет минимальный опыт консультирования, на чаще всего результат приписывает своим личностным качествам, а не профессиональным навыкам. Как правило, здесь имеют место завышенные требования к себе, ощущения нехватки знаний, страхи выглядеть неуспешным в глазах коллег. То есть все то, что присуще начинающему специалисту. Идет поиск своей профессиональной идентичности, консультант может подражать своим учителям, терапевтам, супервизорам и т.д. Испытывает необходимость находить подтверждение своим успехам со стороны, также развивает способность самому замечать свои успехи. Стадия деятельности и начала автономии. Возрастающая ответственность консультанта приносит ему как профессиональную зрелость, так и внутренние колебания между тем, чтобы самостоятельно принимать решения, экспериментировать и делать ошибки, так и состояния «отката» в предыдущие стадии из-за ошибок и возможной переоценке своих способностей. На этой стадии консультант ищет тот разумный баланс, где он, с одной стороны автономен, с другой способен получить конструктивную критику от коллег, возможность выговориться и посоветоваться по сложным для него вопросам. Некоторые реабилитационные центры заинтересованы в консультантах по зависимости с первой по третью стадии профессиональной идентичности. Об этом чуть ниже. Стадия насыщения и самостоятельности. Начинается, когда консультант осознает себя как профессионал в этой области, знает свои слабые и сильные стороны, умело использует свой арсенал знаний и умений. На этой стадии консультант испытывает кризис «насыщения», стагнации, ему хочется повышать свой профессиональный уровень, проходить дальнейшее обучение. Кто-то выбирает профессию психолога, специалиста по социальной работе, иногда выбор падает на получение знаний в области социальных проектов и др. В работе с пациентами консультанты демонстрируют большую естественность, чем раньше, становятся более зрелыми и вдумчивыми в принятии решений. На этой стадии могут быть конфликты от несоответствия ожиданий, разрешение которых может развиваться по двум направлениям: - когда интересы консультанта и руководства центра в профессиональном развитии, и, как следствие, изменении размера оплаты труда, совпадают. Например, у высшего руководства реабилитационного центра есть бизнес-стратегия - создание сети реабилитационных центров, тогда центр высоко заинтересован в профессиональном росте «своего» консультанта, его дальнейшем обучении (например, получении образования психолога), приверженности миссии реабилитационного центра. Тогда удовлетворены обе стороны – консультант получает возможность удовлетворить свои потребности в творческой активности, делать новые открытия и проводить эксперименты в ходе своей профессиональной деятельности, выбирая (или пересматривая имеющиеся) направления своей специализации, одновременно принося пользу и реабилитационному центру. - когда интересы консультанта, находящегося на этой стадии не совпадают с руководством реабилитационного центра. Другими словами, руководителю реабилитационного центра более выгодно иметь в своем штате консультантов, находящихся на предыдущих стадиях своего профессионального развития. То есть, бизнес-стратегия руководства центра отличается от профессиональных амбиций консультанта, в таком случае консультант прекращает свое сотрудничество с центром и ищет подходящие условия для своего дальнейшего профессионального роста. Стадия профессиональной независимости. Это период профессионального взросления консультанта, который может занимать всю дальнейшую профессиональную жизнь. Это уже настоящий специалист в своей области. На этой стадии идет борьба за власть и конкурирование среди коллег с похожим уровнем профессиональной идентичности. Основное желание консультанта на этой стадии – чувствовать себя независимым экспертом. Например, кто-то начинает возглавлять другое отделение реабилитационного центра, а кто-то выбирает еще большую автономию – становится руководителем своего реабилитационного центра. Как сказал один руководитель реабилитационного центра: «Все птенцы становятся орлами, а орлы вместе не летают». Стадия коллегиальности и профессионального спокойствия. На этой стадии специалист занял свою нишу в профессиональном сообществе, достиг автономии в своей профессии, выработал свой собственный терапевтический стиль. Утихла борьба за власть, пришло профессиональное спокойствие, появился интерес к научной и исследовательской работе, описанию своего профессионального опыта. Происходит взаимодействие с коллегами совсем на другом уровне. Если раньше консультант прислушивался к опыту авторитетных, статусных коллег, то теперь видит источник новых, свежих идей и младших коллег, только начинающих путь в своей профессии. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|