Бесплатное онлайн обучение на психолога-сексолога. Психология. Лекция 5.

Бесплатное онлайн обучение на психолога сексолога Психология Лекция 5Психология. Лекция 5. Курс психология личности. Психологические защиты. Рационализация и вытеснение.

Психологическая защита – это совокупность психических механизмов, действующих на бессознательном уровне и обеспечивающих лучшее приспособление в различных ситуациях, способствуя устранению тревоги, улучшению самочувствия, повышению самооценки и улучшению взаимоотношений.

Защитные механизмы стабилизируют личность, но не решают конфликта – ограничивают личность от возможности вскрыть этот конфликт. Действуют как хороший косметический ремонт. Иногда хороший косметический ремонт возможен, нужен, не обязательно рушить стены и возводить новые.

Формируются с раннего детства и тесно связаны со стержневыми свойствами характера. У каждой личности есть весь спектр защит, но используются 1-2-3. В норме защитные психологические механизмы адекватны угрозе. В случаях болезни и других выраженных проблем защитные механизмы могут быть не адекватны ситуации, могут вообще не срабатывать, психологическая защита может начать работать на болезнь или на проблему. Описано более 2 десятков вариантов психологических защит. Не существует строгой общепринятой классификации (мы будем разбирать классификацию Карвасарского – главного психиатра страны).

Учение о психологических защитах идёт из психоанализа.

Психоаналитики выделяли такую функцию психологических защит: поддержание равновесия между либидо и мортидо.

С точки зрения психоанализа, судьба человека определяется судьбой его влечений. Либидо – всё, что связано с развитием, с работой, с активностью.

С точки зрения природы, эволюции, влечение к смерти очень важно, чтобы мы освобождали место для следующих поколений. Продолжительность жизни определяется психической энергией. Если бы не было мортидо, мы жили бы дольше, была бы проблема с перенаселением. Смещение в сторону мортидо: люди с явно выраженным аутоагрессивным поведением. Стремление себя убивать не в остром (единоразовый акт суицида), а в хроническом поведении. Склонность становиться жертвой, виктимность. Аутоагрессивное поведение у зависимых. Удобно и социально приемлемо уйти из жизни с помощью алкоголя, курения, наркотиков. Люди со склонностью к рискованному поведению – езда на высокой скорости. Экстремальные виды спорта — стремление к скорости, к адреналину становятся чем-то вроде наркотика, в моменты, связанные с возможностью умереть, «на грани», они испытывают ощущение жизни.

Каждое влечение должно быть локализовано.

Как можно распорядиться влечениями / реализация влечения:

  • Когда влечение реализуется напрямую. Сексуальное влечение – напрямую на личностях своего или противоположного пола. Влечение к смерти может быть реализовано напрямую через профессиональную деятельность (например, врач-хирург, патологоанатом).
  • Влечение может быть реализовано на замещающих объектах. Влюблённый при отсутствии любимого с обожанием смотрит на подарки, которые дарили друг другу. Школьник портит учебник, реализуя свою ненависть к определённому предмету.
  • Сублимация влечения. Сублимация – это удовлетворение влечения через социально приемлемые высокодуховные формы поведения – живопись, музыка, творчество, стахановские подвиги на обычной работе. Сублимация доступна только человеческой психике, а предыдущие формы реализации влечений доступны и животным. Сублимация помогает духовно и личностно расти.
  • Последний вариант реализации влечения – вытеснение из сознания в бессознательное. Чтобы вытеснить, нужно применить много психической энергии. Чем больше влечение, тем больше нужно энергии, чтобы вытеснить и удерживать вытесненным (не допустить до сознания). Вытеснение бессознательного не подлежит оценочной квалификации (плохо – хорошо). Есть влечение – его необходимо удовлетворить, а у личности отсутствуют механизмы его удовлетворения (либо эта личность не наработала способы удовлетворения влечения, либо произошёл конфликт невозможности удовлетворить), и происходит вытеснение.

Классификация психологических защит по Карвасарскому:

  1. Рационализация

Механизмы рационализации были открыты Фрейдом в эксперименте с зонтиком. Человеку под гипнозом внушали, что идёт дождь, он, находясь в помещении, раскрывал зонт. Потом его выводили из гипноза и спрашивали, почему он стоит в комнате с зонтиком – и человек начинал искать объяснения своему поведению, которое было невозможно никак объяснить.

Позже проводился такой эксперимент. Людей оставляли в комнате и наблюдали. Большинство людей метались, а в какой-то момент успокаивались. Когда их спрашивали, что с ними происходило, давали странные объяснения: «я решила, что ещё 15 минут я посижу спокойно». Люди искали точку опоры. Ситуация, когда не понятно, что происходит, вызывает тревогу, и человек, давая даже нелепое и безумное объяснение, успокаивает тревогу. У человека есть потребность, чтобы каждое следствие имело причину, чтобы мир был стройным и понятным. В погоне за стройностью мира человек даже готов взять на себя часть ответственности за то, что он не совершал – вину. Например, жена отправляет мужа за хлебом, а он попадает под машину и погибает, и жена винит себя в его гибели – ей так легче перенести его смерть, нежели принять ситуацию такой, какая она есть. Когда абитуриенты подходят к списку поступивших – не видят своей фамилии в списке, кто-то думает, что ему всегда не везёт, кто-то подумает, что ошиблись.

Сам факт происшествия нужно как-то объяснить, как-то обосновать. С объяснением легче справиться с ситуацией. А испытать в ситуации напрямую нахлынувшие чувства (в чистом виде) труднее. Для психики проще даже принять тяжёлый факт тотального невезения, если этот факт что-то может объяснить.

Наше сознание хочет построить такую внутреннюю картину мира, в которой не будет противоречий, которая ясная и прозрачная. Это даёт человеку ощущение контролируемости и управляемости ситуацией, миром, ощущение того, что он может спрогнозировать, регулировать мир. Поиск каузальности – поиск причины и следствия. Как будто бы человек должен знать, что каждый его шаг логичен, что всё, что бы он ни делал, имеет какое-то основание.

Рационализация направлена на снятие напряжения при переживании дискомфорта, но не на разрешение противоречия, которое лежит в основании конфликта. Как правило, рационализация использует квазилогические объяснения.

Умение пребывать в ситуации противоречий – важное качество психологов, которое нужно в себе растить. Существует много вопросов, на которые нет ответов (риторические вопросы), много что в этом мире невозможно рационально объяснить.

Человек, который быстро находит объяснение, не даёт проявиться чувствам или развернуться мышлению в какую-то другую сторону, он быстро навешивает ярлык.

Рационализация также проявляется, когда существует двоякость знаний – несколько мнений по одному вопросу.

Чтобы иметь вредную привычку или зависимость, нужно психику защитить от осознавания вредных последствий. Пример с курением: есть люди, которые курили и умерли от рака лёгких, есть люди, которые курят всю жизнь и живут долго и без болезней – курильщик воспринимает и научную информацию о вреде, и наблюдает курящих людей, которые не заболевают раком лёгких.

Рационализация возникает и тогда, когда есть пробел в знаниях. Человек домысливает, почему что-то произошло.

 Как распознать рационализацию:

  • Рациональный человек очень быстр в объяснениях.
  • Вследствие рационализации мышление становится шаблонным, человек словно лишается способности фантазировать.
  • Такой человек склонен к ярлыкам – очень быстро люди, события и явления подгоняются под схему и навешивается ярлык. То или другое очень быстро загоняется словно бы в «прокрустово ложе».

 Выгоды рационализации:

  • Мир предстаёт стройным, логически обоснованным, предсказуемым
  • Рационализация позволяет сохранить лицо и выйти сухим из воды в таких ситуациях, которые являются нелицеприятными для человека.
  • Позволяет менять отношение к предмету, к ситуации, ничего не меняя в себе.
  • Снимает тревогу, напряжение, придаёт уверенность человеку.

Что может запустить рационализацию: какая-либо ситуация, когда есть блокировка актуальной проблемы. Когда человек что-то хочет, но в силу каких-то причин получить не может – не хватает возможностей личности или ситуация. Задача такой рационализации – обесценить цель, которую человек либо не может достичь, либо не может / не хочет приложить достаточное количество усилий. Прототип такой рационализации – басня про лису и виноград.

Минусы рационализации:

  • Идёт отодвигание конструктивного решения проблемы в пространстве и времени. Проблема не решается, а усугубляется.
  • Когда рационализация обслуживает желание выглядеть лучше перед собой и другими, она ещё и усугубляет проблемы, лишает возможности личностного роста. Значительно упрощает внутренний мир личности.
  • При рационализации используются одни и те же схемы, одни и те же объяснения, логические цепочки не разнообразны – делает мышление более ригидным, сужает мышление. Для такого человека не остаётся места в мире для удивления и чудес. Человек просто не замечает то, что не вписывается в привычное восприятие, в «прокрустово ложе» логических объяснений.

Чтобы успешно работать, нужно распознать рационализацию и наработать приёмы по её преодолению. Рационализация распознаётся преимущественно на вербальном материале (по тому, как человек говорит) – по квазилогическим объяснениям, желанию быстро всё объяснить. Их мир словно одномерен – это проявляется в разговоре.

Вопросы, которые психолог должен задавать самому себе, чтобы у себя выявлять и искоренять рационализацию:

  • Насколько вы быстры в объяснениях?
  • Стремитесь ли всегда выстраивать причинно-следственные связи?
  • Осталось ли в вашем переживании мира удивление, чувство прикосновения к тайне? Или вами двигает страсть раскрыть все тайны?

Не спешить всё объяснять, необходимо оставить время для переживания чувств – чувства требуют времени, паузы. Не спешите с интерпретациями, в том числе поведения своих клиентов. Важно научиться воспринимать каждый факт поведения человека как нечто уникальное. Не быть самоуверенным в выводах. Важно, чтобы уникальность сохранялась. С логикой невозможно опоздать. Мышление натренировано давать объяснения. А момент, когда нужно почувствовать, понять, что происходит на самом деле  – можно и упустить, зарационализировав чьё-то поведение.

В наибольшей степени рационализацию используют люди с обсессивно-компульсивными чертами.

Как можно работать с рационализацией:

Если не прибегать к рационализации, человек испытывает вполне переносимые чувства, хоть и неприятные. Не нужно прятаться за рационализацию, хоть она и даёт спокойствие.

Когда к вам приходит клиент, приходится решать, усиливать психологические защиты клиента или ломать их и решать ситуацию в корне. Клиент может придти в таком состоянии, что нет энергии и сил, чтобы решать, он нуждается в том, чтобы его защиты подкрепили, и вы будете вместе с ним рационализировать, помогать ему найти логические и квазилогические объяснения, чтобы поддержать его, сделать косметический ремонт. Это вполне адекватный запрос.

Есть разные степени использования рационализации – у кого-то включается только в стрессе, а кто-то использует постоянно.

Если клиент пришёл с проблемой, и вы видите, что рационализация мешает решить проблему – вы идёте к конфликтной ситуации, вы показываете клиенту, как можно решить, а он рационализирует, вам эту защиту нужно ломать – прояснением или конфронтированием.

Проблемной эта защита становится в ситуации, связанной со стрессом. В какой-то бытовой ситуации с ней работать нет необходимости (например, девушке понравилось платье, не было денег купить, придумала себе, что не очень-то и хотелось).

  • Вытеснение
  • Условия для вытеснения:

    • Влечение должно быть однозначным, сильным, без вариантов («хочу именно это»).
    • Таким же сильным должен быть запрет на удовлетворение этого желания – тотальный запрет, без вариантов. Это может быть запрет внутреннего цензора, беспощадного и безальтернативного (он может быть разным у разных людей), сильное предписание суперэго (например, девочку так воспитывали, что мужу нельзя изменять ни в коем случае).
    • У личности не отработаны приёмы сублимации
    • Вся ситуация, с этим связанная, носит характер невозможности или конфликта.

    Варианты вытеснения:

    • Вытеснение требований или предписаний суперэго (сверх-Я).

    Вытесняется что-то неприятное, связанное с чувством вины. Чувство вины – некоторая расплата за совершённый поступок, и вытеснение работает на то, чтобы человек почувствовал себя хорошо. Если вытеснение удаётся, чувство вины снимается, возвращается психологический комфорт, но с серьёзными последствиями. Например, человек берёт взятку – если первый раз, то появляется чувство дискомфорта, вступает вытеснение, затем рационализация («все берут», «это не взятка, а подарок») несоответствия между тем, что человек делает, и его внутренним убеждением, что так делать не хорошо, подкреплённого законом и моралью. Если в первой фазе есть дискомфорт, то во второй фазе человек себя уже хорошо чувствует. На работу психологических защит затратилась энергия и продолжает тратиться. Это вызывает астенический симптомокомплекс (нарушение работоспособности, утомляемость, вялость, слабость, нарушение сна, раздражительность, потеря контроля, слезливость, желанный отдых не приносит восстановления, более раннее изнашивание организма) возникает на первой фазе работы рационализации с вытеснением. АСК возникает не в 100 %. Периодически возникает ощущение опустошённости – если люди долго занимаются вытеснением с рационализацией.

    Человек, который склонен к антисоциальным поступкам – просчитывает на 3-4 шага, а на дальнюю перспективу не просчитывает. Пример: высокопоставленный чиновник из-за маленькой взятки рискует (неоправданно) высокой должностью.

    Конфронтация – говорить напрямую «это не решает проблему». Клиент приходит к вам за конкретным результатом, он оплачивает консультацию, он напрямую заинтересован в результате. Иногда клиент сам просит о конфронтации. Клиент понимает конфронтацию – да, есть риск, что восстановите клиента против себя, и он уйдёт из терапии, но в консультировании всегда есть смысл рискнуть.

    • Вытеснение влечения.

    Когда влечение не может быть реализовано напрямую, не может быть сублимировано – оно вытесняется / загоняется в бессознательное, в Оно / Ид. Соответственно, весь объём энергии, которая сопровождает влечение, тоже остаётся в бессознательном. Находясь в бессознательном, движимая принципом удовольствия, эта энергия живёт. И вытесненное влечение не перестаёт быть фактом психической активности личности. Вытесненное влечение может различными способами влиять на поведение человека.

    Суперэго приходится быть постоянно начеку, постоянно поддерживать вытеснение влечения, это требует достаточно сильного напряжения, которое может трансформироваться и выражаться в астеническом синдроме.

    Другое следствие того, что вытеснение исключает возможность сублимации вытесненного — использование энергии нежелательного влечения на такие цели и объекты, которые не вызывают сомнений в отношении социальной одобряемости. Кроме того, у загнанного в подполье влечения, которое культурно не переработалось, много шансов вырваться на свободу в самый неподходящий момент, иногда в социально опасной форме. Пример – истерическая реакция, припадок гнева, немотивированный аффект (задели чуть-чуть, а на свободу вырвался целый вулкан, на небольшой раздражитель личность даёт неадекватную реакцию).

    Момент из фильма «Три тополя на Плющихе» (когда героиня Дорониной металась, выйти на свидание или нет):

    В результате вытеснения вытеснился реальный путь для прорыва, далась возможность аффекту проиграться, пометаться, но в самый решающий момент (когда вроде бы влечение победило) появилась пелена на глазах как будто пелена на разуме. Когда ситуация становится безопасной, потеря зрения / слуха / памяти проходит, как по мановению волшебной палочки.

    Любой аффект говорит о значимости.

    • Вытеснение реальности.

    Человек вытесняет или очень сильно искажает информацию, которую не хочет воспринимать. Поскольку она для него может быть болезненна или неприятна, либо разрушает представление человека о себе. В этой ситуации сверхЯ (суперэго) напрямую делает человека слепым или глухим, либо нечувствительным к важной тревожной информации. Словно если бы человек воспринял эту информацию – его психическая жизнь словно разрушится, произойдёт разрушение психики (практически как смерть).

    Иллюстрация – пример из автобиографической повести Мариэтты Шагинян «Человек и время». Мариэтта, будучи ученицей начальных классов, взмолилась Богу, чтобы не слышать историю с «клубничкой», которую рассказывала старшеклассница, а убежать было некуда, и из вежливости не могла остановить рассказ – и оглохла на всю жизнь. У Мариэтты было сильное сверхдоминантное бескомпромиссное Сверх-Я (супер-Эго).

    При вытеснении реальности существует много предписаний Супер-Эго, которые не дают возможности найти адекватный компромисс. У Мариэтты – предписания быть вежливой (девочка была послушной, доверяла тому, что говорили родители, и соответствовала этому – это собственный выбор ребёнка, плюс индивидуальные особенности – стремление к перфекционизму и негибкость мышления, при этом сам характер предписаний жёсткий), не перебивать, подавать реплики в ответ, и при этом не воспринимать содержимое. На тот момент вытеснить реальность показалось для психики самым безопасным.

    Психика наша очень лабильна, подвижна, способна на многое.

    Одним из вариантов вытеснения реальности является нервная анорексия (худая девушка смотрит в зеркало и видит себя полной).

    Что плохого в вытеснении: вытеснения, раз начавшись, потом всё чаще и чаще используются, и являются причиной психосоматических заболеваний; на вытеснение тратится огромное количество психической энергии.

    Случай: женщину-врача соседи позвали вытащить повешенного из петли, диагностировать смерть. Она перерезала петлю – сопротивление было велико, очень не хотелось этого делать, но в Супер-Эго поселилась клятва Гиппократа. И после этого отнялась правая рука – истерический парез (всё нормально с нервами и мышцами; есть расстройство, а патологии нет). Психолог принял её симптом (не стал критиковать) – приём косвенного внушения: сказал, что такое бывает со всеми, кто вынимает покойника из петли, и все симптомы проходят ровно через 2 недели (так оно и случилось).

    Как лучше для человека, известно только ему самому: возможно, если влечение прорвётся, Супер-Эго после этого может так замучить (например, чувством вины), что человек предпримет суицидальную попытку.

    Психолог напрямую говорил клиентке, что ей нужно разорвать мучительные отношения с мужем, т.к. они приносили клиентке очень много страданий. Но она на тот момент не была готова к разрыву отношений, даже к восприятию совета расстаться. Ушла из терапии. А когда сама созрела, сама прервала отношения, вышла замуж за другого, родила ребёнка, всё сложилось очень благополучно. Это всегда выбор самого человека.

    Научиться свои влечения реализовывать, сублимировать, перерабатывать либо вообще выдерживать.

    Совсем избежать психологических защит невозможно (они уже сложились), но перестроиться можно.

    Тест Плучека выявляет ведущие психологические защиты человека.

    У клиента можно выявлять защиты по проблеме – какие защиты работают на эту проблему. Например, у алкоголиков ведущая – отрицание (отрицают свою болезнь). Наркоманы признают свою болезнь. Отрицание алкоголика поддерживается рационализацией – «я пью, как все», «сосед пьёт ещё больше», «я знаю деда, который пил и дожил до 90 лет», что алкоголь полезен (факт полезности красного вина, водка выводит тяжёлые металлы, радиацию).

    Любовная зависимость – желание находиться рядом с человеком, с которым больше негатива, чем позитива. Или желание такого человека, с которым невозможно соединиться. Пример: девушка влюбляется в женатого мужчину, он её 10 лет говорит, что не может развестись, т.к. жена больная, что он не спит с женой, а потом женщина узнаёт, что жена беременна третьим ребёнком. Он говорит, что теперь уже точно не сможет развестись, что жена украла его сперму. Причём с интеллектом у женщины всё в порядке – дело в том, что её зависимость очень сильна. Суть этой зависимости в том, что на бессознательном уровне огромный страх интимности, страх близких отношений. Близкие отношения предусматривают, что люди много времени проводят вместе, и тебя увидят такой, какая ты есть. А иметь дистантные отношения безопаснее, и никогда не будет близости. Сознательно она стремится к близости, а на бессознательном уровне выбираются такие мужчины, с которыми невозможно быть близкой – либо женат, либо живёт в другой стране и не собирается переезжать. При этом имеет место повторяемость – это уже энный мужчина в такой жизни. Комплекс защит – и лечится детская травма. Это бывает, если у девочки были нарушены отношения с отцом – её сексуальность не была принята отцом или, наоборот, граница была нарушена. Как будто она хочет вернуть детскую ситуацию и вылечить её – либо хочет быть близкой с отцом, с которым невозможно быть близкой. Пример: отец оставил в детстве, и клиентка больше никогда не видела отца. Девочка ещё ни в чём не виновата, а её уже бросает отец, самый первый мужчина в её жизни. Или травма может выглядеть так: отец говорил дочке, которая хотела танцевать и красивое платье, что её подружка красавица, и ей действительно нужно красивое платье, а у его дочки другие ценности – ум. Отец не поддержал её женственность, не принял её как девочку, как маленькую женщину. И отношения нарушились. Другая девочка бы восприняла как вызов – что она будет самой красивой, и у неё будут самые красивые платья. А эта девочка восприняла как истину – и сейчас, будучи взрослой и имея модельную внешность, она считает себя некрасивой, стесняется раздеться на пляже, хотя объективно имеет великолепную фигуру.

    Отсутствие одного из родителей – серьёзная психологическая травма. Может привести к проблемам, а может привести к большому богатству (хочется вознестись – все самые богатые люди имели серьёзные психологические проблемы в детстве; мышление, направленное на зарабатывание денег, как будто бы залечивает детскую травму).

    Бессознательное влечение прорывается через сон, через оговорки / описки.

    Настя Михеева, психолог — сексолог, секс-коуч, преподаватель тантры, специалист по женскому оргазму. Для сайта Хэппи Вагина Гуру: для онлайн курсов и проекта бесплатного обучения на психолога-сексолога, секс-коуча и преподавателя современной сексуальной тантры с выдачей 3 сертификатов на русском и английском языках.



    Просмотров: 520
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Что делать, если: «секс отвернулся?»Как повлиять на силу влечения, или, когда яркий секс уже в прошлом
  • Хотеть, чтобы что-то случилось в нашей жизни и быть готовым это принять - очень разные вещи!
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Как я стал психологом и что может быть, если не прислушиваться к своим желаниям
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Я верю в то, что любой человек достоин, чтобы его хвалили!
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Если человек говорит, что не хочет больше жить...
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Что такое психология и как она может помочь Вам в жизни
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь