Очаровательные малыши (возраст от 2-х до 3-х лет): психологический портрет ребенка

Очаровательные малыши возраст от 2 х до 3 х лет  психологический портрет ребенка

 В чем секрет обаяния двухлетних детей? Они чест­ны и искренни во всем — в своих симпатиях и анти­патиях, привязанностях и увлечениях. Их глаза ши­роко открыты на все происходящее вокруг. Дети учатся через собственный опыт, пробы и ошиб­ки, повторение и подражание. Взрослые руководят и вдохновляют это учение, обеспечивая ребенку без­опасное окружение, которое будет поддерживать его эмоционально.

Главной фигурой для детей третьего года жизни является взрослый, так как дети практи­чески во всем еще зависят от него. Маленькие дети не могут познавать мир, если им не объяснят смысл того, что они видят, слышат и т. д. Пожарная машина остается для них шумной, пугаю­щей, непонятной вещью до тех пор, пока взрослый не скажет, что это пожарная машина. Она спешит с по­жарными тушить пожар. 

Без помощи взрослого ребенок не может справить­ся со многими проблемами. Раздеться — пожалуйста! Но одеться полностью самостоятельно удается далеко не каждому и не всегда. Самостоятельно есть ложкой многие уже могут, а разрезать котлетку, картофелину еще не умеют. Столь же трудны и некоторые моменты туалета. В своих маленьких делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные ситуации: то больно коленку ушиб, то мяч закатился — не достать, то сверстник отнял лопатку и не отдает или сердитая собака бежит навстречу. Во всех случаях ребенок ищет помощи, со­чувствия, защиты и может найти их только у взрос­лого.

Ребенку третьего года жизни необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов ему помочь, поддержать и защитить.  Двухлетний малыш, как и любой человек, нуждается в под­держке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Ему неоткуда ждать понимания и похва­лы, кроме как от взрослого. Продолжительные контакты с любящими взрослы­ми являются основой самоуважения ребенка этого возраста.  Дети начинают ценить себя, если их ценят дру­гие.

Обучение в этом возрасте происходит, кроме собст­венного практического опыта, на основе подражания взрослому. При этом ребенок подражает всему, что тот делает: и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному. Речью ребенок овладевает только благодаря стара­ниям взрослых и в ходе общения с ними. При этом ре­бенок воспринимает речь взрослого в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в этот момент ему в глаза. 

В мир культуры — песен, сказок, рассказов, кар­тин — ребенка вводят взрослые. Дети любят повторения: они с удовольствием мно­го раз слушают одну и ту же сказку, любят петь зна­комые песни, повторять знакомые действия. Для ма­ленького ребенка короткая сказка и  незамысловатая история  - это новый необыкновенный мир, возникший на основе ваших слов. Он хочет снова оказаться в нем, аналогично тому, как вы несколько раз смотрите лю­бимый фильм.

Каждый человек нуждается в приятных прикос­новениях и контактах с другими людьми, а малень­кие дети — особенно. Выраженность этой потребнос­ти индивидуальна и отличается у разных детей, как и у взрослых. Важной особенностью детей 2—3 лет является высокая чувствительность, поскольку механизмы физиологи­ческой саморегуляции организма недостаточно сфор­мированы. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффек­тивности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жар­ко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоит тесная обувь, тугие резинки колготок или пояса брюк, ленты и заколки в прическе, возникло раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т. п.

Двухлетние малыши еще не различают живое и неживое. Взрос­лому необходимо постоянно демонстрировать разные образцы поведения по отношению к живым и нежи­вым объектам. Попытку разобрать живую бабочку на части нужно пресечь, но не следует расценивать это поведение как жестокость. Разбирать предметы на части — это его способ познания мира.

Ревность ребенка по отношению к любимому родителю очень высока в этом вохрасте. Точно также, если ребенок полюбил своего воспитателя или другого понравившегося ему взрослого, то он нередко начинает ревновать его к другим детям. При этом, сверстник для малыша  еще малозначим и нередко ста­новится источником конфликтов из-за игрушек или внимания педагога.

В этом возрасте у детей впервые появляется жела­ние не просто манипулировать предметами, как они делали это раньше (катать, стучать, бросать и т. п.), но и создавать из них нечто новое (забор из кубиков, поезд из стульев и др.). Теперь они хотят в итоге своих действий получить вполне определенный результат. Они строят из куби­ков дом или гараж, а не просто переставляют их или громоздят друг на друга. Рисуют машину или доброго волка, а не водят карандашом по бумаге или рисуют мелом по асфальту. Вначале нелегко догадаться, что представляют собой постройки и что изображено на рисунках. Но сам ребенок знает это.

Дети начинают ставить перед собой принципиаль­но другие цели. Нарисовать яблоко — это психологи­чески иная цель, чем достать его и съесть.  Эти новые цели зарождаются в рисовании и кон­струировании, которые называют продуктивными видами детской деятельности. Мы называем их про­дуктивными, или созидательными, целями, а их са­мостоятельную постановку — продуктивным    целеполаганием.

Что же побуждает ребенка создавать вещи, кото­рые он не может практически использовать? Хорошо извест­но, что, построив или нарисовав что-то, дети постоян­но обращаются ко взрослым: «Посмотри, что я сде­лал!», явно стремясь вызвать их интерес и заслужить одобрение. А, катая мячик, они хотят только того, чтобы им не мешали. Поэтому можно думать, что причины, порождающие новый тип целей, лежат в сфере общения ребенка со взрослыми. Чтобы создавать то, чего еще нет, необходимо зара­нее — в уме — представить себе результат, который желательно получить в конце. Способность поставить и представить конечную цель своих действий, удер­живать ее в мыслях все время, необходимое для ее достижения, и есть та важнейшая новая способность, которая должна появиться у ребенка к трем годам.

Становлению у детей продуктивного целеполагания способствуют разные формы сотрудничества со взрослым. Одной из таких форм сотрудничества является похвала. Понаблюдав за действиями ребенка и обнаружив ка­кой-то рисунок или малопонятное сооружение, взрос­лый усиленно хвалит данную работу, никак не назы­вая ее. Убедившись, что похвалы восприняты, он спрашивает у автора, что это такое. Заданный в таких условиях вопрос всегда побуждает ребенка или при­думать, что бы это могло быть, или, если придумать не удается, согласиться с одной из догадок взрослого («Ты построил башню?» — «Нет». «Ты сделал ма­шину?» — «Да!»). Если взрослый еще приставит и ко­лесико, у ребенка может зародиться мысль, что это и вправду машина и что он может ее построить.  Взрослому следует интересоваться, что сделал ре­бенок, что он делает и что он хочет сделать, одобрять полученный результат, помогать оформить и довести задуманное до конца.

Важное место в становлении продуктивного целеполагания занимает игра. В простейших сюжетных играх — «сварить обед», «причесать куклу» ребенок ставит перед собой те самые бытовые цели, с которы­ми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, но которые не может реализовать. Игра, благодаря условности выполняемых действий и воображаемому характеру результата, позволяет, и поставить, и до­стичь такие цели.  Тем самым ребенку в игре открывается широкая панорама человеческих целей, и вместе с тем у него появляется недоступная на практике возможность стать их активным носителем.

 Развитие речевого общения

К двум годам большинство детей уже говорят, и некоторые — неплохо. Свою речь они используют, чтобы добиться содействия взрослого в решении практических задач (достать игрушку, помочь одеть­ся и т. д.); выразить свое согласие или несогласие («Хочу!», «Не хочу!», «Не буду».), но не беседуют с ним без настоятельной необходимости. Важным приобретением речевого развития к трем годам явля­ется то, что ребенок начинает пользоваться речью, чтобы сообщить родителю о каких-то важных для него событиях, рассказать о своих планах, поделить­ся впечатлениями, т. е. просто пообщаться с взрос­лым.

 Формирование неагрессивного взаимодействия между детьми

Приходя в первую младшую группу, ребенок сразу попадает в многочисленное «общество». В силу специфического отношения друг к другу в данном возрасте этот факт чреват серьезными последствиями для будущего развития ребенка. Двухлетние дети не знают как вести себя со сверстниками. Сверстник является для них скорее занятным предметом, который не слишком отличается от других движущихся вещей.  Они действуют не считаются с их возможными неудобствами и переживаниями, о которых просто не подозревают. Могут толкнуть сверстника, оказавшегося на дороге, наступить на него, если тот на свою беду, лежит на пути, отнять игрушку, хотя сам держит такую же и тем более, если у него такой нет и т.д.

Подобные действия вовсе не означают выражение плохого отношения, или агрессивности. Их причиной могут быть вполне невинные желания: взять привлекательный предмет, захватить хорошее место, неумение занять себя чем-то более интересным. Однако само по себе безобидное желание порождают у некоторых детей агрессию в форме драк, плевков, уку­сов, что часто наблюдается именно в этой возрастной группе. Такие формы поведения, случайные вначале, могут повторяться, закрепляться и переходить у час­ти детей в привычку. Это порождает в группе обста­новку, когда более слабые и миролюбивые дети уже не чувствуют себя в безопасности. Подобные акты на­силия в отношении других должны пресекаться в за­родыше, всегда и без исключения.

Третий год жизни — самый благоприятный период для того, чтобы заложить у детей потребность и при­вычку к мирному и доброжелательному сосущество­ванию. Именно в этот период складывается стереотип поведения в группе, и каким он будет, зависит в пер­вую очередь от взрослого. Именно в данном возрасте важно заложить традиции взаимного уважения, тер­пимости и доброжелательности, которые очень облег­чит жизнь в последующие годы.                                   

Психические процессы

Основные психические процессы — восприятие, внимание, память, мышление, речь носят у детей 2—3 лет непроизвольный характер. Это означает, что они не могут по собственному желанию сосредоточить­ся или запомнить, а обращают внимание только на то, что само привлекло их внимание, запоминают то, что само запоминается, и т. п.

Между двумя и тремя годами происходит становление и интенсивное развитие активной речи. Вместе с тем речь детей ситуативная. Она привязана к тем условиям и обстоятельствам, которые ребенок воспринимает и в которых он действует. Она осу­ществляется в процессе диалога, т. е. требует посто­янной поддержки со стороны собеседника. Словарный запас должен за этот год значительно возрасти. Если в два года он в среднем составляет 270 слов, а в два с половиной — 450, то в три года — это уже 800, а у хорошо развитых детей — более 1000 слов.

 Индивидуальные различия у детей в этом возрасте очень велики. Прежде всего они определяются харак­тером общения со взрослым. Ребенок должен слы­шать разнообразную речь взрослых, охотно и много разговаривать с ними сам. В противном случае совер­шенно нормальные дети начинают отставать в рече­вом развитии. И их словарный запас может составить в два года — 50 слов, а в три — не более 300.

Познание окру­жающего мира происходит в процессе реальных пред­метных манипуляций. Соответственно основным ти­пом является предметно-манипулятивная игра. Когда двухлетний ребенок ставит кубик на кубик, его цель, скорее всего, добиться, чтобы постройка не упа­ла. Ребенок с удовольствием возьмет любой конструк­тор и будет собирать из него не самолет и не паро­ход, а «абстрактную» конструкцию. Когда ему попадут в руки фломастеры или краски, он чертит по бумаге и радуется появляющимся линиям или цвето­вым пятнам и их сочетаниям. Он открывает для себя пластические возможности глины, воска, пластили­на, сминает и рвет бумагу без конкретной цели — из чистого интереса.

Еще одно направление действий ребенка с окружаю­щими предметами — исследование их внутреннего уст­ройства. Наиболее привлекательными становятся предметы, которые имеют отверстия и полости, в которые можно что-либо положить, а затем вынуть обратно. Надолго может завладеть вниманием малыша вещь, которую он сможет разбирать на части. И большой ин­терес представляют детали, из которых он сможет что-то сконструировать самостоятельно. Итак, он ис­пользует три типа действий: разобрать на части, скон­струировать нечто, заполнить или опустошить емкость.

Детям интересны все игрушки и предметы, кото­рые двигаются. Они исследуют разные принципы движения.  Озвученные игрушки дают представление о раз­ных способах получения звуковых эффектов: ребенок пробует нажимать на клавиши, дергать струны, дуть в дудочки, ударять по барабану ладонью или специ­альной палочкой.

Очень важно поддерживать в этом возрасте саму мо­тивацию исследования и познания окружающего ми­ра. Для интеллектуального развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. По сравнению с домашней предметная среда в детском саду сильно обеднена. Дома в распоряжении ребенка оказываются всевозможные предметы взрослого оби­хода, использование которых ребенок, по крайней мере, наблюдает, а во многих случаях и пробует дейст­вовать с ними сам. Детей больше всего привлекают именно настоящие вещи, которыми пользуются взрослые. Эти вещи имеют осмысленную, четкую функцию, определяющую их устройство, которое так занимает малышей. Что же это звенит в телефонном аппарате? Что вспыхивает, когда папа фотографирует?

Дети этого возраста многократно повторяют так называемые прямые и обратные действия. Они могут многократно вкладывать и вынимать что-то из коро­бочки или кошелечка, открывать и закрывать замо­чек сумочки или сундучок, выдвигать и задвигать ящики, застегивать и расстегивать различные замки, включать и выключать свет. В этом случае их занима­ет сам факт обратимости своих действий.

На основе восприятия малыш учится к трем годам осуществлять простейшие классификации, например по цвету, по размеру.

Ребенок 2 – 3 лет проявляет свои эмоции ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно прекратить реветь». Если эмоция слишком сильно захватила малыша, он нуждается в том, что бы взрослый помог ему успокоиться, восстановить равновесие. Малыша легко отвлечь и переключить из одного состояния в другое.

Ребенок очень восприимчив к проявлению эмоций других детей. Он легко заражается ими и присоединяется как к бурным проявлениям радости, так и к плачу. В тоже время во многих ситуациях он обнаруживает бесчувственность, подчас граничащую с жестокостью. Он может радостно таскать котенка за хвост, с хрустом давить улиток и т.п. Делается это не со зла, а потому что он не задается мыслью и не может представить себе, что причиняет кому –то страдания. Однако если вы тактично не отучите его от подобных «развлечений», они могут с годами превратиться в подлинную жестокость.

В этом возрасте многие дети проявляют возрастаю­щие страхи — темноты, чудовищ, больших и лохма­тых существ, собак и т. п. Ребенок может испугаться неожиданного резкого громкого звука, движения.

Положительные эмоции, так же как и отрицательные,   в значительной сте­пени связаны с разными физическими ощущениями: вкусной едой, приятными запахами (например, цве­тов или духов), приятным контактом со взрослым и его лаской, активным движением, пением, легкой ве­селой музыкой, осязанием приятных на ощупь тканей или материалов, из которых сделаны или которыми наполнены внутри мягкие игрушки, для некоторых детей — с купанием. В целом здоровый двухлетний малыш склонен иметь постоянно хорошее настроение.

 Для поддержания ровного положительного эмоци­онального фона очень важно соблюдение четкого и со­ответствующего возрастным физиологическим особенностям и ритмам режима.

Дети очень восприимчивы к музыке, и с ее по­мощью можно создать у ребенка тот настрой, который в данный момент необходим, например расслабление и покой при укладывании на сон, радость в период ак­тивного бодрствования.

 

         Как следует взаимодействовать с детьми в  воз­расте от 2 до 3 лет

1. Сопровождайте все происходящее ясными речевы­ми комментариями, поясняющими ребенку смысл событий. Называйте предметы, описывайте собы­тия, ощущения, чтобы помочь ребенку выучить новые слова.

2. Помогайте ребенку в решении бытовых проблем. Тем самым вы создаете у него чувство уверенности и защищенности, что является основой психологического комфорта.

3. Выражайте  эмоциональное сопереживание и со­чувствие детям. Если это необходимо, пожалейте и утешьте малыша.

4. Одобряйте каждое самостоятельное начинание ма­лыша, стремление сделать что-то самостоятельно, по собственному замыслу.

5. Следует отдавать себе отчет  в том, какой образец поведения вы показываете детям. Будьте готовы к тому, что они могут копировать все, что делает взрослый, а не только то, что вам хотелось бы. 

6. Побуждайте ребенка пользоваться речью. Дожидайтесь ответа, даже тогда, когда ребенок недостаточ­но владеет ею. Голос взрослого не должен доминировать. Речь ребенка еще только формируется. И многое из того, что вы говорите, он просто не по­нимает.

7. Говорите короткими  предложениями  и употреб­ляйте более простые речевые конструкции.

8. Ясно формулируйте, чего вы хотите от ребенка. Давайте четкие инструкции по поводу желательного поведения. Не пускайтесь в долгие разъяснения.

9. Читайте и рассказывайте детям о разных вещах и событиях. Не жалейте на это времени.

10. Многократно повторяйте спектакли, сказки, истории.

11. Не спешите вводить новую игру, песенку, танец, если малыш еще не до конца освоил предыдущее, и оно ему  не надоело.

12. Помните, что время от времени ребенок нуждается в ласке, в том, чтобы его погладили, слегка приоб­няли, позволили прижаться.

13. При бурных проявлениях эмоций ребенка попытайтесь вызвать у него другое состояние, спокойно переключив внимание малыша.

14. Нужно давать детям как можно больше разборных игрушек и предметов из взрослого обихода, которые можно разобрать.

15. Предоставляйте в распоряжение детей конструкто­ры и мозаики и давай­те возможность самостоятельно исследовать их.

16. Желательно, чтобы через игрушки ребенок смог познакомиться  с  самыми  разнообразными  материалами: тканями разной фактуры (шелк, плюш, вельвет, шерсть, лен), деревом, глиной, металлом, пластиком, резиной и т. п.

17. Предоставляйте   детям   разнообразные   изобрази­тельные материалы (краски, мелки, фломастеры, пластилин,   бумагу   различной   фактуры,   кисти, штампы и т. п.).

18. Предоставляйте  детям  разнообразные  предметы, которые можно заполнять и опустошать: банки, коробки, сумочки и кошельки, пустые флаконы.

19. Делайте вместе с детьми звучащие игрушки — «шумелки» и «гремелки» из пустых флаконов, «киндер-сюрпризы», наполняя их различными семена­ми, металлическими предметами, песком и т. п.Не всегда правомерно требовать от малыша, чтобы он снова собрал разобранную игрушку, так как в большинстве случаев ему это еще не под силу.

 

 Ориентиры возрастного развития: к трем годам ребенок может 

  • Ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга; прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т.д.
  • Брать, держать, переносить, класть, бросать , катать мяч. Ползать, подлезать под натянутую веревочку, перелезать через бревно, лежащее на полу.
  • Самостоятельно есть.
  • Иметь активный словарный запас (не менее 1000 – 1200 слов); повторять за взрослым небольшое предложение (в т.ч. вопрос или восклицание); ответить на понятный вопрос взрослого.
  • Поделиться информацией («Коля пришел»), пожаловаться на неудобства (замерз, устал), и действия взрослого (отнимает).
  • Сопровождать речью игровые действия («приборматывать»); слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения; пользоваться речью как средством общения со взрослыми.
  • Различать большие и маленькие предметы, понятия «много» и  «один»; узнавать шар и куб.
  • Слушать стихи, сказки, рассказы; при повторном их чтении приговаривать слова, небольшие фразы; вместе со взрослым рассматривать иллюстрации в знакомых книжках; читать стихи с помощью взрослого (А. Барто из цикла «Игрушки»).
  • Знать, что карандашами, фломастерами, красками кистью можно рисовать.
  • Различать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.
  • Радоваться своим рисункам, называть, что на них изображено.
  • Лепить из глины несложные предметы; аккуратно пользоваться глиной.
  • Различать основные формы строительного материала (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр); с помощью взрослого строить разнообразные постройки, используя большинство форм.
  • Разворачивать игру вокруг собственной постройки. 
  • Выполнять музыкальные движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук. 
  • Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, виды транспорта. 
  • Свободно ориентироваться в ближайшем окружение: узнавать свой дом и квартиру, детский сад, груковую комнату. 
  • Знать имена членов семьи, воспитателей группы, няни. 
  • Вместе со взрослыми заботиться о живых существах: поливать комнатные растения, кормить птиц, рыб и т.п.

 

Литература:

 1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования  / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

2. Смирнова Е.О. Детская психология - СПб.: Питер, 2009 - 304 с.

3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология - М.: Академия, 2001 - 336 с.

4. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста - М.: Дрофа, 2006 - 176 с.  



Просмотров: 636
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Ребенок отличается от других детей: инакий ребенок
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Дети скучают... (взгляд на развод глазами одного ребенка - подростка - взрослого)
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Ведешь себя, как ребенок, лишаешь своих детей - детства
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Как легко влиять на ребенка. Когда дети хотят следовать за взрослым?
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Если ребенок сам себе значимый взрослый.
  • Если ваш ребенок в этом году идет в школу
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Почему дети врут? Что делать, если ребенок обманывает?
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Что мне делать, если взрослый ребенок ни учится, ни работает
  • Если хотите, чтобы ваш ребенок читал.
  • Мой сын не хочет ходить в детский сад. Все о тревоге ребенка и взрослого
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....
  • Приятных снов! Упражнения, которые помогут, если ребенок плохо спит
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Ваш ребенок кривляется...Навязчивые движения и тики у детей
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь