Инструкция фараону и чиновнику. Мудрость, которой 5000 лет.

 

Инструкция фараону и чиновнику Мудрость которой 5000 лет

Мы в Луксорском музее древнеегипетского искусства... 

Вот статуя коленопреклоненного генерала и фараона Хоремхеба. Он подносит  богу-творцу две вазы с ароматическими маслами.  

Вот другая статуя - Тутмоса Третьего...

Фараон - на коленях, в короне "хепреш" и в парадном одеянии.  За ним - бог Амон, благословляющий духовного отпрыска в момент коронации.

Перекидываемся взглядом:

- Да... что и говорить,  вертикаль власти начиналась у древних в правильном месте... 

Лицо хрупкого,  малого ростом Тутмоса - сосредоточено, его плечи явно напряжены грузом ответственности... И ни намека на эйфорию от новообретенного властного положения... 

Шушукаемся:

-Ах,  ну что с таким фараоном делать?.. 

- Ну, только ему служить!.. 

Величие древнеегипетской культуры и высокая планка гуманизма, установленная задолго до Сократа и Платона, отражены в дошедших до нас текстах той поры. 

Так,  за четыре столетия до Тутмоса и Хатшепсут, номарх Менчу-Хетепу, живший во время правления Сенусрета I, приказал оставить следующую запись:

"Я сам -  поучение живое для юношей: спокойствие, терпеливость, отсутствие спора с маленьким человеком.  Ибо нет высокопоставленного,  который был бы высокомерным,  которого бы любили... Благосклонность к говорящему о нуждах своих,  пока он не изложит наболевшее... Выслушивание его голоса и есть уже устранение нужды его,  ибо всякий человек познается по сути своей подлинной избытком молчания со стороны изучающего,  когда подавляются порывы... Настоящий памятник человеку - добрые свойства его,  забвение ждет злонравного. Если будет свершение по слову сему,  то пребудет имя мое доброе постоянно во граде моем,  ибо нерушим памятник: мой век.*

А еще раньше,  в 3-ем тысячелетии гераклеопольский царь оставил такое наставление своему сыну Мерикара:

 

Проходит жизнь на земле,  недолга она. 

Процветает тот,  кто оставляет о себе память... 

Праведный живет вечно,  

избегает смерти тот, 

кто идет вместе с Озирисом,

достигнув освобождения... 

 

Справедливость владыки - это праведность сердца. 

Твори истину,  и будешь жить долго на земле. 

 

Сделай так,  чтобы умолк плачущий,  

Не притесняй вдову, 

Не прогоняй человека из-за имущества его отца. 

Не вреди вельможам из-за их мест. 

 

Остерегайся наказывать несправедливо. 

Не убивай,  -

нехорошо это для тебя... 

 

Остаются дела после смерти человека. 

Кладут их в кучу рядом с ним. 

Вечность - это пребывание там. 

Глуп тот,  кто сим пренебрегает. 

Но тот,  кто достиг вечности,  не делая греха,  

будет подобен богу, свободно шагающему,  

Подобно владыке вечности... 

 

Не делай различия между сыном знатного и простолюдина.

Приближай к себе человека за дела его, 

И да будут творимы все ремесла... 

Укрепляй жертвенники,  почитай бога. 

Не говори,  что это слабость,  не распускай рук,  будь в радости... 

Не порть памятников,  чтобы их восстанавливал другой,

Который придет после...

Не строй гробницу,  разрушая сделанное,

чтобы соорудить свою. 

 

Смотри -  вот царь,  владыка радости,  

будь кротким, 

И ты будешь спокоен в своем могуществе... 

 

Заботься о людях,  пастве бога... 

Сотворил он для них землю и небо по их желанию, 

Уничтожил он мрак вод,  создал для них воздух... 

Это - подобия его,  которые вышли из его тела. 

 

Он сотворил свет по их желанию, 

И объезжает на ладье небо, чтобы видеть их. 

 

Воздвиг он для себя святилище позади них

И слышит,  когда они плачут. 

Он создал для них владыку,  как опору,  

Чтобы поддержать спину слабого... 

 

Не причиняй страданий... 

 

Уста мои,  дают они законы для царя. 

 

Открой лицо свое,  

Чтобы ты возвысился как человек. 

-----------------------------------------#####-----------------------------

*О. Берлев комментирует данный текст так:"... добрый нрав способен создать человеку лучший памятник,  чем высочайшая из пирамид. Открываются истоки горациева "Памятника" и ясно показывается образ гуманизма в истории человечества. Вельможа похваляется не традиционными для древневосточных (в особенности - мезопотамских) текстов добродетелями,  - не заботой об имуществе бедняка и вдовицы. Достоинства вельможи исходят не из общинной заботы о всеобщем равенстве и благоденствии,  а из хорошо обдуманного этического принципа,  подчеркивающего значимость отношений между людьми прежде всего другого: не деяния, а доброе отношение к людям имеют главное значение для правителя.  Причем,  человек тем более способен изъявлять доброту,  чем более он владеет приемами самоконтроля, умеет властвовать над своим сердцем (страстями и амбициями)".

Добавим.  В приведенном тексте зафиксирована модель лидерства нового типа, модель нового идеала человека, - не приносящего добычу и владеющего магией (как в предшествовавшем обществу земледельцев обществе охотников),  а терпеливого и кроткого, внимательного законодателя и исполнителя законов, признающего земную власть (способную изменить обстоятельства) и власть божественную (то бишь обстоятельства более широкого космического и исторического контекста, которые изменить нельзя и которые можно только учитывать). 

Каждый из нас в какие-то моменты,  где-то и для кого-то является правителем...

Для ребенка, до определенного возраста,  родитель - воплощение Юпитера,  Зевса, верховного бога Олимпа.

Ну,  так как у нас с самоконтролем?... :) 

 

+7968 401 3047

 

 

 

 

 



Просмотров: 359
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • "Коммунистический" "Рай" шимпанзе бонобо или секс создал человека?
  • Про отношения (которые можно изменить, чтобы началась другая жизнь).
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Мудрый человек всегда найдет способ, чтобы не начать войну"... О конфликтогенах
  • Чтобы изменить жизнь не нужны радикальные перемены - "Эффект бабочки".
  • "Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей свое хорошее настроение" Спиноза
  • Как правильно "хотеть", чтобы желаемое сбывалось? Упражнение в преддверии Нового года
  • Тайный смысл отношений (или "Хочу, чтобы всё стало как раньше")
  • С чего начинать, чтобы "изменить ситуацию".
  • Четыре условия, чтобы не ощущать себя "плохой матерью"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Что делать, чтобы "развалить" отношения? Инструкция по применению
  • "Волшебная кнопка" у ребенка: как говорить, чтобы слышал?
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Боль хочет, чтобы ее чувствовали". Техника безопасности в моменты горевания.
  • Чтобы женщина не сказала тебе "Нет!" в тот самый момент...
  • Манипуляция таким словом, как, "цивилизация". Как сделать, чтобы так не манипулировали тобой.
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 1
  • Отрывок из моей книги "Чему нужно научить детей, чтобы они любили школу". Часть 2
  • "Главное, чтобы костюмчик сидел." Расстановки будущего.
  • "Не хочу, чтобы ребенок был похож на отца"
  • Чтобы другие боялись, или "всего доброго!"
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • "Перестать думать" vs "остановиться, чтобы подумать."
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • "У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса"
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Как рассказать о своих планах, чтобы не "сглазили"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь