Профессия – Консультант по Зависимости.

Профессия – Консультант по Зависимости. Мифы о профессии. Стадии развития профессиональной идентичности консультанта.

В России и в странах СНГ профессия консультанта по зависимости начала формироваться под влиянием ведущих мировых специалистов в этой области в начале 90-х годов XX века. Тогда же некоторые отечественные специалисты (психотерапевты, наркологи, психологи)  заинтересовались Миннесотской программой выздоровления наркологических пациентов и проходили обучение у зарубежных коллег. Они же, в дальнейшем и передавали свои знания уже молодому поколению, осваивавшему эту интересную профессию. На сегодняшний день уже отечественные специалисты в области реабилитации накопили свой богатый опыт, в условиях наших реалий и нашей ментальности.

Профессия консультант по зависимости относительная новая и авторство в ней принадлежит реабилитационным центрам для зависимых людей, нежели учебным заведениям. Некоторые ВУЗы  стали включать в образовательную программу на специализированных факультетах цикла «Психологию зависимого поведения», что дает толчок к изучению и формированию еще одной клинической специализации по психологии.

Исходя из реалий формирования этой профессии на постсоветском пространстве, родилось достаточное количество мифов в этой области. Миф устойчив тем, что в нем действительно есть правда, но только лишь часть. Рассмотрим самые популярные из них:

МИФ ПЕРВЫЙ. Консультантом по зависимости может стать только зависимый человек. Правда здесь только в том, что наличие опыта действительно облегчает некоторое понимание зависимости и навыках избавления от нее, но любая профессия является результатом получения знаний и специфических навыков, а не личного опыта. Это означает, что консультантом может быть человек, не проходивший реабилитацию, но, при наличии специального образования и прохождении психологической практики, он может им стать.

Мне доводилось наблюдать различные реабилитационные системы и участвовать в их процессе, что позволило сделать весьма ценное наблюдение, которое часто является порождением этого мифа – сотрудники некоторых центров делают ошибку, назначая консультантами пациентов, закончивших реабилитационную программу и не прошедших специального обучения. Мотивы многих центров понятны – во-первых, это немалая экономия ресурсов, ведь приглашать дипломированного специалиста и обучать его под свои реалии стоит немалых денег, во-вторых, как ошибочно считают сотрудники таких центров, это очередной этап выздоровления бывшего пациента, который получает должность консультанта.

Но в этом и заключается большая ошибка, с профессиональной точки зрения. Недаром, зарубежный опыт в этой профессии четко говорит, что прежде чем взять выпускника центра выбравший на должность консультанта по зависимости, он должен в течение 2-3-х лет выздоравливать и социализироваться самостоятельно. То есть применять полученные в реабилитационном процессе знания на практике и только потом пройти специальную подготовку, что позволит за это время выявить личностные проблемы, мешающие в профессиональном плане действовать в интересах клиента, и осознанно уже принять решение - становиться консультантом или нет. Это необходимый критерий отбора, позволяющий «отсеять» случайных людей, которые могут использовать эту профессию для самоутверждения.

МИФ ВТОРОЙ. Любой, закончивший успешно программу реабилитации может стать консультантом.

И да, и нет. Идея, я думаю, понятна из предыдущего разбора мифа. Любой может, но не любой захочет (когда узнает что значит быть профессиональным консультантом) и не любой станет. Некоторые «передумывают» и на более поздних стадия профессиональной идентичности этой профессии.

МИФ ТРЕТИЙ. Консультирование – это психотерапия.

Не буду здесь уделять внимание разбору отличий консультирования и психотерапии, я думаю, вы либо это знаете, либо найдете с легкостью эту информацию. Но разница конечно есть. На практике, к сожалению, приходилось наблюдать такую картину – в расписании реабилитационного центра стоит мероприятие «Групповая психотерапия», а проводит ее человек без специального образования, знаний и навыков. Как вы уже догадались – консультант по зависимости. Хотя с профессиональной точки зрения правильнее было назвать данное мероприятие «Групповое консультирование», а это совсем другие цели и задачи.

Более подробную информацию о профессии консультанта можно поискать в интернете, которая основывается на 12 профессиональных принципах консультанта по зависимости, в формате этой статьи я не буду подробно описывать эти принципы.

Теперь немного о профессиональной идентичности консультанта по зависимости. Как и любой профессиональный психотерапевт и психолог, консультант по зависимости, проходит несколько стадий своего профессионального созревания. Мои наблюдения также опираются на реалии отечественного реабилитационного пространства. Путь развития профессиональной идентичности консультанта по зависимости очень схожи с описанием профессиональной идентичности психотерапевта, но имеет свои особенности (Хамитова И.Ю. «Развитие профессиональной идентичности консультанта», психоаналитическая теория идентичности Эрика Эриксона и модель сепарации - индивидуализации Маргарет Малер).

Стадии профессиональной идентичности консультанта по зависимости.

Стадия ориентации. На этой стадии у консультанта еще нет специфической профессиональной цели. Можно сказать, что он пока совмещает «приятное с полезным». Если это бывший выпускник реабилитационного центра, он возможно, еще не определился, чем на самом деле хочет заниматься в профессиональном плане. Если это студент-психолог, то он также пока не знает, в каком направлении своей профессии он будет развиваться дальше. Именно на этой стадии происходит наибольший «отсев» тех, кто не перейдет на следующую стадию, как на первом курсе в институте происходит отбор тех, кто в итоге дойдет до дипломной работы. Консультант может искать тех, кто поддержит его в этой профессии, это могут быть как профессионалы, так и его близкие люди. Также приходит понимание, что такое – профессия консультант. Консультант знакомится в полной мере со своими должностными обязанностями, совершает свои первые ошибки и делает первые успехи в этой профессии. Завершением этой стадии является решение продолжить профессиональную подготовку и освоение профессии консультанта.

Стадия идентификации. На этой стадии консультант уже имеет минимальный опыт консультирования, на чаще всего результат приписывает своим личностным качествам,  а не профессиональным навыкам. Как правило, здесь имеют место завышенные требования к себе, ощущения нехватки знаний, страхи выглядеть неуспешным в глазах коллег. То есть все то, что присуще начинающему специалисту. Идет поиск своей профессиональной идентичности, консультант может подражать своим учителям, терапевтам, супервизорам и т.д. Испытывает необходимость находить подтверждение своим успехам со стороны, также развивает способность самому замечать свои успехи.

Стадия деятельности и начала автономии. Возрастающая ответственность консультанта приносит ему как профессиональную зрелость, так и внутренние колебания между тем, чтобы самостоятельно принимать решения, экспериментировать и делать ошибки, так и состояния «отката» в предыдущие стадии из-за ошибок и возможной переоценке своих способностей. На этой стадии консультант ищет тот разумный баланс, где он, с одной стороны автономен, с другой способен получить конструктивную критику от коллег, возможность выговориться и посоветоваться по сложным для него вопросам.

Некоторые реабилитационные центры заинтересованы в консультантах по зависимости с первой по третью стадии профессиональной идентичности. Об этом чуть ниже.

Стадия насыщения и самостоятельности. Начинается, когда консультант осознает себя как профессионал в этой области, знает свои слабые и сильные стороны, умело использует свой арсенал знаний и умений. На этой стадии консультант испытывает кризис «насыщения», стагнации, ему хочется повышать свой профессиональный уровень, проходить дальнейшее обучение. Кто-то выбирает профессию психолога, специалиста по социальной работе, иногда выбор падает на получение знаний в области социальных проектов и др. В работе с пациентами консультанты демонстрируют большую естественность, чем раньше, становятся более зрелыми и вдумчивыми в принятии решений.

На этой стадии могут быть конфликты от несоответствия ожиданий, разрешение которых может развиваться по двум направлениям:

- когда интересы консультанта и руководства центра в профессиональном развитии,  и, как следствие, изменении размера оплаты труда, совпадают. Например, у высшего руководства реабилитационного центра есть бизнес-стратегия  - создание сети реабилитационных центров, тогда центр высоко заинтересован в профессиональном росте «своего» консультанта, его дальнейшем обучении (например, получении образования психолога), приверженности миссии реабилитационного центра. Тогда удовлетворены обе стороны – консультант получает возможность удовлетворить свои потребности в творческой активности, делать новые открытия и проводить эксперименты в ходе своей профессиональной деятельности, выбирая (или пересматривая имеющиеся) направления своей специализации, одновременно принося пользу и реабилитационному центру.

- когда интересы консультанта, находящегося на этой стадии не совпадают с руководством реабилитационного центра. Другими словами, руководителю реабилитационного центра более выгодно иметь в своем штате консультантов, находящихся на предыдущих стадиях своего профессионального развития. То есть, бизнес-стратегия руководства центра отличается от профессиональных амбиций консультанта, в таком случае консультант прекращает свое сотрудничество с центром и ищет подходящие условия для своего дальнейшего профессионального роста.

Стадия профессиональной независимости. Это период профессионального взросления консультанта, который может занимать всю дальнейшую профессиональную жизнь. Это уже настоящий специалист в своей области. На этой стадии идет борьба за власть и конкурирование среди коллег с похожим уровнем профессиональной идентичности. Основное желание консультанта на этой стадии – чувствовать себя независимым экспертом. Например, кто-то начинает возглавлять другое отделение реабилитационного центра, а кто-то выбирает еще большую автономию – становится руководителем своего реабилитационного центра. Как сказал один руководитель реабилитационного центра: «Все птенцы становятся орлами, а орлы вместе не летают».

Стадия коллегиальности и профессионального спокойствия. На этой стадии специалист занял свою нишу в профессиональном сообществе, достиг автономии в своей профессии, выработал свой собственный терапевтический стиль. Утихла борьба за власть, пришло профессиональное спокойствие, появился интерес к научной и исследовательской работе, описанию своего профессионального опыта. Происходит взаимодействие с коллегами совсем на другом уровне. Если раньше консультант прислушивался к опыту авторитетных, статусных коллег, то теперь видит источник новых, свежих идей и младших коллег, только начинающих путь в своей профессии.



Просмотров: 547
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Стадии формирования профессиональной идентичности психотерапевта
  • Как выбрать своего психолога, несмотря на то, что вы не владеете информацией об этой профессии
  • Четыре стадии сепарации сына от матери + пронзительное социальное видео по этой теме
  • Трансформация идентичности в условиях виртуализации жизненного пространства (размышления консультанта)
  • Психотерапия зависимостей. 1. О некоторых необходимых условиях реабилитационного центра
  • Что делать и как реагировать, когда мужчина возвращается из реабилитационного центра?
  • О психологическом консультировании и моей работе в этой области
  • От «Попки» до «Матёрого Человечища»: 9 стадий профессионального созревания психолога-консультанта
  • 6 стадий развития профессиональной идентичности психотерапевта
  • Самомеркетинг в профессии психолог – консультант.
  • Открытие первого в России реабилитационного центра по лечению РПП
  • Каждый психолог сталкивается с этой проблемой в своей практике
  • Начинающий тренер – консультант: инструкция по выживанию в профессии
  • Проблемы профессиональной идентичности подростка
  • Феномен профессиональной идентичности в работах отечественных и зарубежных исследователей
  • Критерии и стадии развития зависимости: алкоголизм и наркомания
  • Психолог-консультант. Профессия, меняющая жизнь.
  • «Потерянные в переводе»: о профессиональной идентичности специалистов помогающих профессий
  • Распространенные ошибки в работе психолога-консультанта
  • Позиции консультанта в процессе консультирования (для начинающих)
  • Кто такой психолог-консультант, как он работает и чем может помочь?
  • Каким образом работает психолог-консультант, и как он может помочь?
  • Как отыскать в этой жизни «своего» человека?!
  • Кому и чем может помочь HR консультант?
  • Как карьерный консультант может помочь в профориентации?
  • Начинающий психолог-консультант: сильные стороны и ограничения.
  • Этимология служебного романа. Есть ли у этой истории продолжение?
  • О применимости навыков психолога-консультанта в гештальт-терапии.  
  • Какого специалиста выбрать (консультанта, психолога или коуча)?
  • Песочная терапия в работе психолога–консультанта: метод «Sand-art»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь