|
Иголка, ножницы, интерпретация (или об инструментах в работе психолога)Автор статьи: Струговщикова Ольга Васильевна
Мне кажется, что если спросить «человека с улицы»: «Какие инструменты в своей работе использует швея?», то он, наверняка, вспомнит швейную машинку, ножницы, иголки. Более «продвинутые» могут упомянуть оверлок (машинка для обработки края швов, шитья трикотажных изделий). Мало кто знает о том, что существуют еще и коверлок, вышивальная машина, масса разных приспособлений, пробивающих кнопки, блочки, люверсы и т.д., и т.п. (не буду больше утомлять терминологией). Возможно, для кого-то будет открытием, что утюг – это тоже инструмент швеи, т.к. почти каждый шов чередуется с приутюживанием, заутюживанием, отутюживанием, сутюживанием и т.д. Думаю, что представления о самом известном инструменте - швейной машине тоже далеки от реальных. Современные швейные машины и дизайном и «начинкой» очень отличаются от доисторических Зингеров, стоявших у наших бабушек или подольских «Чаек» являвшихся предметом гордости наших мам. Машинки перестали быть просто механическими (ручными, ножными, электрическими). Сейчас в них «вшивают» целые компьютерные программы, позволяющие выполнять сложнейшие строчки одним нажатием кнопки (например, сделать петлю для пуговиц). Теперь в них по 20, 50, 70, а в некоторых до 500 видов строчек (!!!), тут тебе и цветочки, и лепестки, и даже любые буквы кириллицы и латиницы, по 5-20 видов петель. Поэтому швеям, занимающиеся индпошивом профессионально, приходится постоянно обновлять и «тюнинговать» свой «автопарк» (как они сами говорят про свои машинки), и осваивать новые инструменты. Интересно, а что скажет все тот же «человек с улицы», если его спросить: «Какие инструменты в своей работе использует психолог»? Наверно, этот вопрос заставит его глубоко задуматься. Я даже вижу этот недоумевающий взгляд, и слышу ответ: «Да, никакие, он же просто разговаривает». Возможно, более осведомленный скажет: «тесты всякие». Ответ на вопрос об инструментах в работе психолога не столь очевиден. Внешне наша работа выглядит как обычное общение двух или нескольких людей, при котором один больше рассказывает (клиент), а другой больше молчит, иногда задает вопросы, перефразирует, обобщает, дает толкования (психолог). На самом деле, главным инструментом в работе психолога – является он сам, его личность. В своей работе мы опираемся на те чувства, которые взывает в нас клиент (его высказывания, действия), используем собственные качества (например, доброжелательность, уверенность). Далее в качестве инструментов можно назвать различные подходы, например, знаменитый психоанализ, или менее известные гештальтерапию, нейро-лингвистическое программирование (НЛП), психосинтез и т.д. Вернее это даже не один инструмент, а целый кейс, или даже вагон с инструментами. Следующий уровень – это различные психотехники, начиная с самых элементарных, например, техники пассивного слушания (такие как угуканье, кивание головой и пр.), заканчивая более глубокими, применяемыми на определенных этапах (например, написание письма самому себе или разговор с «пустым» стулом, или рисование собственного внутреннего мира). Для наглядности приведу некоторые аналогии. Итак, главными инструментом в работе швеи является швейная машина, а в работе психолога – его личность. Владение каким-либо направлением психологии (психоанализ, символдрама, артерапия, телесная терапия), я бы приравняла к оверлоку, коверлоку, вышивальной машине или другой сложной технике. Ее мало приобрести, нужно еще и освоить, научиться выполнять на ней разные строчки, швы, использовать приспособления, уметь настраивать на разные виды тканей. Так техника «угу-поддакивание», применяемая в процессе слушания (название говорит само за себя), на мой взгляд, сравнима с наличием иголки. Без нее никуда. Интерпретацию (фраза психолога о том, что, по его мнению, стоит за действиями и словами клиента, с какими событиями из его жизни они могут быть связаны) я бы соотнесла с ножницами. Наверное, потому, что она выглядит внешне очень просто (как и ножницы), однако, чтобы эта техника дала положительный эффект, ей надо владеть мастерски. Как неточные интерпретации разрушают контакт, так и неточный разрез ножницами может «погубить» все изделие. Помню, одно мое неловкое движение ножницами во время шитья куртки привело к тому, что пришлось перекраивать всю полочку (передняя часть) и начинать шить почти заново. Тесты (точнее, психодиагностические методики) применяемые для изучения, измерения каких-либо свойств, качеств человека, в шитье аналогичны «метру» (гибкая линейка, которую часто скручивают в маленький рулончик). Причем они тоже бывают разные (как и тесты) есть, например, такие приспособления, которые позволяют отмерить высоту юбки или платья от пола, существуют различные насечки, на лапках швейных машин и пластине, позволяющие измерять отступ от края при шитье и т.д. Психологи как и швеи активно используют компьютерные и интернет-технологии. Например, для консультирования и групповой работы психологи активно применяют интернет-телефонию (общение с клиентами как по телефону, только посредством интернет-связи), видео-связть (напрмер, по Скайпу), переписку в чате (или в программах, позволяющих мгновенно обмениваться сообщениями (маил.ру-агент, аська и др.) или обмен письмами по электронной почте. Поэтому все чаще инструментами психолога становятся компьютер, веб-камера, наушники и микрофон, а также разные программы, позволяющие устанавливать связь с клиентами на дистанции посредством интернета (о навороченных швейных машинах я говорила выше). Вот такие разные у нас инструменты…
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|