|
Очаровательные малыши (возраст от 2-х до 3-х лет): психологический портрет ребенкаАвтор статьи: Соснина Мария Сергеевна
В чем секрет обаяния двухлетних детей? Они честны и искренни во всем — в своих симпатиях и антипатиях, привязанностях и увлечениях. Их глаза широко открыты на все происходящее вокруг. Дети учатся через собственный опыт, пробы и ошибки, повторение и подражание. Взрослые руководят и вдохновляют это учение, обеспечивая ребенку безопасное окружение, которое будет поддерживать его эмоционально. Главной фигурой для детей третьего года жизни является взрослый, так как дети практически во всем еще зависят от него. Маленькие дети не могут познавать мир, если им не объяснят смысл того, что они видят, слышат и т. д. Пожарная машина остается для них шумной, пугающей, непонятной вещью до тех пор, пока взрослый не скажет, что это пожарная машина. Она спешит с пожарными тушить пожар. Без помощи взрослого ребенок не может справиться со многими проблемами. Раздеться — пожалуйста! Но одеться полностью самостоятельно удается далеко не каждому и не всегда. Самостоятельно есть ложкой многие уже могут, а разрезать котлетку, картофелину еще не умеют. Столь же трудны и некоторые моменты туалета. В своих маленьких делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные ситуации: то больно коленку ушиб, то мяч закатился — не достать, то сверстник отнял лопатку и не отдает или сердитая собака бежит навстречу. Во всех случаях ребенок ищет помощи, сочувствия, защиты и может найти их только у взрослого. Ребенку третьего года жизни необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов ему помочь, поддержать и защитить. Двухлетний малыш, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Ему неоткуда ждать понимания и похвалы, кроме как от взрослого. Продолжительные контакты с любящими взрослыми являются основой самоуважения ребенка этого возраста. Дети начинают ценить себя, если их ценят другие. Обучение в этом возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания взрослому. При этом ребенок подражает всему, что тот делает: и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному. Речью ребенок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. При этом ребенок воспринимает речь взрослого в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в этот момент ему в глаза. В мир культуры — песен, сказок, рассказов, картин — ребенка вводят взрослые. Дети любят повторения: они с удовольствием много раз слушают одну и ту же сказку, любят петь знакомые песни, повторять знакомые действия. Для маленького ребенка короткая сказка и незамысловатая история - это новый необыкновенный мир, возникший на основе ваших слов. Он хочет снова оказаться в нем, аналогично тому, как вы несколько раз смотрите любимый фильм. Каждый человек нуждается в приятных прикосновениях и контактах с другими людьми, а маленькие дети — особенно. Выраженность этой потребности индивидуальна и отличается у разных детей, как и у взрослых. Важной особенностью детей 2—3 лет является высокая чувствительность, поскольку механизмы физиологической саморегуляции организма недостаточно сформированы. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоит тесная обувь, тугие резинки колготок или пояса брюк, ленты и заколки в прическе, возникло раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т. п. Двухлетние малыши еще не различают живое и неживое. Взрослому необходимо постоянно демонстрировать разные образцы поведения по отношению к живым и неживым объектам. Попытку разобрать живую бабочку на части нужно пресечь, но не следует расценивать это поведение как жестокость. Разбирать предметы на части — это его способ познания мира. Ревность ребенка по отношению к любимому родителю очень высока в этом вохрасте. Точно также, если ребенок полюбил своего воспитателя или другого понравившегося ему взрослого, то он нередко начинает ревновать его к другим детям. При этом, сверстник для малыша еще малозначим и нередко становится источником конфликтов из-за игрушек или внимания педагога. В этом возрасте у детей впервые появляется желание не просто манипулировать предметами, как они делали это раньше (катать, стучать, бросать и т. п.), но и создавать из них нечто новое (забор из кубиков, поезд из стульев и др.). Теперь они хотят в итоге своих действий получить вполне определенный результат. Они строят из кубиков дом или гараж, а не просто переставляют их или громоздят друг на друга. Рисуют машину или доброго волка, а не водят карандашом по бумаге или рисуют мелом по асфальту. Вначале нелегко догадаться, что представляют собой постройки и что изображено на рисунках. Но сам ребенок знает это. Дети начинают ставить перед собой принципиально другие цели. Нарисовать яблоко — это психологически иная цель, чем достать его и съесть. Эти новые цели зарождаются в рисовании и конструировании, которые называют продуктивными видами детской деятельности. Мы называем их продуктивными, или созидательными, целями, а их самостоятельную постановку — продуктивным целеполаганием. Что же побуждает ребенка создавать вещи, которые он не может практически использовать? Хорошо известно, что, построив или нарисовав что-то, дети постоянно обращаются ко взрослым: «Посмотри, что я сделал!», явно стремясь вызвать их интерес и заслужить одобрение. А, катая мячик, они хотят только того, чтобы им не мешали. Поэтому можно думать, что причины, порождающие новый тип целей, лежат в сфере общения ребенка со взрослыми. Чтобы создавать то, чего еще нет, необходимо заранее — в уме — представить себе результат, который желательно получить в конце. Способность поставить и представить конечную цель своих действий, удерживать ее в мыслях все время, необходимое для ее достижения, и есть та важнейшая новая способность, которая должна появиться у ребенка к трем годам. Становлению у детей продуктивного целеполагания способствуют разные формы сотрудничества со взрослым. Одной из таких форм сотрудничества является похвала. Понаблюдав за действиями ребенка и обнаружив какой-то рисунок или малопонятное сооружение, взрослый усиленно хвалит данную работу, никак не называя ее. Убедившись, что похвалы восприняты, он спрашивает у автора, что это такое. Заданный в таких условиях вопрос всегда побуждает ребенка или придумать, что бы это могло быть, или, если придумать не удается, согласиться с одной из догадок взрослого («Ты построил башню?» — «Нет». «Ты сделал машину?» — «Да!»). Если взрослый еще приставит и колесико, у ребенка может зародиться мысль, что это и вправду машина и что он может ее построить. Взрослому следует интересоваться, что сделал ребенок, что он делает и что он хочет сделать, одобрять полученный результат, помогать оформить и довести задуманное до конца. Важное место в становлении продуктивного целеполагания занимает игра. В простейших сюжетных играх — «сварить обед», «причесать куклу» ребенок ставит перед собой те самые бытовые цели, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, но которые не может реализовать. Игра, благодаря условности выполняемых действий и воображаемому характеру результата, позволяет, и поставить, и достичь такие цели. Тем самым ребенку в игре открывается широкая панорама человеческих целей, и вместе с тем у него появляется недоступная на практике возможность стать их активным носителем. Развитие речевого общения К двум годам большинство детей уже говорят, и некоторые — неплохо. Свою речь они используют, чтобы добиться содействия взрослого в решении практических задач (достать игрушку, помочь одеться и т. д.); выразить свое согласие или несогласие («Хочу!», «Не хочу!», «Не буду».), но не беседуют с ним без настоятельной необходимости. Важным приобретением речевого развития к трем годам является то, что ребенок начинает пользоваться речью, чтобы сообщить родителю о каких-то важных для него событиях, рассказать о своих планах, поделиться впечатлениями, т. е. просто пообщаться с взрослым. Формирование неагрессивного взаимодействия между детьми Приходя в первую младшую группу, ребенок сразу попадает в многочисленное «общество». В силу специфического отношения друг к другу в данном возрасте этот факт чреват серьезными последствиями для будущего развития ребенка. Двухлетние дети не знают как вести себя со сверстниками. Сверстник является для них скорее занятным предметом, который не слишком отличается от других движущихся вещей. Они действуют не считаются с их возможными неудобствами и переживаниями, о которых просто не подозревают. Могут толкнуть сверстника, оказавшегося на дороге, наступить на него, если тот на свою беду, лежит на пути, отнять игрушку, хотя сам держит такую же и тем более, если у него такой нет и т.д. Подобные действия вовсе не означают выражение плохого отношения, или агрессивности. Их причиной могут быть вполне невинные желания: взять привлекательный предмет, захватить хорошее место, неумение занять себя чем-то более интересным. Однако само по себе безобидное желание порождают у некоторых детей агрессию в форме драк, плевков, укусов, что часто наблюдается именно в этой возрастной группе. Такие формы поведения, случайные вначале, могут повторяться, закрепляться и переходить у части детей в привычку. Это порождает в группе обстановку, когда более слабые и миролюбивые дети уже не чувствуют себя в безопасности. Подобные акты насилия в отношении других должны пресекаться в зародыше, всегда и без исключения. Третий год жизни — самый благоприятный период для того, чтобы заложить у детей потребность и привычку к мирному и доброжелательному сосуществованию. Именно в этот период складывается стереотип поведения в группе, и каким он будет, зависит в первую очередь от взрослого. Именно в данном возрасте важно заложить традиции взаимного уважения, терпимости и доброжелательности, которые очень облегчит жизнь в последующие годы. Психические процессы Основные психические процессы — восприятие, внимание, память, мышление, речь носят у детей 2—3 лет непроизвольный характер. Это означает, что они не могут по собственному желанию сосредоточиться или запомнить, а обращают внимание только на то, что само привлекло их внимание, запоминают то, что само запоминается, и т. п. Между двумя и тремя годами происходит становление и интенсивное развитие активной речи. Вместе с тем речь детей ситуативная. Она привязана к тем условиям и обстоятельствам, которые ребенок воспринимает и в которых он действует. Она осуществляется в процессе диалога, т. е. требует постоянной поддержки со стороны собеседника. Словарный запас должен за этот год значительно возрасти. Если в два года он в среднем составляет 270 слов, а в два с половиной — 450, то в три года — это уже 800, а у хорошо развитых детей — более 1000 слов. Индивидуальные различия у детей в этом возрасте очень велики. Прежде всего они определяются характером общения со взрослым. Ребенок должен слышать разнообразную речь взрослых, охотно и много разговаривать с ними сам. В противном случае совершенно нормальные дети начинают отставать в речевом развитии. И их словарный запас может составить в два года — 50 слов, а в три — не более 300. Познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно основным типом является предметно-манипулятивная игра. Когда двухлетний ребенок ставит кубик на кубик, его цель, скорее всего, добиться, чтобы постройка не упала. Ребенок с удовольствием возьмет любой конструктор и будет собирать из него не самолет и не пароход, а «абстрактную» конструкцию. Когда ему попадут в руки фломастеры или краски, он чертит по бумаге и радуется появляющимся линиям или цветовым пятнам и их сочетаниям. Он открывает для себя пластические возможности глины, воска, пластилина, сминает и рвет бумагу без конкретной цели — из чистого интереса. Еще одно направление действий ребенка с окружающими предметами — исследование их внутреннего устройства. Наиболее привлекательными становятся предметы, которые имеют отверстия и полости, в которые можно что-либо положить, а затем вынуть обратно. Надолго может завладеть вниманием малыша вещь, которую он сможет разбирать на части. И большой интерес представляют детали, из которых он сможет что-то сконструировать самостоятельно. Итак, он использует три типа действий: разобрать на части, сконструировать нечто, заполнить или опустошить емкость. Детям интересны все игрушки и предметы, которые двигаются. Они исследуют разные принципы движения. Озвученные игрушки дают представление о разных способах получения звуковых эффектов: ребенок пробует нажимать на клавиши, дергать струны, дуть в дудочки, ударять по барабану ладонью или специальной палочкой. Очень важно поддерживать в этом возрасте саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. Для интеллектуального развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. По сравнению с домашней предметная среда в детском саду сильно обеднена. Дома в распоряжении ребенка оказываются всевозможные предметы взрослого обихода, использование которых ребенок, по крайней мере, наблюдает, а во многих случаях и пробует действовать с ними сам. Детей больше всего привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые. Эти вещи имеют осмысленную, четкую функцию, определяющую их устройство, которое так занимает малышей. Что же это звенит в телефонном аппарате? Что вспыхивает, когда папа фотографирует? Дети этого возраста многократно повторяют так называемые прямые и обратные действия. Они могут многократно вкладывать и вынимать что-то из коробочки или кошелечка, открывать и закрывать замочек сумочки или сундучок, выдвигать и задвигать ящики, застегивать и расстегивать различные замки, включать и выключать свет. В этом случае их занимает сам факт обратимости своих действий. На основе восприятия малыш учится к трем годам осуществлять простейшие классификации, например по цвету, по размеру. Ребенок 2 – 3 лет проявляет свои эмоции ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно прекратить реветь». Если эмоция слишком сильно захватила малыша, он нуждается в том, что бы взрослый помог ему успокоиться, восстановить равновесие. Малыша легко отвлечь и переключить из одного состояния в другое. Ребенок очень восприимчив к проявлению эмоций других детей. Он легко заражается ими и присоединяется как к бурным проявлениям радости, так и к плачу. В тоже время во многих ситуациях он обнаруживает бесчувственность, подчас граничащую с жестокостью. Он может радостно таскать котенка за хвост, с хрустом давить улиток и т.п. Делается это не со зла, а потому что он не задается мыслью и не может представить себе, что причиняет кому –то страдания. Однако если вы тактично не отучите его от подобных «развлечений», они могут с годами превратиться в подлинную жестокость. В этом возрасте многие дети проявляют возрастающие страхи — темноты, чудовищ, больших и лохматых существ, собак и т. п. Ребенок может испугаться неожиданного резкого громкого звука, движения. Положительные эмоции, так же как и отрицательные, в значительной степени связаны с разными физическими ощущениями: вкусной едой, приятными запахами (например, цветов или духов), приятным контактом со взрослым и его лаской, активным движением, пением, легкой веселой музыкой, осязанием приятных на ощупь тканей или материалов, из которых сделаны или которыми наполнены внутри мягкие игрушки, для некоторых детей — с купанием. В целом здоровый двухлетний малыш склонен иметь постоянно хорошее настроение. Для поддержания ровного положительного эмоционального фона очень важно соблюдение четкого и соответствующего возрастным физиологическим особенностям и ритмам режима. Дети очень восприимчивы к музыке, и с ее помощью можно создать у ребенка тот настрой, который в данный момент необходим, например расслабление и покой при укладывании на сон, радость в период активного бодрствования.
Как следует взаимодействовать с детьми в возрасте от 2 до 3 лет 1. Сопровождайте все происходящее ясными речевыми комментариями, поясняющими ребенку смысл событий. Называйте предметы, описывайте события, ощущения, чтобы помочь ребенку выучить новые слова. 2. Помогайте ребенку в решении бытовых проблем. Тем самым вы создаете у него чувство уверенности и защищенности, что является основой психологического комфорта. 3. Выражайте эмоциональное сопереживание и сочувствие детям. Если это необходимо, пожалейте и утешьте малыша. 4. Одобряйте каждое самостоятельное начинание малыша, стремление сделать что-то самостоятельно, по собственному замыслу. 5. Следует отдавать себе отчет в том, какой образец поведения вы показываете детям. Будьте готовы к тому, что они могут копировать все, что делает взрослый, а не только то, что вам хотелось бы. 6. Побуждайте ребенка пользоваться речью. Дожидайтесь ответа, даже тогда, когда ребенок недостаточно владеет ею. Голос взрослого не должен доминировать. Речь ребенка еще только формируется. И многое из того, что вы говорите, он просто не понимает. 7. Говорите короткими предложениями и употребляйте более простые речевые конструкции. 8. Ясно формулируйте, чего вы хотите от ребенка. Давайте четкие инструкции по поводу желательного поведения. Не пускайтесь в долгие разъяснения. 9. Читайте и рассказывайте детям о разных вещах и событиях. Не жалейте на это времени. 10. Многократно повторяйте спектакли, сказки, истории. 11. Не спешите вводить новую игру, песенку, танец, если малыш еще не до конца освоил предыдущее, и оно ему не надоело. 12. Помните, что время от времени ребенок нуждается в ласке, в том, чтобы его погладили, слегка приобняли, позволили прижаться. 13. При бурных проявлениях эмоций ребенка попытайтесь вызвать у него другое состояние, спокойно переключив внимание малыша. 14. Нужно давать детям как можно больше разборных игрушек и предметов из взрослого обихода, которые можно разобрать. 15. Предоставляйте в распоряжение детей конструкторы и мозаики и давайте возможность самостоятельно исследовать их. 16. Желательно, чтобы через игрушки ребенок смог познакомиться с самыми разнообразными материалами: тканями разной фактуры (шелк, плюш, вельвет, шерсть, лен), деревом, глиной, металлом, пластиком, резиной и т. п. 17. Предоставляйте детям разнообразные изобразительные материалы (краски, мелки, фломастеры, пластилин, бумагу различной фактуры, кисти, штампы и т. п.). 18. Предоставляйте детям разнообразные предметы, которые можно заполнять и опустошать: банки, коробки, сумочки и кошельки, пустые флаконы. 19. Делайте вместе с детьми звучащие игрушки — «шумелки» и «гремелки» из пустых флаконов, «киндер-сюрпризы», наполняя их различными семенами, металлическими предметами, песком и т. п.Не всегда правомерно требовать от малыша, чтобы он снова собрал разобранную игрушку, так как в большинстве случаев ему это еще не под силу.
Ориентиры возрастного развития: к трем годам ребенок может
Литература: 1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. 2. Смирнова Е.О. Детская психология - СПб.: Питер, 2009 - 304 с. 3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология - М.: Академия, 2001 - 336 с. 4. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста - М.: Дрофа, 2006 - 176 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|