Инструменты практикующего психолога в работе с психосоматическими проблемами

Огромное количество людей в современном мире страдают теми или иными заболеваниями, большая часть из которых относится к психосоматическим. Сталкиваясь с большим количеством информации, конфликтами и негативными переживаниями, человек вынужден справляться со своим напряжением и стрессом привычными способами. Зачастую неотреагированные и подавленные эмоции создают аффективное напряжение – «психологические тиски», которые дают о себе знать болезненными симптомами в теле человека.

В настоящее время «психосоматика» как направление медицины и психологии является актуальной и значимой наукой, в которой разрабатываются и эффективно внедряются новые подходы и методы работы с психосоматическими клиентами. Среди направлений выделяют: психоаналитическую концепцию возникновения психосоматических расстройств; конверсионная модель образования симптомов; концепцию о вегетативном неврозе Ф. Александера; концепцию двухфазного вытеснения А. Митчерлиха; интегративную модель здоровья, болезни и болезненного состояния по Г. Вайнеру и другие.

Изучением связи психики и тела занимались многие ученые в области медицины и психологии, психотерапии: Якоби М., Гейнрот И.Х., Александер Ф., Джелифф С., Данбар Ф., Вейсс Э., Икскюля Т., Везиака В., Лекрон Л., Брязгунов И.П., Кулаков С.А, Сандомирский М., Старшенбаум Г.В. и другие.

Под психосоматическими заболеваниями следует понимать смещение переживаний и внутриличностных конфликтов человека из психологической сферы в телесную. При этом человек испытывает настоящую, физически ощущаемую боль – симптом. Отметим, что под любым симптомом понимают следствие длительного эмоционального напряжения низкой интенсивности.

Существует множество причин возникновения психосоматических заболеваний: неотреагированные эмоции, неразрещенный внутренний конфликт, психологическая травма, внушение или самовнушение, самонаказание, условная выгода, идентификация с другим человеком. По мнению Гусева, «болезнь – это нарушение нормальных способов реализации потребностей: материальных или духовных». Реализация потребностей может быть в сторону избытка, а также в сторону дефицита и нереализации.

Традиционно классификация психосоматических расстройств состоит из конверсионных симптомов (затрагивают произвольную моторику и органы чувств: истерический паралич, «ползание мурашек», психогенная слепота и глухота, рвота, болевые феномены и др.), функциональные симптомы (нарушение отдельных органов или систем: ком в горле, расстройства желудка и др.) и психосоматозы (изменения и патологические нарушения в органах). Так, американский психоаналитик Франц Александер еще в 1950 году выделил 7 классических психосоматических заболеваний: гипертония, язвенная болезнь 12-перстной кишки, неспецифический язвенный колит, бронхиальная астма, нейродермит, гипертиреоз и ревматоидный артрит. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что классификация болезней психосоматического спектра значительно шире: ишемическая болезнь, тиреотоксикоз, сахарный диабет, ожирение, радикулит, мигрень, кишечные колики, синдром раздраженного кишечника, хронический панкреатит, витилиго, псориаз и бесплодие.

О наличии у клиента психосоматического заболевания будут свидетельствовать следующие критерии и проявления: отсутствие отягощенной наследственности; отсутствие объективных причин с точки зрения медицины; последовательность симптомов; симптом обостряется в проблемной ситуации.

Главным механизмом в работе с клиентами, имеющими психосоматические проблемы, является осознание вытесненного конфликта, условной выгоды и прочее. Помимо психотерапии источника первичного внутриличностного конфликта, практикующий психолог в работе с такими клиентами может использовать широкий спектр методов и приемов.

Для начала клиента просят анализировать собственные мысли и высказывания по поводу больного органа. Особое внимание клиенту следует обратить на моменты возникновения болезненных симптомов: нетипичные ситуации, переезды, конфликты с другими людьми, переживание негативных эмоций и др.

Достаточно известной в работе с психосоматическими клиентами является методика «Внутренний доктор», которая имеет различные варианты проведения. Врач-психотерапевт Хасай Алиев предлагает проводить методику в три этапа: 1) клиент выполняет интенсивные хлопки ладонями по спине; 2) обняв себя за плечи качается вперед и назад на ступнях, одновременно фиксируя внимание на проблемной зоне; 3) позволяет своему организму выдавать те реакции, которые он захочет выдавать (человек начинает совершать определенные движения, способствующие снятию блоков и зажимов). Клиент полностью доверяется своей подсознательной сфере в результате чего тело начинает совершать нетипичные реакции разного рода: подергивание конечностей; ритмичные и танцевальные движения; зарядка и др. При направлении внимания на боль и проявление ответных реакций организма происходит значительное снижение болевого ощущения. В этом заключается весь лечебный процесс.

Представители символдрамы предлагают другую версию методики «Внутренний доктор», которая состоит из следующих шагов: 1) клиент воображает старого мудрого врача, который живет внутри его тела (образ внутреннего доктора может быть любым); 2) Внутренний доктор – это мудрое существо, которое знает и понимает проблему клиента. Клиент инициирует начало диалога между Внутренний доктором и собой. Психолог также может обращаться к Внутреннему доктору, задавая вопросы; 3) задача клиента договориться с Внутренним доктором о помощи в излечении симптома, получении рецепта и рекомендаций. Есть множество примеров из практики, в ходе которых клиенты получали ценный ответ для выздоровления от своего подсознания.

Интересную технику «Запах лекарства» использует Н.Д. Линде в созданной им эмоционально-образной психотерапии. Она состоит в том, что клиента просят представить себе запах воображаемого лекарства, которое нужно именно этому месту в теле при данном заболевании. Необходимо представать как данный запах проникает в это место и лечит его. Подобным образом автор предлагает использовать методику «Поток воды в теле».

Основоположник процессуального подхода в психологии Арнольд Минделл, предлагает уникальную методику «Создатель симптома», которая достаточно быстро позволяет убрать болевой симптом в теле человека. Методика состоит из 4 этапов: 1) вначале клиент подробно описывает симптом (как начинается, как протекает, в каких ситуациях возникает, какими телесными ощущениями и чувствами сопровождается); 2) далее психолог разъясняет клиенту метафору «Создателя симптома», как если бы сам клиент создавал у себя данный симптом (какими действиями бы он его создавал); 3) клиент начинает совершать действия создателя симптома перед собой (давление руками, удары, разминать, пинать ногами и прочее); 4) в течение нескольких минут клиент без остановки совершает данные действия, причем они должны приносить своеобразное удовольствие от его исполнения. Клиенту необходимо ответить на вопрос «Что мне нравиться в этом действии?». «Создатель симптома» показывает человеку, что ему не хватает в жизни. Если боль вызвана психосоматическими процессами, то через некоторое время болевой симптом уменьшается и исчезает.

Несколько оригинальной является техника «Принятие боли» Игоря Вагина. По мнению автора, данная техника способна снять боль, которую не снимали другие методы. Суть ее заключается в том, чтобы клиент нашел в своей боли нечто позитивное: «когда ничего не помогает, перестаньте работать с болью и примите ее, найдите в ней своеобразное удовольствие. Скажите себе: «Да, это должно болеть, и я буду жить с этим!». Часто принятие боли ослабляет ее. Почувствуйте, что боль вам приятна, что вы получаете от нее удовольствие».

Представители гештальт-терапевтического направления в психологии предлагают достаточно известный метод работы с пустым стулом. Техника предназначена для интеграции клиента с собственной болезнью. На пустом стуле клиент визуализирует образ своей болезни и выясняет причину ее возникновения. Хронические клиенты исследуют потребности своей болезни и ищут социально-приемлемые формы ее выражения.

Среди эффективных методов в работе с психосоматическими клиентами выделяют – арт-терапевтические (танец, рисунок, сказка и др.) Танцевальная психотерапия предполагает два варианта: танец больного органа; танец болезни и танец выздоровления. Задача клиента найти то музыкальное сопровождение, которое подходит под его симптом. В первой части танца клиент в течение нескольких минут исполняет «танец боли» (например, «танец головной боли», «танец тошноты» и прочее). Во второй части танца, уже под другую музыку, клиент исполняет «танец выздоровления». Таким образом, клиент выражает в танце симптом боли и подавляемая эмоция находит приемлемый выход. Можно сказать, что через танцевальную метафору бессознательное клиента получает запрос на выздоровление. Большего эффекта в выздоровлении возможно достичь через исполнения танца не однократно, а постепенно и систематично.

В качестве рисуночных методов применяют технику «Расчлененка», авторами которой являются Тимошенко Г. В., Леоненко Е.А. Перед началом техники клиент берет 7 листов формата А4 и 7 цветных карандашей. Стоит помнить, что на каждом новом листе клиент может рисовать только карандашом одного цвета. Клиенту дается следующая инструкция:

1 лист – «Нарисуйте части Вашего тела, которые отвечают за Ваш ресурс, дают наибольшую жизненную силу».

2 лист – «Нарисуйте части тела, которые обеспечивают Вашу внутреннюю и внешнюю безопасность».

3 лист – «Нарисуйте части тела, которые отвечают за Ваше сотрудничество с окружающим миром».

4 лист – «Нарисуйте части тела, которые обеспечивают Вашу возможность сопротивляться при необходимости окружающему миру».

5 лист – «Нарисуйте части тела, которые отвечают за Вашу внутреннюю жизнь, за Ваши взаимоотношения с самим собой».

6 лист – «Нарисуйте части тела, которые отвечают за интеграцию всех выше описанных функций и за контролем за их осуществлением».

7 лист – «Нарисуйте те части тела, которые Вы не нарисовали или которые почему-то Вам важно нарисовать еще раз».

Каждый последующий лист, клиент берет строго после того как переворачивает предыдущий, чтобы не иметь возможности посмотреть, что уже было нарисовано.

В завершении клиенту необходимо ножницами вырезать все нарисованные органы и объединить их в единый коллаж, собрать целого человека из всех частей.

Интерпретируется полученный коллаж по следующим критериям: человек должен получиться целым; внутренние части должны находиться внутри; части тела должны быть соразмерными; изображение должно быть реалистичным; функции должны быть дифференцированы; изображение должно быть кратным (количество органов должно быть, как в реальной жизни).

Классические рисуночные техники состоят в изображении клиентом своего симптома, который может быть отнесен к следующим типам рисунка: метафора болезни, живой образ, патологический процесс и ситуация болезни (М. Минакова). К каждому типу рисунка психолог задает свои вопросы, которые позволяют выявить причины симптома, а также найти эффективные и экологичные способы справится с ним.

Сказкотерапия в качестве метода работы с психосоматическими заболеваниями предполагает создание клиентом сказки о своем больном органе (симптоме) и анализе ответов на вопросы по сценарию и результатам изложения текста:

  1. В чем заключалась основная проблема героя (больного органа)?
  2. Что ее усугубляло? Как герой решал свою проблему неправильно?
  3. Какие персонажи помогают, а какие мешают герою? Почему?
  4. К каким персонажам мог бы обратиться герой за помощью (но не сделал этого)? Почему? Какой ответ он бы получил?
  5. К каким персонажам точно не стоило бы обращаться? Почему? Какой ответ он бы получил?
  6. Что в конечном счете помогло герою решить его проблему?
  7. Что важно не забывать делать герою, чтобы быть счастливым и не вернуться к этой же проблеме?
  8. Как можно перевести эти ответы на вашу жизнь?

Важно понимать, что психологические методы позволяют определить, что именно необходимо осознать и изменить клиенту, чтобы справиться с симптомом и достичь выздоровления.

В современном мире в практике психологического консультирования и психотерапии клиентов накоплен широкий спектр техник и методик работы с психосоматическими проблемами. В данной статье раскрывается лишь незначительная часть применяемых методик. Каждый профессионал подбирает для себя наиболее приемлемый и эффективный метод работы с клиентом, согласно своему направлению в психологической практике.



Просмотров: 494
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пять уровней, через которые проходит клиент в процессе психотерапии
  • О боли которую приносит клиент и работе с ней.
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Каких результатов может ожидать клиент от психотерапии
  • Фразы-разрушители, которые программируют болезни тела
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • 4 вещи за которые точно не должно быть стыдно перед мужчиной и собой
  • Мужчина-клиент и женщина-клиент в расстановках
  • Как сделать так, чтобы клиент сам решил свою проблему?
  • Должен ли клиент быть интересен психологу
  • Клиент-центрированный взгляд на терапию с клиентами, имеющими пограничный уровень функционирования
  • Сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это не ваш человек
  • 3 привычки, которые вы должны развить в себе, чтобы всегда быть «при деньгах»
  • Про сложности работы с психосоматическими клиентами и пациентами.
  • 3 сигналы вашего тела, которые указывают на то, что это действительно - Ваш человек
  • Отношения клиент - психолог, психотерапевт. Какие они?
  • Может ли клиент дружить со своим психологом?
  • Что делать если человек лишился части своей души?
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • Психосоматический клиент (Мужество быть мужчиной).
  • Что сказать, если клиент бежит из психотерапии…
  • Что клиент не может сделать сам?
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Когда клиент - не клиент
  • Двойные отношения в терапии: клиент и терапевт – быть друзьями или нет?
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • Как клиент может просить психолога укрепить негативную позицию
  • Отношения «Психолог-Клиент» в юридической практике
  • Что получает клиент от психотерапии?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь